Урок литературного чтения во 2-м классе "Смешная история" (А.Милн "Винни-Пух и все-все-все")

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, 2 класс, А.Милн, «Винни-Пух и все-все-все»


"Смешная история" (А.Милн "Винни-Пух, глава 3)

Этот урок посвящён знакомству с творчеством Алана Милна. Большое значение имела работа над содержанием сказки и работа над техникой чтения.

Формы организации познавательной деятельности – индивидуальная, групповая, коллективная.

На уроке старалась показать все виды чтения, которые использую постоянно: выборочное, парами, хоровое, приём «Живые магнитофоны».

Цель: познакомить с содержанием и главными героями произведения Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все».

Задачи:

  • вызвать интерес к содержанию и героям произведения;
  • познакомить с творчеством и произведениями Алана Милна;
  • формировать навык правильного, осознанного выразительного чтения;
  • развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте;
  • воспитывать интерес к предмету, любовь к книгам.

Планируемые результаты УУД:

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать прочитанное

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  • оценивать поступки героев, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.

Предметные результаты:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;
  • различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Оборудование и материалы:

Технические средства:

  • ноутбук;
  • презентация к уроку.

Ход урока

1. Психологический настрой и мотивация к учебной деятельности

Кто улыбкою жизнь встречает,
Кто улыбкой урок начинает,
Тот – как солнце всех согревает,
Тот – улыбкой зло побеждает.

Именно так начинает свою книгу «Улыбка моя, где ты? великий педагог Ш.А.Амонашвили.

Ребята, улыбнитесь друг другу, а теперь подарите свои милые улыбки мне. Я тоже хочу подарить каждому из вас свою улыбку, ловите…

Пусть улыбка помогает нам в работе.

2. Актуализация знаний

Беседа:

- Ребята, кто напомнит название раздела нашего учебника, над которым мы работаем? («Сказочные человечки»)

- С какими необычными сказочными человечками мы успели познакомиться, читая произведения раздела? (мумми-тролли, гномы, хоббит)

- Благодаря творчеству какой писательницы мы узнали о мумми-троллях? (финская писательница Туве Янссон)

- Как называется её книга?

- Какой автор подарил миру чудесную фантастическую повесть о хоббите? (Дж. Толкиен)

Чуть позже на уроке мы продолжим знакомство с удивительными сказочными человечками, а сейчас проведём речевую разминку, поупражняемся в чтении.

3. Речевая разминка (развитие дыхания, артикуляционного аппарата)

Потренируем внимание и память.

(Сначала ребята работают в паре, собирают текст скороговорки, затем проверяем, оцениваем работу и повторяем хором)

Старались гномики, строили домики…

Теперь потренируемся произносить эту скороговорку на выдохе, считаем домики…

(Делаем глубокий вдох, на выдохе начинаем произносить скороговорку, «считая домики»: 8, 12, 15)

Старались гномики, строили домики : раз – домик, два – домик, три – домик…

Оценивание:

  • кто доволен своей работой – погладьте себя по головке;
  • поблагодарите своих одноклассников – похлопайте в ладоши.

А сейчас потренируемся в произношении скороговорок (у каждого ребенка на парте лист с текстом скороговорки, скороговорки пронумерованы, задание дифференцирую). Мышата Тиша и Глаша станут нашими слушателями и «подружатся» с теми ребятами, кто победит в нашем соревновании.

- Вспомним правила работы над скороговорками.

- Потренируйтесь вполголоса произносить скороговорку, сначала медленно, затем увеличивая темп. Следите за чёткостью и правильностью произношения. На работу ( подготовку) 30 секунд.

- Начнем соревнование. Слушаем друг друга внимательно, выберем лучших. Начинаем с № … ( ребенок читает скороговорку, все слушают. По окончании чтения, ребёнок называет следующий номер и т.д.)

Подведём итоги. Поблагодарим друг друга за работу (приём сингапурской методики «Отличная работа»)

- Как думаете, кто победил, к кому сегодня (на парту) отправится Тиша? А Глаша?

4. Определение темы урока. Физминутка-игра

- Теперь я предлагаю вам, ребята, немного поиграть. Перед вами лежат пазлы – части картинки ( на картинках изображения героев сказки Милна. Чтобы детям удобнее было выполнить задание, картинки лучше распечатать на цветной бумаге разных цветов).

- Какова ваша задача? (дети сами определяют задачу: собраться в группы и собрать пазл – картинку)

(Включаю музыку. Дети собираются в группы, выполняют задание).

Проверим. Ребята, скажите, что у вас получилось. (Кролик, Сова, Иа-иа, Пятачок, Винни-Пух, Кристофер Робин)

- Кому знакомы эти герои? Что вы о них знаете? (Верно, это герои одной книги «Винни-Пух и все-все-все»)

- Предлагаю отправиться вместе с этими героями в новую сказку. Готовы?

5. Работа с текстом (по учебнику)

До чтения:

- Прочитайте название сказки, Ф.И. автора.

Интересный факт: у писателя был сын Кристофер. Именно он и стал одним из главных героев сказки. Сказка написана в 1926 году.

- А кто пересказал эту сказку для русского читателя? (Б.Заходер)

Заходер перевёл историю про Винни-Пуха с английского языка в 1960 году. С тех пор книга много раз переиздавалась и полюбилась детям.

- Всю ли сказку мы будем читать? (только 3-ю часть)

- Прочитайте название главы, рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чём пойдёт речь.

(Дети высказывают свои мнения)

Чтение текста

Кто же этот таинственный Бука, и как на него надо охотиться, мы сейчас узнаем. Читать будем помогая друг другу: начну я, затем хором, затем используем приём «Живые магнитофоны» (учитель проходит по классу, задевает за плечо ребенка – «включает магнитофон», затем «выключает» и так далее), в завершении – самостоятельное жужжащее чтение. Следим за чтением друг друга внимательно.

После чтения:

Беседа:

- Было ли вам страшно за Винни-Пуха и Пятачка? В какой момент?

- С каким настроением вы читали эту главу, поделитесь.

- Что вам показалось самым смешным? Почему?

- Поработаем с иллюстрациями (в учебнике). Посмотрим, кто в нашем классе самый внимательный читатель. Выборочное чтение ( рассматривают иллюстрацию, находят и читают соответствующий фрагмент в тексте).

- Кто из героев вам больше симпатичен? Почему?

6. Итоги. Рефлексия

(отвечают на вопросы друг другу в парах)

- С каким произведением познакомились?

- Кто автор?

- Кто перевёл сказку на русский язык?

- А сейчас закройте глаза, вспомните всю работу, которую выполняли в ходе урока …

- Закончите предложения ( на слайде):

1) Сегодня на уроке у меня получилось…

2) На следующем уроке я хотел(а) бы над этим произведением поработать так…

7. Домашнее задание

Перечитать главу (всем) (на выбор)
- подготовить на выразительное чтение самый смешной эпизод главы;

- нарисовать портрет понравившегося героя;

- составить синквейн про героя сказки «Винни-Пух и все-все-все».

Список литературы

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир” (2 класс). Методические рекомендации для учителя. Изд.2-е, дополненное / / Серия “Свободный ум”. – М.: “Баласс”, 2012, 208 с.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х ч. Ч. 1. – М.: “Баласс”, 2012. – 208 с., илл. (Серия “Свободный ум”).
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику “Маленькая дверь в большой мир”. 2-й класс. – М.:“Баласс”, 2012. – 64 с. (Серия “Свободный ум”).