Использование электронных образовательных ресурсов на уроках как средство мотивации младших школьников

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: мотивация, повышение мотивации


Здравствуйте, уважаемые преподаватели, студенты. Вашему внимаю представляется исследовательская работа на тему: «Использование электронных образовательных ресурсов как средство развития у младших школьников мотивации к обучению».

Известно, что проблема мотивации учения десятилетиями сохраняет свою актуальность. Нередко ее рассматривают как проблему развития познавательного интереса. Но ведь далеко не всегда приходится делать и учиться тому, что интересно. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяет наличие мотива достижений - стремления добиться положительных результатов и улучшить прежние. Стремление к высоким достижениям в учебе в младшем школьном возрасте может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на различные достижения в дальнейшей жизни. Поэтому, проблему формирования мотивации учения у младших школьников можно считать одной из самых актуальных в образовательном процессе, т.к. ее недостаток - одна из главных причин низких результатов учебы.

Проблемы мотивации учения были предметом исследования многих ученых. Формирование учебной мотивации изучалось В.Г.Асеевой, Л.И.Божовой, А.Н.Леонтьевой, А.М.Марковой, Д.Н.Узнадзе.

Одна из главных задач школы состоит не только в предоставлении знаний учащимся, но и в пробуждении личностных мотивов, привитии интереса к обучению, тяге к самосовершенствованию. Один из путей повышения учебной мотивации - является использование электронных образовательных ресурсов на уроках.

Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера - самого мощного из всех средств, которыми когда-либо владел педагог. Применение электронных образовательных ресурсов дает возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. «Сегодня и завтра» - это информационное общество.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования :ся педагогические условия развития мотивации у младших школьников.

Цель исследования: выявить педагогические условия развития мотивации у младших школьников.

Мы выдвинули следующую гипотезу исследования: работа по использованию электронных образовательных ресурсов как средство мотивации младших школьников будет проходить эффективнее при соблюдении следующих условий:

  • педагогом изучены теоретические основы и сущность проблемы мотивации младших школьников;
  • определены способы работы на уроках с электронными образовательными ресурсами как средством мотивации;
  • ведётся работа по использованию электронных образовательных ресурсов на уроках.

Цели и гипотеза помогли нам сформулировать следующие задачи:

  • раскрыть и изучить понятия «электронный образовательный ресурс», «учебной мотивации»;
  • рассмотреть виды электронного образовательного ресурса;
  • раскрыть сущность проблемы развития мотивации;
  • подобрать диагностики по выявлению мотивации и обучению;
  • описать опыт педагогов – практиков.

В нашей работе мы использовали следующие методы:

  • изучение и анализы научной литературы;
  • изучение и обобщение опыта педагогов-практиков.

Решая первую задачу, мы раскрыли и изучили сущность понятий «учебная мотивация», «электронный образовательный ресурс», и остановились на некоторых.

Как вы можете видеть, эти понятия друг от друга отличаются, и за основу в своей исследовательской работе мы взяла понятие Л.И.Божович, «Учебная мотивация - это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой». Потому что мы считаем, что мотивацию к учению должна формировать не только школа, но и семья в которой живет школьник.

Так же мы раскрыли понятие электронного образовательного ресурса.

За основу мы взяли понятие Бухаревой М.Ю, «Электронный ресурс - это совокупность программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и видеоматериалы, иллюстративные материалы и каталоги электронных библиотек, размещенные на компьютерных носителях или в сети Интернет.» так как ее понятие открывает всю сущность электронного образовательного ресурса.

Проанализировав литературу, посвященную проблеме развития учебной мотивации видно, можно сказать, что мотивационная сфера является ядром личности. Формирование мотивов учения – это создание в учебном заведении условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их обучающимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Таких как электронные образовательные ресурсы. Они позволяют полноценно использовать новые педагогические инструменты - интерактив, мультимедиа, моделирование. Ученику становится интересно изучать данный предмет. Причём ученик, может двигаться в индивидуальном темпе.

Для решения второй задачи мы рассмотрели виды электронного образовательного ресурса. Мы выяснили, что есть много интересных видов, с помощью которых можно развивать мотивацию к обучению. Такие как:

1. Компьютерные тренажёры
Данный ресурс можно использовать при работе с классом на орфографических пятиминутках, при проведении устного счёта на уроках математики, и т.д.
2. Игры, кроссворды («Найди отличия», «Найди числа от 10 до 100» и т.д).
3. Мультимедийные презентации к различным урокам
4. Электронные тесты (на этапе актуализации знаний или при подведении итогов урока)
5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями.
6. Учебные видеофильмы
7. Проектная деятельность удобно использовать компьютер для отображения результатов той или иной работы.
8. Музыкальная коллекция (классической музыки)

Решая третью задачу нашего исследования, мы изучили сущность проблемы развития мотивации.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться, правильно вести себя в обществе. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного и воспитательного процесса и определяет успешность учебной и воспитательской деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, социальной запущенности ребенка.

Обучение с первого класса должно быть направлено не только на формирование у учащихся базовых знаний и умений, но и положительных мотивов учения.

Решая четвертую задачу, мы обратились к педагогам-практикам за опытом.

Мы рассмотрели опыт Е.Н.Сюсиной – учителя начальных классов школы № 115 города Ростов-на-Дону. В своем опыте она говорит, что современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения электронных образовательных ресурсов, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках условий для успешной, активной и сознательной деятельности обучающихся, основанной на использовании электронных образовательных ресурсов.

Были определены следующие цель и задачи.

Цель: развивать мотивацию к обучению в начальных классах посредством использования электронных образовательных ресурсов

Задачи:

  • изучить разные варианты использования электронных образовательных ресурсов на уроке и во внеурочной деятельности;
  • научить ребенка обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя.

В настоящее время эта проблема очень актуальна. Исходя из этого опыта, мы можем сделать вывод, что «электронные образовательные ресурсы» влияют на развитие «учебной мотивации» обучающихся. С применением этих ресурсов у школьников изменился отрицательный настрой к учению, на положительный, увеличился рост мотивации на обучение, качественно изменились взаимоотношения между участниками учебно-воспитательного процесса.

Решая пятую задачу, мы изучили и подобрали диагностический материал для выявления учебной мотивации у младших школьников, такие диагностики как:

  1. Методика Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» Автор: Н.Г.Лусканова
  2. Методика «Беседа о школе» Авторы: Т.А.Нежнова, Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер
  3. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Автор: Н.Г.Лусканова
  4. Методика «Мотивы учебной деятельности»
  5. Методика диагностика напрвленности учебной мотивации Автор: Т.Д.Дубовина

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что все задачи исследования решены, цель: выявить педагогические условия развития мотивации у младших школьников достигнута.

Гипотеза исследования: работа по использованию электронных образовательных ресурсов как средство мотивации младших школьников, получила частичное подтверждение.

Наша исследовательская деятельность не окончена. Работу по продолжению исследовательской деятельности по использованию электронных образовательных ресурсов как средство развития у младших школьников мотивации к обучению планируем продолжить во время прохождения преддипломной практики и реализовать теоретический материал в практической деятельности.

(16 слайд) Спасибо за внимание.