Урок русского языка во 2-м классе по теме «Слово и его значение» (УМК «Школа XXI века»)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (328 кБ)


Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: Создать условия для знакомства с новым разделом курса – лексикой; организации повторения схематичного обозначения слова; введения понятия «лексическое значение слова».

Результаты:

  • Личностные: Создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться (ЛУУД 3);
  • Регулятивные: Самостоятельно организовать своё рабочее место (РУУД1); определять цель учебной деятельности с помощью учителя (РУУД3); осуществлять само- и взаимопроверку работ (РУУД6);
  • Познавательные: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание) (ПУУД 1); ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках. (ПУУД 3); выполнять задания по аналогии (ПУУД8); наблюдать и самостоятельно делать простые выводы (ПУУД7);
  • Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. (КУУД3); участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения (КУУД4); Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре (КУУД5).

Оборудование: учебник 2 класса (2 часть) С.Иванова, А.Евдокимовой и др., презентация, карточки.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1. Оргмомент

 

Настраиваются на урок, проверка готовности.

ЛУУД3
РУУД1

2. Актуализация знаний - Итак, у нас урок русского языка, где
Школьная доска откроет тайну
О судьбе замысловатых слов.
  РУУД1
- Ребята, давайте вспомним правила готовности к уроку.
1. Быть должны всегда в порядке ручки, книжки и тетрадки.
2. Каждой вещи – своё место.
- А девиз у нас какой?
- Всё, что надо - под рукой.
  ПУУД3
– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно у всех сохранится.   РУУД6
Я хочу вам пожелать:
Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка исчезнет,
Боясь веселой улыбки
и ваших радостных глаз.
- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
  ПУУД8
РУУД6

2.1.Минутка чистописания.
- Из чего состоит слово?

- Назовите слова, данные на экране: (Слайд1)
(лодка, город, торт)


Из звуков

Называют

 
- Какой одинаковый согласный звук есть во всех словах?
- Сколько звуков [т] в каждом слове?
- Пропишите букву, которая обозначает звук [т]. (Слайд 2)
- Дайте характеристику звуку [т].

[т]
1, 1, 2
Прописывают
[т’]

 
2.2. Словарная работа.
- Запишем слова с этой буквой:
Лестница, автомобиль, работа, пальто.
- Проверьте написание по слайду. (Слайд 3)


Записывают под диктовку, проверяют

 

2.3.Игра «Фантазёры».
- Составьте из этих слов предложение, как можно удачнее связав слова. (Н-р: Мама надела пальто, спустилась по лестнице и отправилась в автомобиле на работу.)

Составляют предложения

 

3. Постановка учебной задачи - Вы сказали, что любое слово состоит из звуков. Я произнесу слово «компьютер». Что вы представили?
- Почему?
- Каждое слово имеет значение?
- О чём пойдёт речь на уроке? (О слове).
- Сформулируйте тему урока.
- Тема урока: «Слово и его значение».

 

Поясняют
Он так называется
Да

 

КУУД4

- Вы знаете как называется раздел в русском языке, который изучает слово и его значение?
- Что узнаем новое?
Цель: Название раздела, изучающего слово и его значение.

Не знаем

Формулируют тему и цели под руководством учителя

 

РУУД3

4. «Открытие» нового знания

Откройте учебник с.4
4.1. Рубрика «Вспомни изученное».
- Какая схема обозначает слово? Докажите.

Третья, звуки в определённой последовательности

КУУД3
ПУУД3

 

- У каждого из вас лежит карточка. В каждом ряду вам необходимо закрасить «лишнюю» букву. Затем эту букву  записать в  пустую клетку  внизу  и прочитать полученное слово.

В

Х

А

Н

Д

О

Л

В

Е

А

Н

Д

О

Л

В

Х

К

Н

Д

О

А

Л

Х

А

Н

И

О

Л

В

Х

А

Н

Д

О

Л

В

Х

А

С

Д

О

Л

В

Х

А

Н

Д

К

Л

Л

Е

К

С

И

К

А

 

КУУД4

 

 

 

КУУД4

  Введение нового понятия.
- Какое слово у вас получилось? (Лексика)
- Что означает это слово?
- Какая проблема возникла? (Выяснить: что такое лексика?)
- А откуда мы можем получить информацию? (Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета.)

 

Читают

Дают объяснения

ПУУД8

 

КУУД3

 

В интернет-энциклопедии Википедия дано следующее определение.
- Лексика – это словарный состав языка. (Все слова русского языка).
- И мы с вами сегодня начинаем изучать этот раздел.
На протяжении нескольких уроков мы будем изучать слово и его значение, узнаем историю появления слов в нашем языке, какие слова называются новыми, а какие устаревшими.

4.2.Рубрика «Давай подумаем».
- Прочитайте объяснения Феди.
- Все ли слова он объяснил верно?
- Исправь ошибки, поясни, почему они появились.

Называют

Работают под руководством учителя

ПУУД1


ПУУД7

 

4.3.Выяснение значения слова. Введение понятия «лексическое значение».
Упражнение 1 стр.5
- Рассмотрите рисунки, назовите. Что на них изображено.
- Прочитаем задание и образец.
Мяч
- Ответим по порядку на вопросы учебника.
(Слайд 6)
Пример:
1. Предмет имеет форму шара.
2. Сделан из резины, кожи.
3. Используют для игры.
4. Спортивный инвентарь.
- А теперь на основании ответов составьте полный рассказ об этом предмете.
- Что у вас получилось?
- Чей рассказ более полный и точный?
(Слайд 7)
Пример: Мяч – предмет имеет форму шара, из резины или кожи, для игры, спортивный инвентарь.
(аналогичная работа со словами ШКОЛА, СТОЛ) (Слайд 8,9)

4.4. Рубрика «Обрати внимание».
- Вы составляли полный рассказ о предметах, прочитайте в рубрике, как его называют.
- Что такое «лексическое значение слова»?

Физминутка

Мы сидели и писали.
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево-
Стало гибким наше тело.
А теперь попляшут ножки:
Побежали по дорожке.
Быстро-быстро топ-топ-топ.
И в ладоши хлоп-хлоп-хлоп.
Ножку вытянем вперёд-
Влево, вправо поворот.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.

Представьте, что вы читаете младшему братишке сказку «Колобок»: «Старуха по амбару помела, по сусекам поскребла…». А братик спрашивает: «А что такое амбар, сусек?» Как вы объясните? Как вы думаете, а где мы можем узнать значение непонятных вам слов или уточнить значение, толкование известных слов? Конечно, в толковых словарях. В любой библиотеке вы найдете толковые словари (показ словаря В.И.Даля около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова (80000 слов), Школьный толковый словарь (около 4,5 тысяч слов). В нашем учебнике в конце, на стр. 157 тоже есть небольшой толковый словарик. Там мы и найдем значение слов амбар и сусек. Прочитайте.

А какой еще словарь есть в нашем учебнике? (Орфографический) Зачем он нужен? Что за слова собраны в нём? Запишем несколько словарных слов. Я даю толкование этих слов, а вы их записываете.
Это слово говорят при встрече (здравствуйте). Что желают, произнося это слово?
Эти слова произносят при расставании (до свидания). Почему я сказала слова?
Это слово говорят, когда благодарят (спасибо). А вы знаете историю происхождения этого слова? Очень давно говорили «спаси бог», т.е. желали избежать неприятностей, постепенно звук [г] перестали произносить, два слова слились в одно и получилось «спасибо».
Как одним словом можно назвать эти слова? Вежливые или этикетные. Запишем слово этикет. Что такое этикет? Давайте запишем объяснение этого слова, пользуясь толковым словариком учебника:
Этикет – правила вежливости, принятые между людьми. Соблюдать этикет.
В чем же разница между орфографическим и толковым словарями?

 

Находят информацию

Полный рассказ о предмете

 

5. Первичное осмысление и закрепление


Самостоятельная работа.
Упражнение 2 стр.6
- Прочитайте задание. Кто его понял, поднимите руки.
- Первое слово мы подберём вместе, а остальные вы попробуете подобрать самостоятельно.

Самостоятельно с последующей проверкой

КУУД5

ПУУД8
РУУД6

Прочитайте отрывки из стихотворений:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать
(Я. Козловский.)

Фронтально, письменно
Работают по карточкам

ПУУД3
ПУУД8

ПУУД3

ПУУД8

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.
Вадим Шефнер
Какой смысл заложен в этих строчках? (…)
  РУУД6
Спишите понравившийся отрывок. Осуществляют самопроверку  

6. Итог урока.
Рефлексия

- Какова тема сегодняшнего урока?
- Что такое лексическое значение слова? 

(Рассказ о нём, что оно обозначает)
- Что делать, если не знаешь значения слова?

- А сейчас оцените свою работу на уроке, свои знания, которые вы получили. Выразите своё отношение к уроку при помощи цветка, составим букет знаний из кругов, которые лежат на ваших столах. (Зеленый – всё понял, мне понравилось, желтый – почти всё понял, красный – мне было тяжело, я не понял)

 

КУУД4

7. Домашнее задание

найдите в толковом словарике учебника 4 слова, значение слов, которых вы захотели бы узнать или уточнить, спишите эти словарные статьи.