Образовательная область: Речевое развитие.
Цель: Создание условий для развития выразительной диалогической речи.
Задачи:
- способствовать развитию речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы через театрализованные игры и упражнения;
- создание условий для развития творческой активности ребёнка;
- побуждать детей к активному участию, использовать всё окружающее пространство при игре-драматизации.
Предварительная работа:
- Игры и упражнения, способствующие развитию слухового, зрительного внимания, повышению психологического статуса ребёнка: «Твои достоинства», «Переглядки», «Дождик», «Звуки леса», «Дом», «Бусоград».
- Чтение сказки «Под грибом» В.Г. Сутеева, рассматривание иллюстраций, обыгрывание диалогов, прослушивание и подбор музыкальных фрагментов, характеризующие того или иного героя.
Атрибуты: декорации леса, зонты разных размеров, замаскированные под гриб, костюмы персонажей (муравей, бабочка, воробей, заяц, мышь, лиса, лягушка), герои пальчикового театра, Гонзики, бусы.
Используемая литература: программа «Кукляндия» М.И.Родина и А.И.Буренина.
Ход занятия
Звучит музыка. Дети играют с различными атрибутами по театрализованной деятельности(бусы, прыгунки, бибабо). В центре за столом сидят две девочки и разыгрывают сценку из сказки «Теремок», используя пальчиковый театр.
1 девочка: Лягушка-квакушка, заходи в мой дом, будем вместе жить!
2 девочка: Нет, я должна первая говорить! Это заяц лягушку в гости первый позвал!
1 девочка: Нет, я!
2 девочка: Нет, я! И, вообще, я тогда с тобой не дружу!
Музыка умолкает. Дети притихли и с удивлением смотрят на ссорящихся девочек. Входит воспитатель.
Воспитатель: Что случилось? Кто ссорится?
1 девочка: Я с Аней не дружу! Потому что, она не захотела, чтобы я первая говорила…
Воспитатель: Дружба не гриб – в лесу не найдёшь!
Мальчик: Верно, я был в лесу, там много грибов, а дружба у человека одна на всю жизнь.
Девочка: Ой, а я сказку знаю, где у зверей под грибом зародилась дружба!
Дети: Я тоже знаю, мы недавно её читали.
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в эту сказку? И тогда наши девочки поймут, что они зря поссорились.
Дети: Давайте!
Проводится игра «Дом» (М.И. Родина «Кукляндия»)
Воспитатель:
Мы большой построим дом,
Заживём все вместе в нём (Дети собираются в хоровод)
Детки собираются, двери закрываются (дети берутся за руки)
Двери открываются (отпускают руки)
Сказка начинается.Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (дети ударяют кулаком одной руки о кулак другой)
Кто стучится в гости вдруг?(дети подносят руку к уху, как бы прислушиваясь)
Может в дом пришёл зайчишка? (дети прыгают)
Или мокрый муравьишка? (дети идут, семеня ногами )
Может, храбрый воробей? (дети идут быстро размахивая руками)
Иль зелёная лягушка? ( дети прыгают, согнув ноги в коленях и растопырив пальцы на руках)
Мышка? (дети быстро бегут)
Бабочка? (легко на носочках бегут, делая взмахи руками)
Лиса? (дети ходят, мягко ступая и «виляя хвостиком»)
Вот какие чудеса? (дети разводят обе руки в разные стороны).
Затем дети разбегаются на свои места и выходит мальчик-ведущий.
Мальчик-ведущий: Как-то в нашем лесу начался сильный дождь. Затем, подумав, обращается к детям: «Ребята, а вы поможете нашей сказке?»
Дети: Конечно!
Воспитатель: Нам нужно озвучить дождик , а помогут нам в этом наши ладошки. Проводится игра «Дождь» (Развитие слухового внимания М.И.Родина «Кукляндия»)
Начался дождь (указательный палец одной руки постукивает о ладонь другой руки)
Дождь усиливается, усиливается, усиливается (добавляются стучать по очереди второй, третий, четвёртый палец)
Пошёл сильный ливень ( добавляются хлопки). В игру играем два раза, подключив взрослых.
Затем, по взмаху руки воспитателя дождик немного умолкает и сказка продолжается.
Воспитатель: На полянке, вдоль дорог, вырос беленький грибок.
Выбегает ребёнок с зонтиком и становится в середине зала.
Мальчик-ведущий: Как-то раз застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом — дождь пережидает.
Муравей:
Я почти насквозь промок,
Спрячусь быстро под грибок.
Тут я дождик пережду,
А потом домой пойду!
Мальчик-ведущий:
Ползет к грибу мокрая Бабочка.
Под музыку идет, свесив крылья, Бабочка.
Бабочка:
Здравствуй, добрый Муравей!
Спрячь меня ты поскорей!
Уж лететь я не могу.
Муравей: Что ж, конечно помогу!
Мальчик-ведущий:Только дождик льёт и льёт. Кто под дождиком бредёт?
Дети хором:
Это мокрый Воробей!
Под музыку к друзьям подходит Воробей.
Воробей:
Вы, друзья, меня пустите.
Пожалейте, не гоните.
Я совсем, совсем промок.
Вы пустите под грибок.
Бабочка: Хоть немного нам и тесно, и тебе найдётся место.
Воспитатель: Скучно стало друзьям просто так под грибом стоять и решили они поиграть.
Проводится игра «Твои достоинства» (повышение психологического статуса М.И.Родина «Кукляндия»). Пока дети играют, Гриб вырастает. Маленький ребёнок с зонтом убегает, его меняет другой ребёнок.
Дети встают в круг и каждый ребёнок говорит своему соседу справа о его достоинстве. Тот, к кому обращаются, отвечает: «Да, это у меня есть, а ещё я…» (называет положительное качество своего характера).
Герои снова встали под гриб, а остальные дети разошлись по своим местам.
Мальчик-ведущий: И Мышка тоже под дождь попала.
Звучит музыка и выбегает Мышка.
Мышка:
Под грибок меня пустите!
Я промокла! Помогите!
Муравей:
Хоть и тесно нам втроём
От дождя тебя спасём!
Мальчик-ведущий: А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Звучит тревожная музыка.
Зайка:
Кто там под грибком?
Вы меня спасите! За мной гонится Лиса!
Спрячьте, помогите!
Воспитатель: Жалко Зайца, он промок.
Дети: Прячься быстро под грибок!
Перед тем, как прибежит Лиса, играем в игру «Переглядки» (организация внимания «Кукляндия» М.И.Родина), а во время игры снова меняем Гриб на высокого ребёнка с большим зонтом. В игру можно пригласить 3 взрослых.
Стоя в кругу, дети переглядываются друг с другом. Пара детей, чьи глаза встретятся, кивают друг другу головой и меняются местами. Меняясь местами, дети уступают друг другу дорогу, чтобы не сбить идущих навстречу. В конце игры Заяц оказывается за грибом.
Мальчик-ведущий: Только спрятали Зайца – Лиса прибежала.
Лиса:
Кто стоит под грибом?
Отвечайте поскорее!
Вы меня узнали? Зайца не видали?
Дети: Нет!
Мальчик-ведущий: Подошла Лиса поближе, понюхала.
Лиса: Лучше время не терять, дальше я пойду искать!
Мальчик-ведущий: Махнула Лиса хвостом и убежала.
Воспитатель: А в это время, дождь становился тише, тише. (игра «Дождь», но уже на убывание) и вот уже чётко можно расслышать звуки леса. Уважаемые гости, предлагаем вам помочь услышать ребятам звуки леса. У вас у всех есть программки разных цветов. Когда я буду показывать голубую карточку, те, у кого программки голубого цвета-изображают звук ветра(дуют), розовую – шуршание листочков, зелёную – кукушек, а жёлтую – стадо кабанов. А могу показать и все карточки одновременно. Ребята, а вы слушайте и наслаждайтесь звуками леса.
Мальчик-ведущий: Муравей задумался и говорит:
Муравей: Странно, как мы все поместились под таким маленьким грибом?
Слышен смех Лягушки.
Лягушка:
Квак вы не сообразите:
Гриб-то вырос, посмотрите!
И, конечно, не забыть бы
Вам грибку сказать спасибо!
Все: Спасибо!
1 девочка:
Будем мы теперь дружить!
Вместе дружно станем жить!
2 девочка: Кто друг другу помогает – тому тесно не бывает!