Предмет: биология.
Класс: 5.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: организация условий достижения обучающимися образовательных результатов по заданной теме.
Задачи: освоение учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Методы исследования в биологии»:
- знание определений понятий, понимание взаимосвязей между ними,
- умение применять эти знания и умения для решения практических задач,
- контроль уровня освоения материала,
- развитие метапредметных универсальных учебных действий.
Формирование УУД:
- Познавательные УУД: определение понятий: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.
- Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того что известно учащимся, и того что еще не известно, создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта, преобразование информации из одного вида в другой.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Предметные: освоение знаний по теме, основным понятиям.
Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения, уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать информацию.
Методы обучения: работа в группах с использованием элементов модерации, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в индивидуальных картах.
Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии: информационные, разноуровневого обучения, метод проектов.
Средства обучения: презентация по теме «Методы исследования в биологии», лабораторное оборудование и приборы.
Литература для учителя
1. Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематичеcкое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотоип.- М.: Дрофа, 2012.-96 с.
2. А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”,Москва, 2005.
3. Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003.
4. А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003.
5. Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003.
6. Петросова Р.А. “Цитология и генетика”, слайд-альбом серии “Мир биологии”, Центр “Планетариум”, Москва, 1997.
Литература для учащихся
1. В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» -М.: Дрофа, 2015.
2. В.В.Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2018.
3. Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986.
4. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.
Электронные издания
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – «Кирилл и Мефодий», Авторы – академик РНАИ В.Б.Захаров, д.п.н. Т.В.Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю.Баклушинская, Т.В.Анфимова.
Единая коллекция ЦОР.
Таблица сравнения методов изучения живой природы:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a0feca3-05a8-485d-9d46-d426cb31a244/%5BBIO10_01-05%5D_%5BPT_01%5D.html
ЭОР № 130526 «Наблюдение за прорастанием фасоли» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3e7f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/
ЭОР «Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fe06-0a01-022a-0063f09ec94b3e66/%5BEST5_02-06%5D_%5BMV_02%5D.wmv)
ЭОР №130845 «Измерительные приборы»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d2-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm)