Цель урока:
- Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с решающими сражениями Великой Отечественной войны.
- Формировать понимание особой роли России в мировой истории
- Учить работать с исторической картой, иллюстрациями, понятиями урока.
- Развивать речь, мышление, память, воображение.
- Воспитывать чувство гордости за национальные свершения, победы; уважительное отношение к истории России, своей семьи.
Образовательные:
- Актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.;
- Расширить знания о военных действиях Великой Отечественной войны;
- Систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;
Воспитательные:
- воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;
- уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.
Развивающие:
- Развивать личностные умения:
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
- развивать предметные умения:
- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
развивать надпредметные УУД:
- Развивать познавательные умения:
- поиска и выделения необходимой информации из различных источников;
- извлекать необходимую информацию из текста;
Оборудование: учебник Плешаков «Мир вокруг нас», 4 класс, мультимедийная презентация учителя, презентации для детей для работы в группах, карточки для работы в группах, индивидуальное задание – сообщение, выставка детских рисунков на военную тематику.
ХОД УРОКА
Презентации
- Брестская крепость
- Битва за Москву
- Сталинградская битва
- Курская битва
- Блокада Ленинграда
- Великая Отечественная война
1. Организационный момент
- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!
2. Актуализация опорных знаний
- Скажите, в каком веке нашей истории мы находимся?
- Давайте немного вспомним материал прошлого урока.
- Какую тему мы изучали? (Страницы истории 20-30-х годов)
- Какой это век? (20 век)
- Какое новое государство появилось в те годы и когда? (СССР в 1922 г.)
- Сколько республик входило в состав СССР? (15)
- Почему нашу страну называли гигантской стройкой? (появлялись новые города,заводы, электростанции)
- Сегодня мы продвинемся ещё на несколько лет вперёд от тех времён и попадём в год очень тяжёлый для нашей страны.
1 слайд
- Прослушайте грамзапись и определите, на пороге какого события нашей страны мы находимся.
Звучит «Священная война» (муз. А.В.Александрова, стихи В.И.Лебедева-Кумача)
- Как называлась священная война ХХ века? (Отечественная)
- Война принесла нам много слез, бед и огорчений. Наше поколение уже не знает, что это за горе и ужас. Трудно найти семью, которой бы не коснулась война. Теперь уже далеко в историю уходят те трагические события, когда воевали наши деды, прадеды, прабабушки. И стар, и млад, встали к станкам, вышли в поле, чтобы обеспечить наших защитников оружием, одеждой, продовольствием. Не жалея сил трудились люди для той Великой Победы. И у нас в классе у Лёни, Ромы, Эмира, Каролины, Ильи прадеды были на войне.
- А кто знает, когда началась Вов? (22 июня 1941г.)
- А когда закончилась? (9 мая 1945г.)
- Сколько же лет длилась война? (4 года)
- С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне? (фашистская Германия)
- Давайте послушаем краткое сообщение Максимилиана о том, что предшествовало той зловещей войне, как всё начиналось..
(Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами.
Фашистская Германия под командованием Адольфа Гитлера совершила свои вероломные нападения гораздо раньше.
Это случилось 1 сентября 1939 года. Германия захватила Польшу, а затем покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. Всего 12 европейских стран. Итак: началась Вторая мировая война.
И 22 июня 1941 года Германская армия обрушила свой удар на Советский Союз. Враг рассчитывал на быструю победу. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Во всех уголках нашей большой страны появились плакаты «Родина-мать зовет».
2 слайд
3. Изучение нового материала
3 слайд
- Прослушайте, самое страшное для людей того времени сообщение Юрия Левитана о начале войны.
(Дети слушают запись сообщения.)
- Итак, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
4 слайд
- Немецкие войска вероломно напали на нашу Родину. Немцы рассчитывали расправиться с нашей страной за 6 недель.
5 слайд
- Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники, стоявшие насмерть. Одно из таких сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.
Её защитники около месяца вели непрерывные бои. И всё же враг двигался вперёд. После ожесточённых упорных боёв фашисты захватили города: Минск, Киев, Смоленск.
6 слайд
- Фашисты нацелили главные удары по 3-ём направлениям. Попробуйте назвать их.
Дети рассматривают карту.
- На север – Ленинград.
- Центр, главный удар – Москва.
- На юг к Чёрному морю.
- Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали? (Нет.)
- Почему сорвались планы их молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.)
- Фашисты планировали захватить столицу нашей Родины город Москву и затопить его, чтобы от него ничего не осталось.
- Как вы думаете, взяли ли фашисты столицу нашей Родины – Москву? (В город они так и не попали.)
4. Целеполагание
7 слайд
- На протяжении ВОВ Левитан сообщал сводки военных действий.
- И сегодня мы пролистаем героическую летопись Великой Отечественной войны.
- Вначале урока мы разделились на группы, для того, чтобы осветить переломные события в ходе военных действий во время ВОВ и ответить на главный вопрос :« Почему фашистской Германии не удалось претворить в жизнь свои варварские планы и сокрушить Советский Союз?»
- Каждой группе было дано домашнее задание нарисовать или найти рисунок о городе-герое.
(Обращаем внимание на выставку детских рисунков)
- А сейчас каждая группа проведет самостоятельную работу-расследование. На макбуках у каждой группы находится небольшая презентация о важном героическом событии Отечественной войны. Ваша цель - самостоятельно просмотреть слайды и ответить на вопросы, находящиеся в карточках. Затем каждая группа по очереди сделает краткое сообщение о том событии, с которым они знакомились. (время для выполнения 5-7 мин)
- 1 группа нам будет рассказывать о сражении у Брестской крепости.
- 2 группа – о Битве за Москву.
- 3 группа – Сталинградское сражение (сейчас называется этот город Волгоград)
- 4 группа – Курская битва
- 5 группа – Блокада Ленинграда (ныне Санкт-Петербург)
- В ходе работы, ребята в группах, просмотрев презентации, должны будут заполнить карточки с заданиями (год начала и окончания битвы, прославившихся полководцев, результаты сражений, другие краткие сведения о героическом событии Вов)
5. Самостоятельная работа в группах
6. Проверка самостоятельной работы
(Заслушиваем краткое сообщение выступающих из групп)
8 слайд
- Ребята, давайте ответим на главный наш вопрос: « Почему же фашистской Германии не удалось претворить в жизнь свои варварские планы и сокрушить Советский Союз? (Это произошло благодаря мужеству и героизму советских людей, их бесстрашию и стремлению быть свободными и счастливыми людьми на своей Земле.)
- Ребята, многочисленными страницами беспримерных человеческих подвигов украшена история Великой Отечественной войны. (Письмо Героя Советского Союза В.Клочкова жене и дочери.
25 августа 1941 года.
«Для будущего всех детей, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей. В случае чего, жалей и воспитывай нашу дочку, говори ей, что отец любил её и за её счастье бил паразитов».)
- В 1944 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков. Советская армия-освободительница изгнала фашистов из многих стран Европы.
- В апреле 1945 года начался штурм Берлина — столицы Германии. Им руководил выдающийся полководец маршал Георгий Константинович Жуков. Через две недели красное Знамя Победы развевалось над зданием рейхстага.
9–11 слайды
- День 9 мая стал Днём Победы в войне с фашистской Германией. Велика была цена Победы. Страна потеряла почти 27 миллионов человек!
В руинах лежали города и сёла. Враги взорвали древние храмы Новгорода, разрушили великолепные дворцовые ансамбли пригородов Ленинграда. В Германию были вывезены ценнейшие произведения искусства.
Впервые на Красной площади в Москве прошел Парад Победы, который принимал прославленный полководец Георгий Константинович Жуков, командующий советскими войсками в битве за Москву.
- Теперь ребята хотят посоветовать вам посмотреть известные фильмы о войне. («В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»)
- А также предложить к прочтению книги, рассказывающие о подвигах советских солдат в годы войны.
(1) Кассиль Л. "Улица младшего сына", "Твои защитники" и "Огнеопасный груз"
2) Осеева В.А. "Васёк Трубачёв и его товарищи" (трилогия)
3) Яковлев Ю. "Девочки с Васильевского острова"
4) Катаев В. "Сын полка"
5) Симонов К. "Сын артиллериста"
6) Воронкова Л.Ф. "Девочка из города"
7) Алексеев С. "Рассказы о войне"
8) Митяев А. "Письмо с фронта"
9) Голявкин В. "Рисунок на асфальте"
10) Ильина Е. "Четвертая высота"
11) Алексеев С. "Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей")
7. Закрепление. Тест
Слайд 12
1. В каком году началась Вторая мировая война?
- В 1914 году
- В 1941 году
- В 1939 году
2. В каком году началась Великая Отечественная война?
- В 1933 году
- В 1941 году
- В 1939 году
3. Какой прославленный полководец принял первый парад Победы в Москве на красной площади 9 мая 1945 года?
- Кирилл Афанасьевич Мерецков
- Александр Михайлович Василевский
- Георгий Константинович Жуков
4. Какой день стал Днём Победы в войне с фашистской Германией?
- 22 июня 1941 года
- 9 мая 1945 года
8. Итог урока. Рефлексия
(Как вы оцениваете работу класса? Отметки за урок.)
- О каких сражениях вы узнали?
- Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились. Ответили на все поставленные вопросы.
- Вы все были дружными, активными, проявили ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!