Цифровые инструменты педагога для визуализации образовательного процесса. Сторителлинг как педагогическая технология

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Мастер-класс


Тема цифровизации образования не случайно все чаще появляется в СМИ, Интернете и других источниках. Цифровизация, несомненно, влияет общество, экономику в целом и на процесс и качество образования в частности. Новые технологии, внедряемые в процесс школьного образования, способны увлечь школьников гораздо сильнее, чем простые лекции.

Так как преимущества, которые дает цифровое образование, в мире уже исследованы и признаны. Россия, перенимая опыт коллег, реализует некоторые проекты, подразумевающие использование современных технологий в обучении. Основным таким проектом является всероссийский проект «Цифровая школа». Его целью является содействие в создании условий для развития российской системы образования и науки; повышение качества содержания образования; защита прав всех участников образовательного процесса. Но считаю, главной целью реформы цифровизации образования - обновление школьной инфраструктуры, формирование навыков использования цифровых ресурсов у школьников в образовательных целях. Например, использование информационных образовательных ресурсов, позволяющих получать доступ к результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира. [1, с. 54]

Сегодня в школах внедряется целый ряд информационно-образовательных инструментов, без которых мы уже не представляем нашу работу. Однако, с момента своего появления в школе информационные технологии не прекращают развиваться.

Второе десятилетие XXI века стало периодом внедрения в образование интернет-технологий, использования мобильных устройств на уроках и во внеурочной деятельности, электронных журналов и дневников, цифровых дидактических игр и технологий виртуальной реальности и др.

Сторителлинг

Одной из технологий эффективных коммуникаций является сторителлинг. Сторителлинг - в переводе с английского «рассказывание историй». Аналог в русском языке слово «сказительство». Цель сторителлинга: формирование мотивации к определенному действию через ассоциацию слушателя с героем истории. Как метод сторителлинг был впервые обозначен и испытан руководителем крупной международной компании Armstrong International Дэвидом Армстронгом. Сейчас сторителлинг активно используется в бизнесе, PR1, маркетинге, журналистике и в образовании.

_____________

1 Свя́зи с обще́ственностью, PR - технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации - фирмы, бренда)

Сторителлинг в образовании - это одновременно наука и искусство донесения учителем информации с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у школьника эмоции и размышления, то есть рассказ качественных историй. В сторителлинге нет ничего нового - люди рассказывают истории с древности. Анекдот, сказка, короткая фраза, жизненная история - всё это относится к разновидностям сторителлинга. Человеческий мозг устроен так, что он кодирует все окружающие объекты в образы для улучшения обработки и восприятия, поэтому мы так хорошо и запоминаем факты, вписанные в истории. Истории увлекательнее сухих данных, они лучше запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее. [4]

Современное поколение плохо воспринимает большие тексты, и, поэтому, учителям стоит использовать нестандартные способы передачи информации.

Что необходимо предпринять для создания хорошей истории?

Следуя советам основателя сервиса Tilda.ws Никиты Обухова, для создания хорошей истории нужно отобрать качественный контент, исследовать тему истории, подобрать красивые картинки и привлекательный заголовок к тексту. Современные читатели не читают подряд весь текст. По мнению Никиты, существует два вида чтения: традиционное и кросс-чтение (скримминг). Во время традиционного чтения мы оцениваем материал, а затем читаем. Скримминг - это чтение по диагонали, заголовков, вставок в тексте и т.д. Именно поэтому, зрительная подача материала на сайте должна быть разнообразной, но имеющей паттерны2 - повторяющиеся элементы дизайна, делающие текст одним целым. Во избежании монотонности в тексте делают большие отступы между блоками и контрастные элементы. Такой контент становится читаемее. Не маловажное значение дизайнеры сайтов уделяют красивым картинкам, так как визуальная часть истории помогает передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить пользователя в контекст. Это может быть, например, фото, видео, иллюстрация или инфографика. [7]

_____________

2 Па́ттерн - схема-образ, действующая как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе.

Виды сторителлинга

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории.[5]

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания историй. Активный сторителлинг способствует передаче не только явного, но и неявного знания через практическую деятельность. Педагог вовлекает слушателей в активную деятельность, чем формирует у обучающихся определенные умения и навыки. Такие как, умения создавать истории самостоятельно, моделировать различные ситуации и находить выход из проблемной ситуации, анализировать истории, делать выводы.

Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг3, инфографика). Любая история легче рассказывается и воспринимается, если ее подкрепить визуальным или аудио рядом. Цифровой (визуальный) сторителлинг позволяет не только создать наглядный материал для уроков, структурировать информацию, но и повысить результативность обучения, облегчить восприятие и запоминаемость информации.

_____________

3 Скрайбинг - это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка образов происходит в процессе донесения информации. ... Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека.

Цель: представить объёмную, сложную для восприятия информацию в простой форме.

Для того, чтобы пользоваться цифровым сторителлингом с наибольшей степенью эффективности существует множество сервисов web.2.0. Давайте рассмотрим примеры использования цифровых инструментов для визуализации сторителлинга.

Сообществом дизайнеров, разработчиков, студентов и преподавателей Северо-западного университета Knight Lab, работающих над экспериментами для продвижения журналистики в новые пространства были созданы следующие сервисы: TimeLineJS, SoundCiteJS, JuxtaposeJS, StoryMap, SceneVR.

Новые инструменты визуализации сторителлинга

TimeLineJS - ось времени (хронология, линия времени) один из наиболее мощных аппаратов, который может применяться как в средствах массовой информации, так и в блогах, в сайтах, в электронных учебных курсах. Это не единственный сервис, с помощью которого можно создавать ленту времени, но один из самых продвинутых, полупрофессиональный. В блоге А.Г.Баданова «Интерактивности» можно узнать о лентах времени (Timerime , Dipity и др.).

TimelineJS - это инструмент с открытым исходным кодом, который позволяет любому создавать визуально насыщенные интерактивные временные шкалы. На сайте данного сервиса даются советы по созданию шкалы времени, пошаговая инструкция.

Данный сервис позволяет размещать не только числовые данные и текст, но и картинки с видео и аудио, что позволяет оживить историю, сделать её эмоциональной.

Лента времени универсальна. Она может быть использована и в начальной и в средней школе для визуализации событий, размещаемых в хронологическом порядке. А именно, биография известных особ; последовательность развития события в литературном произведении; рост и развитие живых существ, формирование и образование природных объектов или явлений в окружающем мире.

SoundCiteJS- сервис, который позволит зазвучать вашему тексту. Аудио - это мощное устройство, которое может добавить эмоции или контекст в историю. К сожалению, аудиоклипы навязывают неудобный выбор: читать или слушать, но не то и другое вместе. SoundCite - это простой в использовании инструмент, который позволяет добавлять встроенный звук в вашу историю. Аудиофайл не изолирован; он играет прямо под выбранным вами текстом. Клипы можно использовать в ситуациях, когда требуются озвучить музыку, произнесенное слово или естественные звуки.

JuxtaposeJS - простое сравнение кадров. Этот бесплатный и простой в использовании сервис может быть использован в обучении. Регистрация в сервисе не требуется. Все, что нужно знать, чтобы начать работу - ввести ссылки на сравниваемые изображения. А затем опубликовать их.

Идеально подходит для сравнения историй: показать изменения в окружающем мире; для организации фотоматериалов к проекту, во внеурочной деятельности.

Juxtapose помогает рассказчикам сравнивать два одинаковых медиафайла, включая фотографии и GIF-файлы. Он идеально подходит для освещения историй, которые объясняют медленные изменения во времени (рост города, рост леса и т.д.) или до / после историй, показывающих воздействие отдельных драматических событий (стихийные бедствия, протесты, войны, так далее).

Интерактивная карта StoryMap - это отличная возможность рассказать историю максимально ярко и доступно. Инструмент будет лучшим средством визуализации информации, если события происходят (или происходили) в нескольких географических точках. Способы применения интерактивных карт StoryMap ограничиваются лишь вашей фантазией. [4]

Используем на уроках окружающего мира (интерактивное путешествие), во внеурочной и проектной деятельности.

SceneVR - интересный способ рассказать истории с совершенно новой точки зрения. Он превращает вашу коллекцию панорамных и VR-готовых фотографий в слайд-шоу с навигационными сценами, позволяя вам создавать уникальные 360° повествования. Простой в использовании редактор позволяет упорядочить фотографии, добавить описания и добавить текст.

Инфографика

Не всегда текст самый удобный формат передачи информации. В настоящее время привлекают внимание тексты с интересной визуализацией материала. Для создания визуальной истории можно использовать инфографику. Инфографика делает ёмкий контент удобным, позволяет структурировать информацию в выразительной и привлекательной форме. Здесь и цифровые данные, и текстовые пояснения. Инфографика4 в настоящее время пользуется популярностью. Помогут в этом сервисы Piktochart, Сreately, Google Chart и другие.

_____________

4 Инфогра́фика - это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм графического и коммуникационного дизайна.

Canva - удобный инструмент, который поможет вам писать и иллюстрировать рассказы, создавать свои собственные книги, хранить важную информацию, применяя набор интуитивно понятных встроенных инструментов. Вы можете использовать имеющиеся фотографии и графический арт из базы данных или загружать собственные снимки в качестве фона для сцены и графические карты для большей индивидуализации истории. Вы можете легко создавать титульные страницы, добавлять текст, загружать чертежи или фотографии для иллюстрации истории, и также можно пользоваться картинками из галереи, готовыми шаблонами. [4]

Данный сервис позволяет создавать буклеты, объявления, флайеры, презентации и другие творческие работы для уроков литературного чтения, окружающего мира, а также анимации для Инстаграма и Фейсбука. Подходит для совместной работы над проектами. Минус: есть платный контент.

Tilda - это бесплатный сервис с русским интерфейсом, который позволяет создавать красочные истории (сайты) с эффектами пролистывания страниц. Основатель сервиса Никита Обухов. История формируется из готовых блоков с разнообразным контентом. Публикации в этом сервисе выглядят красиво с эффектной формой подачи информации. Tilda чаще используется для создания оригинальных презентаций, лонгридов, лендингов. Авторы предлагают множество готовых шаблонов с различными блоками, в которых можно комбинировать текстовый, визуальный, видео контент, ссылки, цитаты. После регистрации в сервисе на почту приходит интересных и доступных пять уроков по работе в данном сервисе. Есть платный контент. Функционал Tilda интуитивно понятен, ориентирован на эффектное оформление лонгридов5 (долгое чтение: много текста разбитого на части с помощью мультимедийных элементов).

_____________

5 Лонгри́д - (англ. longread; long read - букв. «долгое чтение») - формат подачи журналистских материалов в интернете (англ. Long-form journalism).

Авторы предлагают более 200 дизайнов, которые можно настроить под себя с помощью 450 готовых блоков. Идеально для размещения информации, историй, проектной деятельности, для дистанционного обучения.

Внедрение новых информационно-образовательных технологий - это сложная задача, но нам необходимо идти в ногу со временем. И когда мы испытываем трудности в освоении и использовании нового технологического инструмента, то на помощь приходят ученики, которые естественным образом осваивают информационно-цифровые технологии. Не случайно их называют поколением Z или «аборигенами цифрового общества».

Информационно-образовательные технологии не заменят учителей. Цифровые инструменты лишь помогают педагогам в достижении их образовательных целей.

Закончить статью хочется словами американского ученого и предпринимателя Крейга Баррета6: "Чудеса творят не компьютеры и технологии, а учителя".

_____________

6 Баррет Крейг (Barrett Craig R.) (р. 29 августа 1939, Сан-Франциско) - американский ученый и предприниматель, глава корпорации Intel

Библиографический список

  1. Алексанков А.М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт // Стратегические приоритеты.- 2017, № 1 с. 53-69.
  2. Кудлаев М.С. Процесс цифровизации образования в России.// "Молодой учёный" Международный научный журнал: ООО "Издательство Молодой ученый".- 2018, № 31 (217), c. 27-31.
  3. Аствацатуров Г. Как учителю меняться в условиях цифровой школы? Электронный ресурс. Режим доступа. https://pedsovet.org/beta/article/kak-ucitelu-menatsa-v-usloviah-cifrovoj-skoly
  4. Борисова О.В., Ерохина И.Г. МК "Сторителлинг в обучении при помощи сервисов web.2.0" Часть 3. Электронный ресурс. Режим доступа: https://sites.google.com/s/1eXa9Xbp1PadAhml0GMEtIaP3DESrx-b_/p/1kOqQVLfsKyv24fpAwjJT36_UQoFPVy6x/edit
  5. Борисова О.В. "Цифровой сторителлинг" в обучении при помощи web.2.0. Электронный ресурс. Режим доступа: https://znanio.ru/media/tsifrovoj_storitelling_v_obuchenii_pri_pomoschi_servisov_web_20-366954
  6. Курилова Н.Б. Использование сторителлинга в работе с воспитанниками. Электронный ресурс. Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie-storitellinga-v-rabote-s-vospitannikami-3646631.html
  7. Сторителлинг: 10 правил от создателя платформы Tilda Publishing. Электронный ресурс. Режим доступа: https://yaumma.ru/journalistics/2016/11/16/storitelling-10-pravil-ot-sozdatelya-platformy-tilda-publishing.html