"Смешная история" (А.Милн "Винни-Пух, глава 3)
Этот урок посвящён знакомству с творчеством Алана Милна. Большое значение имела работа над содержанием сказки и работа над техникой чтения.
Формы организации познавательной деятельности – индивидуальная, групповая, коллективная.
На уроке старалась показать все виды чтения, которые использую постоянно: выборочное, парами, хоровое, приём «Живые магнитофоны».
Цель: познакомить с содержанием и главными героями произведения Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все».
Задачи:
- вызвать интерес к содержанию и героям произведения;
- познакомить с творчеством и произведениями Алана Милна;
- формировать навык правильного, осознанного выразительного чтения;
- развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте;
- воспитывать интерес к предмету, любовь к книгам.
Планируемые результаты УУД:
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать прочитанное
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
- оценивать поступки героев, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.
Предметные результаты:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;
- различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Оборудование и материалы:
- таймер, компьютер, проектор, весёлая музыка для физминутки,
- книга А.Милна «Винни-Пух и все-все-все»,
- тексты со скороговорками,
- картинки с изображением главных героев сказки (разрезаны на части, как пазлы);
- портреты Алана Милна и Бориса Заходера, игрушки мышата Тиша и Глаша.
Технические средства:
- ноутбук;
- презентация к уроку.
Ход урока
1. Психологический настрой и мотивация к учебной деятельности
Кто улыбкою жизнь встречает,
Кто улыбкой урок начинает,
Тот – как солнце всех согревает,
Тот – улыбкой зло побеждает.
Именно так начинает свою книгу «Улыбка моя, где ты? великий педагог Ш.А.Амонашвили.
Ребята, улыбнитесь друг другу, а теперь подарите свои милые улыбки мне. Я тоже хочу подарить каждому из вас свою улыбку, ловите…
Пусть улыбка помогает нам в работе.
2. Актуализация знаний
Беседа:
- Ребята, кто напомнит название раздела нашего учебника, над которым мы работаем? («Сказочные человечки»)
- С какими необычными сказочными человечками мы успели познакомиться, читая произведения раздела? (мумми-тролли, гномы, хоббит)
- Благодаря творчеству какой писательницы мы узнали о мумми-троллях? (финская писательница Туве Янссон)
- Как называется её книга?
- Какой автор подарил миру чудесную фантастическую повесть о хоббите? (Дж. Толкиен)
Чуть позже на уроке мы продолжим знакомство с удивительными сказочными человечками, а сейчас проведём речевую разминку, поупражняемся в чтении.
3. Речевая разминка (развитие дыхания, артикуляционного аппарата)
Потренируем внимание и память.
(Сначала ребята работают в паре, собирают текст скороговорки, затем проверяем, оцениваем работу и повторяем хором)
Старались гномики, строили домики…
Теперь потренируемся произносить эту скороговорку на выдохе, считаем домики…
(Делаем глубокий вдох, на выдохе начинаем произносить скороговорку, «считая домики»: 8, 12, 15)
Старались гномики, строили домики : раз – домик, два – домик, три – домик…
Оценивание:
- кто доволен своей работой – погладьте себя по головке;
- поблагодарите своих одноклассников – похлопайте в ладоши.
А сейчас потренируемся в произношении скороговорок (у каждого ребенка на парте лист с текстом скороговорки, скороговорки пронумерованы, задание дифференцирую). Мышата Тиша и Глаша станут нашими слушателями и «подружатся» с теми ребятами, кто победит в нашем соревновании.
- Вспомним правила работы над скороговорками.
- Потренируйтесь вполголоса произносить скороговорку, сначала медленно, затем увеличивая темп. Следите за чёткостью и правильностью произношения. На работу ( подготовку) 30 секунд.
- Начнем соревнование. Слушаем друг друга внимательно, выберем лучших. Начинаем с № … ( ребенок читает скороговорку, все слушают. По окончании чтения, ребёнок называет следующий номер и т.д.)
Подведём итоги. Поблагодарим друг друга за работу (приём сингапурской методики «Отличная работа»)
- Как думаете, кто победил, к кому сегодня (на парту) отправится Тиша? А Глаша?
4. Определение темы урока. Физминутка-игра
- Теперь я предлагаю вам, ребята, немного поиграть. Перед вами лежат пазлы – части картинки ( на картинках изображения героев сказки Милна. Чтобы детям удобнее было выполнить задание, картинки лучше распечатать на цветной бумаге разных цветов).
- Какова ваша задача? (дети сами определяют задачу: собраться в группы и собрать пазл – картинку)
(Включаю музыку. Дети собираются в группы, выполняют задание).
Проверим. Ребята, скажите, что у вас получилось. (Кролик, Сова, Иа-иа, Пятачок, Винни-Пух, Кристофер Робин)
- Кому знакомы эти герои? Что вы о них знаете? (Верно, это герои одной книги «Винни-Пух и все-все-все»)
- Предлагаю отправиться вместе с этими героями в новую сказку. Готовы?
5. Работа с текстом (по учебнику)
До чтения:
- Прочитайте название сказки, Ф.И. автора.
Интересный факт: у писателя был сын Кристофер. Именно он и стал одним из главных героев сказки. Сказка написана в 1926 году.
- А кто пересказал эту сказку для русского читателя? (Б.Заходер)
Заходер перевёл историю про Винни-Пуха с английского языка в 1960 году. С тех пор книга много раз переиздавалась и полюбилась детям.
- Всю ли сказку мы будем читать? (только 3-ю часть)
- Прочитайте название главы, рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чём пойдёт речь.
(Дети высказывают свои мнения)
Чтение текста
Кто же этот таинственный Бука, и как на него надо охотиться, мы сейчас узнаем. Читать будем помогая друг другу: начну я, затем хором, затем используем приём «Живые магнитофоны» (учитель проходит по классу, задевает за плечо ребенка – «включает магнитофон», затем «выключает» и так далее), в завершении – самостоятельное жужжащее чтение. Следим за чтением друг друга внимательно.
После чтения:
Беседа:
- Было ли вам страшно за Винни-Пуха и Пятачка? В какой момент?
- С каким настроением вы читали эту главу, поделитесь.
- Что вам показалось самым смешным? Почему?
- Поработаем с иллюстрациями (в учебнике). Посмотрим, кто в нашем классе самый внимательный читатель. Выборочное чтение ( рассматривают иллюстрацию, находят и читают соответствующий фрагмент в тексте).
- Кто из героев вам больше симпатичен? Почему?
6. Итоги. Рефлексия
(отвечают на вопросы друг другу в парах)
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор?
- Кто перевёл сказку на русский язык?
- А сейчас закройте глаза, вспомните всю работу, которую выполняли в ходе урока …
- Закончите предложения ( на слайде):
1) Сегодня на уроке у меня получилось…
2) На следующем уроке я хотел(а) бы над этим произведением поработать так…
7. Домашнее задание
Перечитать главу (всем)
(на выбор)
- подготовить на выразительное чтение самый смешной эпизод главы;
- нарисовать портрет понравившегося героя;
- составить синквейн про героя сказки «Винни-Пух и все-все-все».
Список литературы
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир” (2 класс). Методические рекомендации для учителя. Изд.2-е, дополненное / / Серия “Свободный ум”. – М.: “Баласс”, 2012, 208 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х ч. Ч. 1. – М.: “Баласс”, 2012. – 208 с., илл. (Серия “Свободный ум”).
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику “Маленькая дверь в большой мир”. 2-й класс. – М.:“Баласс”, 2012. – 64 с. (Серия “Свободный ум”).