Урок математики по теме «Задачи с избыточными данными». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: математика, Задачи с избыточными данными


Цель: познакомиться с понятием «задача с избыточными данными». Распознавать задачу с избыточными данными, отбирать данные, достаточные для ее решения.

Познавательные – строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные - понимать важность своих действий в коллективной работе для достижения результата.

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя.

Презентация

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, внимание на экран.

- Назовите, пожалуйста, общий признак, по которому объединены данные картинки.
(На картинках изображены животные, которые остались без дома, без хозяев. Они нуждаются в помощи и являются бездомными.)
- А кому из вас жалко этих животных?
- А кто из вас готов помочь бездомным животным на уроке математики?

На экране учащиеся просматривают видеоролик о бездомных животных по продолжительности 1 минута

2. Минутка чистописания
- Займемся минуткой чистописания. А какое число мы запишем, подскажут наши герои.
- Птички вам помогут найти единички, Чтобы сотни вам узнать - собачек надо посчитать, ну а бездомные рыжие коты - это десятки. Кто назовёт данное число (763)
- Запишите это число, обратите внимание на правильное написание цифр.

763  763   763   763   763   763

У учащихся лежат на парте сердечки. Поднимает тот, кто готов оказать помощь.

3. Математический диктант
А сейчас настало время помочь каждому герою. Внимание на экран, устно считаем - из беды выручаем.

1. Увеличьте сумму цифр данного числа на 200? (216)

2. Количество сотен уменьшите на 5? (263)

3. Чему равна разность данного числа и 400? (363)

4. Уменьшите данное число на 200? (563)

5. Сумму цифр данного числа уменьшить в 8 раз? (2)

Шкалы оценивания по каждому умению (на доске и в тетради).
По слайдам оценка умений. Отметка в паре.

В процессе математического диктанта ученики записывают ответ, на шкалах отмечают название умения и уровень умения.
4. Изучение нового (в группах-парах)
- Отгадайте загадку. (задача). Чем будем заниматься на уроке? (дети называют тему урока).
- Какие умения понадобятся, чтобы решать задачи?
(задача состоит из условия и вопроса – рисуют шкалы, отмечают уровень умения находить в задачах условие и вопрос).
- В условии задачи есть данные: задачи с полными данными; с недостающими данными (шкалы, отметить уровень умения).
- Решите задачи (в паре).

Взаимопроверка (на слайде инструкция.
Отметка (критерии предлагают ученики).

Какие умения понадобились, чтобы правильно записать ответы на задания? (ответы детей).

На слайдах задачи (только решение):
1. Один попугай смотрится в зеркальце 10 раз в сутки. Сколько раз в зеркальце в сутки смотрятся 3 попугая? (30 раз)
2. В зоомагазине в клетке живут 15 волнистых попугайчиков. Сколько волнистых попугайчиков и канареек живут в клетке?
3. В приюте для животных обитают 6 кошек, 7 собак и 3 попугая. Для них купили 43 кг разного корма. Для кошек купили 12 кг корма, а для собак на 16 кг больше, чем для кошек. Сколько килограммов корма куплено для попугаев?

- Что такое приют?
(Это место, куда помещают бездомных животных. Их там лечат, кормят, ухаживают до тех пор, пока не найдутся новые хозяева).
Давайте и мы сейчас решим задачу и накормим наших героев работа в паре, одна пара у доски).
Какие слова запишем в краткую запись? (Кошки, собаки, попугаи)
- Что сказано о кошках? (кошек было 6)
- Что сказано о собаках? (собак было 7)
- Что сказано о попугаях? (попугаев было 3)
- Что сказано о количестве корма для животных?
(Для кошек купили 12 кг корма, для собак на 16 кг больше, чем для кошек. И всего для животных было куплено 43 кг корма)
-Что нужно узнать в задаче? ( Сколько кг корма купили для попугаев)
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, не знаем, сколько корма купили для собак)
- Как узнать, сколько корма купили для собак?
(12+16= 28 кг корма купили для собак)
- А теперь как одним действием узнать количество корма, который купили для попугаев?
( 43-12-28= 3 кг корма купили для попугаев)
- Какой ответ будет в задаче?
(Ответ: 3 кг корма купили для попугаев)
- Молодцы.
- Ребята, а теперь сравните решение задачи с условием или краткой записью. Что вы видите? Все ли числовые данные мы использовали при решении задачи?
(Нет, не использовали при решении количество животных).
- Значит, эти данные были какими? (Эти числовые данные были лишними).
- Ребята, а как вы думаете, как можно назвать задачу, в которой есть лишние данные? (Задача с лишними или избыточными данными)
- Молодцы, ребята. Помогая животным, мы с вами познакомились ещё с одним видом задач – задачами с избыточными данными.
- А теперь давайте уберём эти избыточные данные. Назовите мне их.
(6 кошек, 7 собак и 3 попугая)
- Итак, наша задача преобразована. Запишите краткую запись и решение задачи в тетрадь.

1. Определяют вид задачи по данным (полная), записывают в тетрадь решение (1 – у доски). Устно (ответ).
2. Задача с недостающими данными (дети дополняют, решение в тетрадь; 1 – у доски. Проверка).
3. Задача с избыточными данными (работа по условию), выясняется, что есть лишние данные (задача с избыточными данными): на слайде стираю избыточные данные.
Одна пара составляет краткую запись и решение. Остальные в паре. Проверка с доской.
5.  Закрепление изученного (в группах)
- Составьте задачи с данным условием. Работайте в группах. Читаем условие, вопрос.
- С каким видом задач мы познакомились на уроке? Какие умения нам понадобятся, чтобы решить такие задачи?
Ученики в группах составляют задачи. Называют условие, вопрос. Говорят, какие избыточные данные для данной задачи. Проверка с доской.

6. Рефлексия
- Ребята, но в приюте для животных кроме четвероногих друзей ещё кто-то обитает. Новые друзья скрываются под этими записями: запишите римскими цифрами числа (на шкалах отметьте умения, которые вам понадобятся, чтобы правильно записать числа римскими цифрами).
- Теперь мы можем увидеть, кто ещё непременно живет в приюте для животных.
Доброта
Забота
Ласка
Любовь
- Ребята, а кто же должен обладать этими качествами?
(Человек. Мы должны оберегать друзей наших меньших и заботиться о них).
Я думаю, что сегодня на уроке математики вы не только решали, считали, но ещё и показали свою доброту и милосердие. Я думаю, что вы будете добрыми, заботливыми, внимательными в жизни и не бросите в беде котенка или щенка, которого нашли на улице.

7. Домашнее задание
Составьте задачи с избыточными данными (задание по рядам) – задание на слайдах.

Работа с римскими цифрами. (шкалы)
Воспитание доброты, сочувствия, милосердия у учащихся.