Цели:
- Развивать мыслительные операции сравнения, обобщения, анализа причинно-следственных связей;
- Развивать навыки пространственной ориентировки;
- Развивать зрительные функции;
- Развивать навыки общей и мелкой моторики;
- Обогащать словарь, учить рассуждать.
Материал к занятию: Ксерокопии с заданиями и карандаши, разрезные картинки и серия картинок для рассказывания, муляж птички, шапочка воробья, указка.
Ход занятия
Задание 1. Дидактическое упражнение «Целое и части»
Педагог: - Дети посмотрите на эти разделённые части и ответьте, какие птицы здесь спрятались?
Дети: - Ласточка, грач.
Педагог: - Как мы назовем их одним словом?
Дети: - Перелётные.
Педагог: - Соберите птиц.
Задание 2. Пальчиковая гимнастика
Педагог: - Весной перелётные птички вернулись на родину:
Птички прилетели,
На деревья сели.
Крыльями махали,
На ветках отдыхали.
Задание 3. Составление сравнительного рассказа о ласточке и граче
Педагог: - Дети, давайте сравним грача и ласточку. Я буду начинать предложение, а кто-нибудь из вас заканчивать.
- Грач большой, а ласточка… (маленькая)
- Грач весь черный, а ласточка… (черная с белым)
- У грача клюв большой и толстый, а у ласточки… (маленький и тонкий)
- Грач любит искать червяков на земле, а ласточка… (ловить мошек в небе)
- Грач кричит «кра», а ласточка … (свистит)
- Грач строит гнездо из толстых прутьев, а ласточка… (лепит из глины).
Задание 4. Лабиринт «Помоги птице найти свое гнездо»
Педагог: - Дети, проведите дорожки по точкам и помогите каждой птичке найти своё гнездо.
Задание 5. Закономерности (гнезда расположены по возрастанию по величине и по возрастанию количества яиц)
Педагог: - Посмотрите на гнезда с птичьими яйцами и догадайтесь, сколько яиц должно быть в пустом гнезде. Нарисуйте их.
Задание 6. Зрительная гимнастика «Куда летит птичка?»
Педагог: - Дети, птичка полетели за кормом, расскажите, куда летит птичка?
Дети следят глазами за направлением движения муляжа птички и определяют его: «Влево, вправо, вверх, вниз, по кругу».
Задание 7. Рассказ по серии картинок «Как живёт птичка»
Задание 8. Подвижная игра «Воробушки и кот»
Педагог: - Дети, а кто птицам враг?
Дети: - Кошка.
Педагог: - Поиграем в игру «Воробушки и кот»
Итог
Педагог: - Дети, о ком мы сегодня говорили? (о птицах)
- Какое задание вам особенно понравилось?
- А какая птичка у вас самая любимая? Нарисуйте её дома и принесите рисунок нам., а мы всех ваших птичек сравним.