Цель: сформировать у обучающихся понятия семейный бюджет, доходы, расходы, ознакомить с источниками доходов и расходов семьи.
Задачи:
- ознакомить обучающихся с источниками формирования бюджета семьи, учить экономить денежные средства;
- способствовать экономическому воспитанию обучающихся на основе полученных знаний;
- корригировать и развивать мышление на основе анализа новых понятий.
Тип урока: освоение нового материала.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Раппорт дежурного/
2. Проверка готовности к уроку учащихся.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их своими улыбками и поделимся хорошим настроением.
II. Повторение пройденного материала
1. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Семья)
2. Что такое семья? Дайте определение понятию «семья».
3. Для чего человеку необходима семья? (Помогать, заботиться, поддерживать друг друга, воспитывать детей)
4. Как называются люди, объединённые одной семьёй? (Родственники, родные)
5. Какие бывают родственные отношения? (Близкие и дальние)
6. Перечислите близких и дальних родственников.
III. Сообщение темы урока
Ребята, сегодня утром ко мне на телефон пришло sмs-сообщение. Прочитать его я не смогла, так как в нём написаны только буквы. Может, вы мне поможете, расшифровать это сообщение?
Выполнив это задание, мы определим тему нашего сегодняшнего урока. Для этого вам необходимо в тексте найти спрятанные слова:
Слайд № 1
БиарЮбыотДплвпЖкявтЕтларуТан
порСлцвеЕокяуМыбулаЬиоблагдаиИ
Слайд № 2
Тема сегодняшнего урока «Бюджет семьи» (запись числа и темы урока в тетрадь).
IV. Актуализация темы урока
- Ребята, а что такое бюджет?
Слайд № 3
Бюджет – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год) (запись определения в тетрадь).
Бюджет можно представить в виде кошелька. Деньги, которые мы складываем в кошелёк – это доходы, а деньги, которые мы убираем с кошелька – это расходы.
- Как вы думаете, откуда произошло это слово и что оно означает в современном мире?
Слово “бюджет” пришло к нам из Англии, что дословно оно означает “кожаный мешок, кошелёк». В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каков доход и расход за определённый период.
Понятие “бюджет” имеет отношение не только к семье, но и к различным видам деятельности человека. Например, существует бюджет государства, города, предприятия, фирмы.
- Скажите, для чего, нужен бюджет?
Бюджет необходим, для того чтобы правильно рассчитать сколько денег поступит в бюджет и сколько можно будет потратить, т.е. рассчитать свои финансовые возможности.
- Ребята, а что такое доход?
Это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.
Слайд № 4
Доходы – это денежные средства, поступающие в бюджет из различных источников (запись определения в тетрадь).
- Как вы думаете, из чего состоит доход семьи?
Все доходы семейного бюджета можно условно разделить на основные и дополнительные источники дохода.
Слайд № 5
Основные источники дохода:
- заработная плата всех членов семьи (родители);
- пенсия (пенсия по старости, по инвалидности, по потери кормильца);
- государственные дотации (детское пособие, пособие по безработице и др.);
- стипендия (получают студенты за хорошую учёбу).
Дополнительные источники:
- приусадебный участок (выращивание фруктов овощей, продажа излишек);
- ценные бумаги (акции, облигации – это документы, свидетельствующие о вложении денежных средств);
- другие источники (доходы от сдачи квартиры, машины, земельного участка в аренду).
Слайд № 6, 7
Задание 1: Теперь предлагаю решить задачу, послушайте условия задачи: Вам необходимо подсчитать основной доход семьи Петровых за месяц, состоящей из 4 человек. Если известно, что: папа получает зарплату 30000 рублей в месяц, мама – 15000 рублей в месяц, старшая дочь за хорошую учебу в институте получает стипендию – 2000 рублей в месяц, младший сын учится в школе.
Составим краткую запись:
Отец – 30000 руб.
Мать – 15000 руб. ?
Дочь – 2000 руб.
Сын – 0 руб.
Решение:
1. Находим общую зарплату отца и матери:
30000 + 15000 = 45000 (руб.) – общая зарплата.
2. Находим общий доход семьи Петровых:
45000 + 2000 =47000 (руб.) – доход семьи Петровых.
Ответ: 47000 рублей.
Доход семьи Петровых составляет 47000 рублей. И уже из этих общих средств, семья будет распределять эти деньги на расходы.
- Что такое расход?
Деньги, которые тратят.
Слайд № 8
Расходы – это затраты денежных средств на определённые цели (покупки, ремонт, содержание) (запись определения в тетрадь).
Все расходы семейного бюджета можно условно разделить на основные и текущие.
Слайд № 9
Основные расходы:
- питание (человек без пищи жить не может);
- оплата коммунальных услуг (газ, электроэнергия, вода, теплоэнергия);
- оплата за телефон, интернет.
Текущие расходы:
- оплата проезда в транспорте;
- содержание домашней аптечки;
- предметы личной гигиены;
- одежда, обувь, головные уборы;
- предметы быта (мебель, посуда, электроприборы и т.д.);
- культурные потребности (книги, газеты, кинотеатр, музей, дискотеки и т. д.);
- оплата детского сада, плата за образование.
Слайд № 10, 11
Задание 2: Вам необходимо показать стрелками доходы и расходы семьи.
Физминутка
Слайд № 12
Зная, что такое бюджет, доходы и расходы рассмотрим, какие виды бюджета существуют. Для этого нам понадобятся весы. Давайте представим бюджет семьи как весы. На одной чаше весов находятся доходы семьи, которые ей поступили, а на другой чаше расходы.
Виды бюджета:
1. Сбалансированный. Слово «баланс» означает равенство. При сбалансированном бюджете обе чаши находятся в равновесии. Это значит, что наши расходы равны доходам. (Сколько получили, столько и потратили). Сбалансированный бюджет позволяет не делать долгов.
2. Избыточный. При избыточном бюджете, чаша с доходами опустилась, а с расходами поднялась. Это значит, что доходы больше расходов.
- Скажите, а что мы можем сделать, если у нас остаются деньги? (Откладывать на крупную покупку, отдыху, инвестировать)
3. Дефицитный. Слово «дефицит» означает недостачу, нехватку чего-либо. При дефицитном бюджете чаша с расходами опустилась. Это значит, что расходы превышают доходы. То есть такой бюджет имеет дефицит.
- А как вы считаете, почему это может произойти?
Правильно, это может произойти, если мы потратили больше денег, чем заработали, и возможно придётся занимать в долг (или брать кредит).
- Ребята, а что нужно сделать, чтобы расходы не превышали доходы?
В этом случае необходимо пересмотреть расходы семьи и уметь грамотно планировать бюджет.
Задание 3. «Собери пословицы и поговорки»
Со времен возникновения денег, люди выражали свое отношение к ним краткими словесными изречениями – пословицами и поговорками. Русские пословицы и поговорки – это народная мудрость, пришедшая к нам из жизненного опыта людей.
Слайд № 13
Работа в парах: перед каждым из вас пословицы, части которых перепутались. Вам необходимо расположить слова пословиц и поговорок в правильном порядке и дать объяснение к ним.
Копейка – рубль бережёт (быть бережливым, не тратить деньги попусту).
Деньги счёт любят (необходимо правильно распоряжаться деньгами).
Долг платежом красен (долги следует возвращать вовремя).
Денег наживёшь – без нужды проживёшь (если есть деньги, то можешь себя всем обеспечить).
Накопи – потом купи.
Слайд № 14, 15
Задание 4. «Тесты»: Ребята, давайте подведём итоги нашего урока, выполним тесты. Всего 5 вопросов, к ним даны 3 ответа, 1 вопрос равен 1 баллу.
1. Бюджет семьи это …
а) структура всех доходов и расходов за определенный период времени;
б) наука о повседневной экономической жизни семьи;
в) важнейший источник социального и экономического развития общества;
2. Деньги, которые поступают в бюджет из различных источников это:
а) расходы;
б) проценты;
в) доходы.
3. Деньги, которые тратятся из бюджета на определённые цели, это:
а) доходы;
б) расходы;
в) прибыль.
4. Как называются деньги, которые получают пожилые люди?:
а) пенсия;
б) детское пособие;
в) стипендия.
5. Коммунальные платежи – это:
а) оплата кредита;
б) плата за отопление, электроэнергию, газ, воду, теплоэнергию;
в) оплата проезда в транспорте.
Слайд № 16
Ключи к тестам: 1 – а, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – б.
Ваше благосостояние зависит от нашего трудолюбия, от тех профессионально-трудовых навыков и умений, которые вы приобретаете в стенах школы, и будете получать после её окончания.
V. Повторное закрепление урока
1. Какую тему мы сегодня изучали?
2. Что такое бюджет семьи?
3. Что такое доходы?
4. Перечислите основные и дополнительные источники доходов.
5. Что такое расходы?
6. Перечислите основные и текущие расходы.
7. Для чего нужно планировать семейный бюджет?
VI. Рефлексия
Ребята, наш урок подошёл к концу. Продолжите выражение…
Слайд № 17
- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне на уроке понравилось…
- Мне показалось трудным…
VII. Итог урока. Выставление оценок
Итак, сегодня на уроке вы ознакомились с новыми понятиями «бюджет», «доходы», «расходы», узнали о видах доходов и расходов семьи. Надеюсь, что вы поняли, как важно правильно вести бюджет, и теперь будете помогать родителям в его разработке.