В статье освещаются аспекты работы с одаренными детьми по развитию у них способности: мыслить нестандартно и творчески. Раскрываются вопросы содержания и организации педагогического процесса, по созданию условий для развития творческого потенциала личности таких детей.
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Ключевые слова: одаренность, талант, творчество, способности творческая личность, творческий потенциал.
Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,
на которой будут расти и процветать таланты.
Генрих Нейгауз
Детская одаренность является одной из самых интересных и загадочных явлений природы. На сегодняшний день недостаточно просто передать стандартный объем знаний подрастающему поколению, важно способствовать становлению гармонично развитой личности ребенка. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
В психолого-педагогической литературе, «одаренность» определяется как качество психики человека, развивающееся в течение всей жизни и влияющее на способность индивидуума достигать результатов, которые отличаются от стандартных. Психологи отмечают, что это результат взаимодействия врожденных данных человека, окружающего его социума и психологических механизмов саморазвития.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Дело в том, что именно в период взросления происходит формирование различных индивидуальных психологических качеств, психических процессов и развитие врожденных задатков малыша.
Одаренный ребенок — это малыш, который проявляет какие-либо способности выше среднего установленного уровня.
Для определения в группе детей одаренной личности, потребуется представленный ниже комплекс диагностических мер:
- наблюдение за поведением ребенка в условиях дошкольного учреждения, дома, на дополнительных занятиях и досуге;
- профессиональное оценивание результатов деятельности малыша;
- проведение различных психодиагностических мероприятий (опросов, тестов, экспериментальной работы и других);
- организация интеллектуальных, физических и творческих соревнований.
Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности:
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
- интересуются многим, задают часто и много вопросов;
- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- наблюдательны, очень восприимчивы, быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Существуют различные типы одаренности:
К сожалению, психологами было отмечено, что одаренный ребенок нередко сталкивается с целым рядом специфических проблем. К самым распространенным из них относятся:
- нередкое отсутствие интереса к занятиям;
- непринятие педагогом смелости суждений, чрезмерной активности и оригинальности таких детей и расценивание этого как непослушание;
- на одаренного ребенка взрослые родители и педагоги порой возлагают слишком большие надежды. Малыш, стараясь не огорчить взрослых, нередко выполняет поставленные задачи, хотя на самом деле ему бы хотелось проявить себя иначе;
- обычно способные дети выбирают друзей старше себя, но в такой ситуации малыши не могут реализовать свои возможности в полной мере за счет значительных отличий в физическом развитии.
Таким образом, исходя из выше сказанного, очевидно, что работа с одаренными детьми в ДОУ требует знаний психологии, индивидуального подхода, внимания и отзывчивости. И только под непосредственным руководством грамотного педагога можно развивать, раскрывать новые горизонты таланта дошкольника.
Целью нашей работы является создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
В основу работы положены следующие принципы:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
- принцип гуманизма и демократизма;
- принцип возрастания роли дополнительного образования.
Для достижения указанной цели была разработана комплексная система игр и занятий по формированию и развитию творческих и индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, дающая возможность решить следующие задачи развития у ребенка:
- мотивации, как важного условия развития творческого потенциала ребенка;
- умения работать с образным и символическим содержанием;
- готовности выработать идеи в условиях коллективного и индивидуального решения творческой задачи;
- способности к образной и вербальной разработке деталей;
- побуждения самостоятельно оценивать свою творческую продукцию.
Реализации поставленных задач способствовало создание специальной творческой среды, обеспечивающей благоприятную психологическую атмосферу образовательной деятельности, творческую активность детей.
Комплексная система игр и занятий включает в себя следующие компоненты:
- специальная образовательная деятельность, способствующая формированию и развитию творческих способностей;
- включение игр и этюдов, направленных на развитие воображения и речемыслительных действий в различные виды образовательной и повседневной деятельности;
- игры и игровые упражнения, направленные на закрепление полученных знаний и умений;
- взаимодействие с семьей.
В работе с детьми используется разнообразный, доступный детям 5-7 лет материал, реализуемый в двигательных, игровых, словесных, графических формах. Образовательная деятельность строится в форме игры, соревнования, путешествия, в совместной творческой и проектной деятельности.
В основу данной системы положены циклы игр, упражнений, графических стимульных заданий, направленных на развитие творческих способностей ребенка:
Очевидно, что представленная работа с дошкольниками учит детей быть творческими личностями, а способность к творчеству, созиданию является признаком одаренности. Наша задача, как педагогов, заключается в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребенка.
«Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, как есть, а преобразился. Ведь возможна такая система воспитания, которая прививает и развивает творческое начало». ( Дж. Родари)
Список литературы
- Венгер Л.А. Дьяченко О.М. и др. Возможности образовательной работы с умственно одарёнными дошкольниками 5-7 лет. // Дошкольное воспитание. - 1995. - №3. - С. 41-44.
- Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одарённых детей. //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 8. С. 24-27.
- Савенков А.И. Одарённые дети: особенности психического развития. [Текст] / А.И.Савенков. - М: Просвещение, 2006. – 87 с.
- Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и в школе. - М.: Академия развития. - 2002.
- Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления(программы, игровые задания, стимульный материал): учеб.-метод. Пособие / З.В.Шашкова; под ред. Т.В.Черниковой. – М.: Глобус, 2007. – 219 с. (Предшкола).