Автор исследовательской работы:
Чевтайкина Мария Геннадьевна
Руководитель проекта:
Баусина Виталия Львовна
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО) предполагает обязательную подготовку и защиту итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера.
Проект – это особый вид исследовательской работы, отличительными особенностями которой являются самостоятельный поиск информации по теме, ее творческое преобразование и получение чего-то нового. Этот метод обучения дает возможность раскрыть автору свои творческие способности, проявить себя индивидуально. Работа над проектом подразумевает его презентацию и защиту.
Проекты бывают следующих типов:
- Практическо-ориетированный (прикладной). Проект нацелен на решение конкретных задач, может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.
- Исследовательский проект. Такой вид напоминает научные исследования.
- Информационный. Проект направлен на сбор информации и предоставление ее общественности. Итог - доклад с презентацией (8-20 слайдов)
- Творческий. Проектным продуктом будет плакат, видеофильм, театрализованное представление, спортивная игра.
- Ролевой. Результатом будет, к примеру, судебное заседание.
В то же время в современной школе идет процесс интеграции деятельности классного руководителя и педагога-психолога для повышения эффективности воспитательной работы в школе. С этой целью проводят анализ стадии развития коллектива, исходя из результатов исследования деловых и личностных взаимоотношений в классном коллективе.
В настоящее время у школьников высок интерес к работе психолога и многие учащиеся 9-х классов во время профориентации выбирают в перспективе обучение данной профессии. В связи с этим, в 2018-2019 учебном году под моим руководством несколько учащихся МОУ Сынковская СОШ выполнили проектную деятельность в форме исследовательского проекта по психологии. После проведения мной анкетирования учащихся соответствующих классов и шифрования их данных, дальнейшую работу по составлению психологической характеристики классов проводили учащиеся 9 класса под моим руководством при консультации педагога-психолога МОУ Сынковская СОШ.
Данная исследовательская работа по психологии на тему «Психологическая характеристика 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ» посвящена исследованию психологического климата деловых и личностных взаимоотношений в 9 «Б» классе МОУ Сынковская СОШ в 2018-2019 учебном году.
Исследования проведены в 9 «Б» классе в конце третьей четверти. Представленный индивидуальный исследовательский проект по психологии «Психологическая характеристика 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ» посвящен изучению деловых и личностных взаимоотношений в 9 «Б» классе МОУ Сынковская СОШ в 2018-2019 учебном году.
В процессе исследовательской работы по психологии «Психологическая характеристика 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ» проведена оценка деловых и личностных взаимоотношений среди учащихся класса к концу третьей четверти в 2018-2019 учебном году:
- проанализирована научная литература по прикладной социометрии и методикам исследования деловых и личностных взаимоотношений, социометрическим опросам;
- исследованы деловые и личностные взаимоотношения учащихся 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ в 2018-2019 учебном году;
- проведен социометрический тест;
В исследовательском проекте по психологии о деловых и личностных взаимоотношениях проведена оценка психологического климата класса, в котором обучается исследователь.
В рамках исследования собраны данные о состоянии деловых и личностных взаимоотношений среди учащихся 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ, проведен анализ полученного результата.
Материалы данного проекта по психологии «Психологическая характеристика 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ» можно использовать во внеурочной работе классного руководителя и при проведении внеурочной деятельности со школьным психологом.
Введение
Взаимодействия и взаимоотношения людей, которые опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным общественным и личностно-значимым содержанием, являются определяющими в коллективе. В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами. Нами изучены взаимоотношения в коллективе 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ.
При проведении исследования с целью выяснения личностных и деловых отношений в группе, мы использовали методику Дж. Морено. Нами учтены следующие факторы:
1. Исследования были проведены в конце третьей четверти.
2. Выбрана самая доступная методика для выявления взаимоотношений в группе - социометрия (Дж Морено).
Объект исследования: обучающиеся 9 «Б» «МОУ Сынковская СОШ».
Предмет исследования: развитие классного коллектива.
Цель исследования: опытным путём установить характер деловых и личностных взаимоотношений учащихся 9 «Б» «МОУ Сынковская СОШ».
Задачи исследования:
1. Изучить особенности деловых взаимоотношений, учащихся 9 «Б» «МОУ Сынковская СОШ».
2. Изучить особенности личностных взаимоотношений, учащихся 9 «Б» «МОУ Сынковская СОШ».
3. Освоить методику построения Социаграммы.
4. В ходе эксперимента собрать данные о личностных и деловых взаимоотношениях учащихся 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ.
5. Оценить полученный результат.
Гипотеза: Коллектив 9 «Б» находится в стадии расцвета, так как стадия развития коллектива зависит от межличностных отношений внутри класса.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ соответствующей литературы.
2. Метод анкетирования.
3. Метод опроса.
4. Метод сравнительного анализа.
5. Обобщение.
Новизна исследовательской работы: исследование деловых и личностных взаимоотношений учащихся 9 «Б» «МОУ Сынковская СОШ» в конце 3 четверти 2018-2019 учебного года
Практическая значимость работы: экспериментальным путем выявлена стадия развития коллектива 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ в 2018-2019 учебном году, определены деловые и личностные взаимоотношения.
Обзор литературы
1.1. Исследование межличностных взаимоотношений в группе
1.1.1 Изучение условий психологической образовательной среды класса
Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. [3]
Социограмма – это таблица, в которую заносятся фамилии участников и сделанные ими выборы. [1]
Цели социометрической процедуры:
1) измерение степени сплоченности в группе;
2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии;
3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных отношений, и их лидеров.
Процедура социометрии включает постановку задач исследования и выбор объектов измерений, после чего формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Социометрия не подразумевает полной анонимности, так как иначе она была бы мало эффективной. [4]
1.1.2. Метод исследования межличностных взаимоотношений в группе
Организация социометрических исследований довольно проста и не требует ни особой подготовки, ни специальных условий, ни оборудования. Участие в диагностировании не вызывает затруднения даже у школьников начальных классов.
Для проведения социометрии используются специальные вопросы, которые должны поставить членов группы в ситуацию выбора. Обычно испытуемым предлагают указать трех наиболее предпочитаемых одноклассников.
Каждый участник исследования получает листочек, на котором он должен написать свою фамилию и вписать три выбранных фамилии.
Кстати, часто психологи предлагают сделать только положительные выборы. И не сколько потому, что обрабатывать полученные результаты будет легче, сколько потому, что необходимость сделать отрицательный выбор может вызвать негативные эмоции у выбирающего. [5,1,2]
1.2. Краткая характеристика образовательного учреждения
МОУ Сынковская СОШ была открыта в 2000 году в целях обеспечения реализации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного общего образования. В гимназии в текущем году функционируют 20 классов. Обучается 364 человека с 1 по 11 класс включительно. Средняя наполняемость классов - 18 человек. Обучение проводится в одну смену. За последние годы стабильный рост численности обучающихся говорит о высоком доверии родителей к педагогическому коллективу школы, ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг города. [6]
2. Методика исследования и результаты наблюдений
2.1. Материалы и методы исследования
Исследования проведены в 9 «Б» классе в середине третьей четверти 2018-2019 учебного года. Нами собраны данные о состоянии личностных и деловых взаимоотношений в коллективе. С этой целью нами проведен тест Дж. Морено (описан в п. 1.1.2.) и выполнен анализ полученных результатов.
Сплоченность коллектива – это единство всех членов, основанное на общности, целей, интересов, ценностей, принятии всеми правил и норм.
|
число пар со взаимным выбором |
|
N взаим. |
С гр = |
-------------------------------------------- |
= |
------------ |
|
общее число возможных пар |
|
N (N-2)/2 |
|
|
|
|
Сплоченность коллектива рассматривают как стремление членов коллектива или группы к взаимному сотрудничеству.
2.2. Результаты наблюдений
2.2.1 Изучение деловых взаимоотношений учащихся 9 «Б» класса
Коллектив сформирован в 2010 г. Время существования классного коллектива – 9 лет. Первая смена учителя была при переходе из начальной школы в среднее звено, затем сменилось несколько классных руководителей.
Исследование проводилось по методу Дж. Морено, были получены следующие результаты:
- «Звезды» – 2 ученика (13,3%)
- «Предпочитаемые» – 8 учеников (53,4%)
- «Изолированные» – 5 учеников (33,3%).
Деловые взаимоотношения в коллективе отображены в социограмме № 1
1. Дифференцированная социограмма 9 «Б» класса МОУ Сынковской СОШ 2018-2019 учебный год. Деловые взаимоотношения.
Как видно из социограммы, неформальными лидерами класса являются девочка № 9 и мальчик № 15, причем девочка № 9 также официальный лидер коллектива. Учащиеся № 11 и № 14 отказались делать выбор в чью-либо пользу, сославшись на отсутствие авторитетов в классе. Взаимные пары и группировки взаимосвязанных лиц, выбирающих друг друга - № 7 и 9, № 4 и 5, №13 и 15, № 3 и 6, № 8 и 5.
Расчет индекса сплоченности группы в деловых отношениях равен 0,4 (40%).
2.2.2. Изучение личностных взаимоотношений учащихся 9 «Б» класса
В результате исследования, проведенного по методу Дж.Морено, были получены следующие результаты:
- «Звезды» – 3 ученика (22,4%)
- «Предпочитаемые» – 4 ученика (26,6%)
- «Принятые» – 6 учеников (33,2%)
- «Изолированные» – 2 ученика (17,8%)
Особенности межличностных взаимоотношений между мальчиками и девочками отражены в социограмме № 2.
2. Дифференцированная социограмма 9 «Б» класса МОУ Сынковской СОШ 2018-2019 учебный год. Личностные взаимоотношения.
Социограмма наглядно показывает центральных, наиболее влиятельных членов группы – мальчик № 1 и две девочки № 3, 6. Учащиеся № 1, 5, 10, 11 и 14 отказались отвечать на вопросы личного характера. Четко прослеживаются гендерные взаимоотношения между девочками № 3, 9 и 6. В изолированной среде находятся всего 2 человека.
В 9 «Б» уровень сплоченности группы равен 0,4 (40 %) как в деловых, так и в личностных взаимоотношениях.
2.3. Обсуждение результатов исследования
В результате социометрического исследования деловых отношений коллектива 9 «Б» класса выявлено два лидера, причем один неофициальный лидер также является официальным лидером коллектива. В изолированной среде находится 33,3% учащихся.
Исследование личностных взаимоотношений выявило гендерные связи между девочками коллектива. Также выявлена причина изолированности двух учащихся – это не отверженность со стороны коллектива, а их личное нежелание вступать в близкие эмоциональные взаимоотношения с одноклассниками. У этих подростков нет привязанностей и симпатии, что может быть связано с особенностями течения пубертатного периода. Также было установлено, что на наличие устойчивых эмоциональных связей оказывает влияние хорошо организованная учителем совместная деятельность.
Таким образом, деловые взаимоотношения в коллективе отличны от личностных, связанных с эмоциональной сферой жизни подростков.
Расчет индекса сплоченности группы в деловых отношениях показал, что группа является частично сплоченной. Это является поводом для поиска внутри группы микрогруппировок.
У учеников выявлен высокий уровень требований к себе и своим товарищам.
У основой части коллектива проблем с выбором в сфере деловых и личностных предпочтений во взаимоотношениях не было, что помогает нам сделать заключение о стадии развития коллектива.
Выводы
Благодаря результатам исследования мы выяснили, что коллектив 9 «Б» класса «МОУ Сынковская СОШ» находится в стадии расцвета.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Также благодаря, нашему исследованию, выявлены подростки, испытывающие трудности во взаимоотношениях и нуждающиеся в психологической помощи.
Заключение
В наших исследованиях методом социометрии изучена структура личностных и деловых взаимоотношений учащихся 9 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ с учетом педагогической среды, в которой сформировались личности подростков данного коллектива. Результаты нашего исследования могут быть использованы в педагогической работе классного руководителя в создании комфортной психологической обстановки в процессе обучения и внеурочных взаимоотношений коллектива.
Полученный материал будет актуален в качестве дополнительного на уроках биологии в 8-9 классах, работе психолога и классного руководителя с коллективом 9 «Б» класса.
Библиография
1. Книга: Якоб Леви Морено «Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе» (2004).
2. Книга: Добреньков В.И., Кравченко А.И «Методы социологического исследования» (2004).
Интернет источники
3. https://ru.wikipedia.org
4. https://infopedia.su
5. https://psychologist.tips
6. https://schools.school.mosreg.ru