Предмет: математика.
Тема: «Единицы измерения площадей».
Класс: 5 класс.
Базовый учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И, Математика: Учебник для 5 класса.
Цели урока: формировать представление о системе измерения площадей; познакомить обучающихся с правилом перевода одних единиц площадей в другие и их использовании при решении несложных задач.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять единицы измерения площадей при решении задач; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и одноклассников.
Задачи:
образовательные:
- научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «единицы измерения площадей», «площадь квадрата», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных единиц измерения, уложенных в ней;
воспитательные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
- выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы: репродуктивный; частично-поисковый.
Форма работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Организация деятельности учащихся на уроке:
самостоятельно выходят на проблему и решают ее;
- самостоятельно определяют тему, цели урока;
- выводят S из формулы и устанавливают соответствие;
- работают с текстом учебника;
- работают с технологической картой при выполнении заданий;
- отвечают на вопросы;
- решают самостоятельно задачи;
- оценивают себя и друг друга;
- рефлексируют.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор; доска, учебники по математике.
Ход урока |
|
1. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку |
Включаются в деловой ритм урока |
2. Актуализация опорных знаний, умений и способов действий Задание на доске: м², дм², м, га, км², а, см². Исключите лишнее. Объясните свое решение. |
Ответ: Исключаем м, так как это единица измерения длины. |
Устный счет. На доске изображены прямоугольник и квадрат |
|
- одному ученику внутри прямоугольника написать формулу для нахождения площади прямоугольника, а другому внутри квадрата – формулу площади квадрата; |
Ответ: |
- площадь прямоугольника 50 см², а площадь квадрата в 2 раза меньше, чему равна сторона квадрата? |
Ответ: 25 см² |
- чему равна сторона квадрата? |
Ответ: 5 см |
- площадь прямоугольника 6 см². Какой может быть его длина и ширина? |
Ответ: 6 см, 1 см; 3 см и 2 см; |
- квадрат со стороной 6 м разделить на 4 равных прямоугольника. Чему равна площадь каждого? |
Ответ: 6*6=36 (м²); |
3. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. У любой фигуры можно найти площадь. Квадрат со стороной 1 см имеет площадь равную 1 см². Проблема: как вы думаете, только ли в квадратных см будем измерять площади фигур? - Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока? |
Тема: «Единицы измерения площадей» |
4. Усвоение новых знаний. - Итак, тема нашего урока созвучна цели урока. Как называется тема нашего урока? Записываем ее в тетрадь. |
Отвечают на вопросы: |
- вспомним, какие единицы измерения площадей вы знаете? |
- квадратный миллиметр, квадратный сантиметр; квадратный дециметр; квадратный метр; квадратный километр. |
- что называется единичным квадратом? - рассмотрим, как связаны линейные и квадратные величины. Все вы слышали слово «сотка», которое используется при измерении площади огорода. Что это за единица измерения площади? |
Выявляют закономерность. |
Рассмотрим схему перевода единиц площадей. |
Высказывают свои мнения. |
5. Первичное усвоение новых знаний. Решите самостоятельно задачи по вариантам. |
Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам. |
1 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
2 вариант |
6. Физкультминутка. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжать работу. |
7. Первичное заклепление. Устно №747; 774 |
Обсуждают решение, выполняют задания у доски и в тетрадях. |
8. Подведение итогов урока: - Какую задачу мы ставили на уроке? - Удалось ли нам решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты - Где можно применить новое знание? - Что на уроке у вас хорошо получалось? - Над чем еще нужно поработать? Урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. |
Отвечают на поставленные вопросы. Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке. |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Сегодня мы говорили о единицах измерения площади. На следующем уроке мы будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.19 на с. 114 и решите №78; 789. |
Учащиеся внимательно слушают, записывают задания в дневник. |
10. Рефлексия. - Кто работал на уроке лучше всех? - Кому еще надо стараться? С каким настроением вы уйдете с урока? |
Оценивают свою работу, работу одноклассников и свое настроение в конце урока. |