Развитие неречевых психических функций у детей с ОВЗ

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика


«Обучаемость» ребенка, способность приобретать новые знания и навыки в значительной мере зависит от владения приемами умственной деятельности (мыслительными операциями — анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, сравнения и т.п.) и владения приемами учебной деятельности (практическими умениями в виде быстрого и точного запоминания, отбора и применения необходимой информации).

Одной из причин неуспеваемости школьников является недостаточная сформированность высших психических функций (ВПФ) у детей, поступающих в 1-й класс. Смена ведущей деятельности требует усидчивости, терпения, сосредоточенности и внимания на протяжении всего урока.Теперь важно внимательно слушать учителя, запоминать большой объем новой информации, учиться думать, рассуждать, логически мыслить, анализировать и обобщать. Многие нынешние первоклассники не готовы к такому умственному труду.

В современном  школьном образовании остро встала проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Речевая деятельность является интегрирующей в системе психических функций человека. Она выполняет социальную функцию, является средством общения на всех уровнях, обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде.

У детей с патологическим развитием речи наблюдаются отклонения от нормы в психической деятельности, что особенно ясно проявляется на на­чальных этапах обучения в школе в виде затруднений в усвоении знаний и адаптации к требованиям педагога.

Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Одним из важнейших условий организации мыслительной деятельности является внимание, которое направляет и регулирует процессы восприятия, памяти, мышления.

Психологические особенности детей с ОВЗ:

1. У большинства учеников с ОВЗ недостаточно развито произвольное внимание. От восприятия и анализа информации их легко может отвлечь любой посторонний звук или предмет. Дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.

2. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

3. Внимание служит одной из базовых предпосылок формирования навыка правильного письма. Его нарушение или недостаточное развитие может привести к типичным ошибкам у школьников: пропуски или перестановки букв, слогов, недописывание элементов букв, зеркальное изображение близких по начертанию букв и т.д. Это приводит к стойкому специфическому нарушению письма — дисграфии.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

При изучении букваря дети с ОВЗ долго не могут запомнить буквы, при чтении и письме заменяют их другими, т.е. не соотносят их с определенными звуками и не обозначают как графемы. Им трудно запомнить написание словарных слов, слов-исключений. Они плохо усваивают правила и часто забывают применять их на практике, что приводит к орфографическим ошибкам.

5.Для успешного овладения устной и письменной речью необходимо еще и самостоятельно мыслить, анализировать, рассуждать, действовать логически. У школьников с ОВЗ недостаточно развиты составляющие функции мышления (анализ, синтез, общение, сравнение, абстрагирование).

6. Недостаточная сформированность пространственных представлений. Ученик не может полноценно осуществить анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

7. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

8. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

9. Имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

Из всего сказанного можно сделать вывод: несформированность неречевых процессов у младших школьников с ОВЗ влияет на учебный процесс в целом, и в частности на речевую деятельность, качество письма и чтения. Формированию неречевых процессов в школе помогают специальные задания и упражнения на развитие высших психических функций, применяемые как составная часть урока.

Если учитель дает их в начале занятия, они помогают организовать внимание учащихся, заинтересовать их и включить в работу с первой минуты; в середине занятия — служат разрядкой после выполнения трудного задания, а также связывают отдельные этапы. Элементы таких упражнений можно включить и в динамическую паузу. В конце занятия они позволяют выявить уровень усвоения учащимися пройденного материала.

Цель задания

Структура задания

Оборудование

Развитие восприятия, внимания, графомоторного навыка, образного мышления

Визуальный тренажер включает в себя задания вида «Допиши букву», «Допиши потерянные элементы буквы», «Все буквы ___ обведи в кружок, все буквы ___подчеркни».

Индивидуальные листы с заданием.
Задание 1. Узнай букву. Допиши потерянные элементы.

Задание 2. Какие буквы спрятались, напиши их.

Задание 3. Все буквы  Я обведи в кружок, все буквы  Д подчеркни.
мдунярлцяебворяшдгз
еюуняклдйявдухщядце
гдцуарщязяямдукждя

Формирование зрительного гнозиса

Визуальный тренажер включает в себя задания для развития зрительного внимания, памяти, зрительного анализа и синтеза.
Узнавание наложенных  контуров изображений предметов; узнавание недорисованных контуров предметов; рисование фигуры по точкам; дорисовывание контуров предметов.

Индивидуальные листы с заданиями.
Задание 1. Раскрась все круги синим цветом.

Развитие зрительного мнезиса

Для того чтобы расширить объем зрительной памяти используем следующие виды работ:
игра «Чего не стало?»;
игра «Что изменилось?»;
задания на раскладывание картинок, фигур, букв, цифр в предъявленной последовательности.

Выкладывается 5-6 картинок. Дети их запоминают. Затем дети угадывают, какой предмет убрали или восстанавливают последовательность.

Формирование пространственного восприятия и представлений

Дифференциация правых и левых частей тела (Игра «Части тела»).
Ориентировка в окружающем пространстве.
Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.
Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.

Движение по заданной инструкции.
Набор геометрических фигур из цветного картона.
Раскрашивание или рисование по инструкции на индивидуальных листах с заданием.
Задание 1. Клетку в верхнем левом углу закрасьте фиолетовым карандашом, отсчитайте от неё две клетки влево и третью клетку закрасьте зелёным цветом. Отступите от зелёной клетки вниз одну клетку и вторую закрасьте жёлтым карандашом и т.д.

Поле для ведущего

Формирование зрительного анализа и синтеза

Составление целого из частей; конструирование букв из элементов;
найти букву в ряду сходных и тд.

Индивидуальная работа по карточкам.
Задание 1. Найди буквы, состоящие из одинакового количества элементов – «палочек».

Н     Ж     А     К     Б

Задание 2. Прочитай загадки и отгадай их.

Стоитантошканаоднойножке.

Цветноекоромыслонадрекойповисло.

Литература

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999.

2. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991.

3. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: «Просвещение», 1983.

4. Лалаева Р.И.. Устранение оптической дислексии и дисграфии //Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998г.

5. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. М.: «Сфера», 2001.

6. Садовникова Н.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у школьников»Москва, «Владос», 1997.

7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. Ярославль, 1996.

8. Чиркина Г.В., Русецкая М.Н. «Визуальный тренажер». М.: «АРКТИ», 2006.