Тип урока: открытие новых знаний.
Цели: Создать условия для знакомства с новым разделом курса – лексикой; организации повторения схематичного обозначения слова; введения понятия «лексическое значение слова».
Результаты:
- Личностные: Создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться (ЛУУД 3);
- Регулятивные: Самостоятельно организовать своё рабочее место (РУУД1); определять цель учебной деятельности с помощью учителя (РУУД3); осуществлять само- и взаимопроверку работ (РУУД6);
- Познавательные: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание) (ПУУД 1); ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках. (ПУУД 3); выполнять задания по аналогии (ПУУД8); наблюдать и самостоятельно делать простые выводы (ПУУД7);
- Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. (КУУД3); участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения (КУУД4); Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре (КУУД5).
Оборудование: учебник 2 класса (2 часть) С.Иванова, А.Евдокимовой и др., презентация, карточки.
Содержание урока |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Оргмомент |
|
Настраиваются на урок, проверка готовности. |
ЛУУД3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний | - Итак, у нас урок русского языка, где Школьная доска откроет тайну О судьбе замысловатых слов. |
РУУД1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, давайте вспомним правила готовности к уроку. 1. Быть должны всегда в порядке ручки, книжки и тетрадки. 2. Каждой вещи – своё место. - А девиз у нас какой? - Всё, что надо - под рукой. |
ПУУД3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно у всех сохранится. | РУУД6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я хочу вам пожелать: Учитесь с улыбкой, Шутите, учась! Любая ошибка исчезнет, Боясь веселой улыбки и ваших радостных глаз. - Откройте тетрадь, запишите число, классная работа. |
ПУУД8 РУУД6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1.Минутка чистописания. - Назовите слова, данные на экране: (Слайд1) |
Называют |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какой одинаковый согласный звук есть во всех словах? - Сколько звуков [т] в каждом слове? - Пропишите букву, которая обозначает звук [т]. (Слайд 2) - Дайте характеристику звуку [т]. |
[т] |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Словарная работа. - Запишем слова с этой буквой: Лестница, автомобиль, работа, пальто. - Проверьте написание по слайду. (Слайд 3) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3.Игра «Фантазёры». |
Составляют предложения |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка учебной задачи | - Вы сказали, что любое слово состоит из звуков. Я произнесу слово «компьютер». Что вы представили? - Почему? - Каждое слово имеет значение? - О чём пойдёт речь на уроке? (О слове). - Сформулируйте тему урока. - Тема урока: «Слово и его значение». |
Поясняют |
КУУД4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Вы знаете как называется раздел в русском языке, который изучает слово и его значение? - Что узнаем новое? Цель: Название раздела, изучающего слово и его значение. |
Не знаем Формулируют тему и цели под руководством учителя |
РУУД3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. «Открытие» нового знания |
Откройте учебник с.4 |
Третья, звуки в определённой последовательности |
КУУД3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- У каждого из вас лежит карточка. В каждом ряду вам необходимо закрасить «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку внизу и прочитать полученное слово.
|
КУУД4
КУУД4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение нового понятия. - Какое слово у вас получилось? (Лексика) - Что означает это слово? - Какая проблема возникла? (Выяснить: что такое лексика?) - А откуда мы можем получить информацию? (Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета.) |
Читают Дают объяснения |
ПУУД8
КУУД3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В интернет-энциклопедии Википедия дано следующее определение. 4.2.Рубрика «Давай подумаем». |
Называют Работают под руководством учителя |
ПУУД1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4.3.Выяснение значения слова. Введение понятия «лексическое значение». 4.4. Рубрика «Обрати внимание». Физминутка Мы сидели и писали. Представьте, что вы читаете младшему братишке сказку «Колобок»: «Старуха по амбару помела, по сусекам поскребла…». А братик спрашивает: «А что такое амбар, сусек?» Как вы объясните? Как вы думаете, а где мы можем узнать значение непонятных вам слов или уточнить значение, толкование известных слов? Конечно, в толковых словарях. В любой библиотеке вы найдете толковые словари (показ словаря В.И.Даля около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова (80000 слов), Школьный толковый словарь (около 4,5 тысяч слов). В нашем учебнике в конце, на стр. 157 тоже есть небольшой толковый словарик. Там мы и найдем значение слов амбар и сусек. Прочитайте. А какой еще словарь есть в нашем учебнике? (Орфографический) Зачем он нужен? Что за слова собраны в нём? Запишем несколько словарных слов. Я даю толкование этих слов, а вы их записываете. |
Находят информацию Полный рассказ о предмете |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Первичное осмысление и закрепление
|
Самостоятельная работа. Упражнение 2 стр.6 - Прочитайте задание. Кто его понял, поднимите руки. - Первое слово мы подберём вместе, а остальные вы попробуете подобрать самостоятельно. |
Самостоятельно с последующей проверкой |
КУУД5 ПУУД8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочитайте отрывки из стихотворений: |
Фронтально, письменно |
ПУУД3 ПУУД3 ПУУД8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Вадим Шефнер Какой смысл заложен в этих строчках? (…) |
РУУД6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спишите понравившийся отрывок. | Осуществляют самопроверку | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Итог урока. |
- Какова тема сегодняшнего урока? (Рассказ о нём, что оно обозначает) - А сейчас оцените свою работу на уроке, свои знания, которые вы получили. Выразите своё отношение к уроку при помощи цветка, составим букет знаний из кругов, которые лежат на ваших столах. (Зеленый – всё понял, мне понравилось, желтый – почти всё понял, красный – мне было тяжело, я не понял) |
|
КУУД4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание |
найдите в толковом словарике учебника 4 слова, значение слов, которых вы захотели бы узнать или уточнить, спишите эти словарные статьи. |
|
|