Цель: продолжить знакомство детей с овощами.
Задачи:
- Уточнить представление об овощах, их многообразии, местах произрастания.
- Развивать умения внимательно слушать, находить необходимую информацию; классифицировать овощи по местам их произрастания.
- Познакомить с новым способом рисования – «печатание» овощами.
- Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
- Расширить словарь детей.
- Воспитывать интерес к законам природы.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание);
- познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности);
- речевое развитие (развитие речи);
- физическое развитие (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни);
- художественно-эстетическое (знакомство с новым способом рисования).
Активизация словаря:
- Огород, урожай, гладкий, шершавый, колючий, сочный, сладкий, едкий, горький, укрылся, засел, срывать, дергать.
Материалы и оборудование:
- поднос со свежими овощами;
- волшебный мешочек;
- шарф;
- нарезка из овощей на шпажках;
- гуашь, кисти;
- лист бумаги в виде подноса.
Использование средств ТСО:
- магнитофон – музыкальное сопровождение.
Ход занятия
I. Организационный момент
Воспитатель просит детей: «Встаньте на дорожку и подравняйте ножки. Сейчас вы узнаете, куда поведет нас эта дорожка». Дети с воспитателем читают рифмовку и одновременно со словами выполняют движения.
Мы пойдем в огород, |
(шагать на месте) |
Много там всего растет: |
(развести руками в стороны) |
Огурцы сорвем мы с грядки, |
(срывать воображаемые огурцы) |
Помидоры с кожей гладкой, |
(кистями рук обрисовать круглую шарообразную форму) |
Толстая репка |
|
Засела в землю крепко, |
(поставить руки на пояс и слегка покачать корпусом из стороны в сторону) |
Длинная морковка, |
(опустить вниз руки т соединить их внизу ладонями) |
От нас укрылась ловко. |
(присесть и прикрыть голову руками) |
Дергай, дергай из земли. |
(встать и изображать движения, как будто дергаешь из земли морковь) |
Все собрали – посмотри! |
(развести руками в стороны) |
Воспитатель показывает детям корзину с овощами, которые они «собрали» на огороде.
«Огород почему так называется? Потому что он должен быть огорожен. А то козы капусту съедят, кролики морковкой да репкой полакомятся, свинья кабачки уберет раньше времени, а куры корни у растений оголят. Запасть нечего будет!»
II. Где растет
Давайте вспомним, какие овощи растут на земле и в земле. Я назову какой-то овощ. Если он растет в земле, вы садитесь на корточки. Если на земле, то встаете: морковка (сидят на корточках), капуста (встают) и тд.
Воспитатель простит детей взять с подноса по 1 овощу и положить в одну из двух корзин, в зависимости от того, где он вырос (корзины обозначены стрелками: вверх – на земле, вниз – в земле).
Дети садятся на стульчики.
III. Дидактическая игра «Узнай на ощупь»
IV. Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Физкультминутка: дети изображают, как они едят свои любимые фрукты.
Мы кусочек откусили, |
(широко открыть рот и произнести: «а-а-а-м») |
Пожевали: та-та-та-та-та, |
(«пожевать» зубами широкий кончик языка) |
Проглотили. |
|
Ах, как вкусно, |
(почмокать губами) |
Ароматно, |
(поднести ладони к лицу и втянуть ноздрями воздух) |
Удивительно приятно! |
(облизать губы круговым движением языка – сначала |
|
V. Расскажем
Вы так много узнали об овощах, что сами можете о них рассказать. Рассказ надо составить по плану, изображенному на картинках. На магнитной доске устанавливаются пять картинок – символов:
- где растет овощ, в земле или на земле;
- какого он цвета;
- какой формы;
- какой на ощупь: гладкий, шершавый или колючий;
- какой на вкус: сладкий, сочный или горький, едкий.
Воспитатель загадывает детям загадки про овощи и предлагает составить о них рассказ.
Кто в земле укрылся ловко?
Это сочная…(морковка)Испытает много мук,
Кто без хлеба кушал…(лук)В огороде светофор,
Это красный…(помидор)Посмотри-ка, тетя Фекла,
Уродилась нынче…(свекла)Вот зеленый молодец,
Он зовется…(огурец)
VI. «Печатание» овощами
Дети закрашивают гуашью половину овощей и делают отпечаток на бумаге (в виде подноса). Предложить малышам ласково назвать свой овощ.
VII. Заключительная часть
Поблагодарить и похвалить детей за их работу.
Литература
- О.А.Новиковская «Конспекты комплексных занятий с детьми 4–5 лет». Спб «Паритет», 2006 г.
- Е.Г.Зверева-Андреевская, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина «Методические рекомендации и сценарии занятий к экологическому альбому дошкольников». «Ювента», 2006 г.
- Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке. Методические рекомендации к частям 1 и 2 для воспитателей, логопедов, учителей и родителей». «Баласс», 2003 г.