Педагогические цели |
Создать условия для формирования представления об экономическом положении и развитии России в период реформирования Петра I; показать изменения, произошедшие в экономике в результате реформ. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые |
Предметные: создать условия для развития умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по экономической политике Петра I. Метапредметные:
Личностные: воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений. |
Образовательные ресурсы |
|
Основное содержание темы, понятия и термины |
Протекционизм, меркантилизм, мануфактура, подушная подать, приписные крестьяне. |
Организационная структура урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
III. Постановка учебной проблемы
Знакомство с темой урока и формулирование цели и задач урока.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
1. Роль государства в экономике.
Вмешательство государства в сферу экономики проявилось в двух направлениях: протекционизм и меркантилизм. Мануфактурное производство развивается наиболее успешно. Сравните: XVII в. – 30 мануфактур; первая четверть XVIII в. – более 200 мануфактур. В начале века построены Невьянский, Уктусский и Алапаевский металлургические заводы на Урале. Государство поощряло развитие мануфактурного производства – Главный магистрат и добычу полезных ископаемых – Берг – коллегия. Привлекались иностранные специалисты, русские мастера отправлялись на учебу за границу.
Открывались горные школы.
2. Развитие промышленности. Мануфактуры.
3. Развитие торговли, транспортных путей и налоговой системы.
4. Развитие сельского хозяйства.
Организована работа в группах:
Группа 1. (стр.42-44) Мануфактурное производство
Группа 2. (стр.44) Торговля
Группа 3. (стр. 45) Сельское хозяйство
Заполнение таблицы (приложение 1). Выполнить задание №5 в рабочей тетради на стр.23.
Каковы итоги реформ Петра I?
V. Закрепление знаний и способов действий
- «О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
Ответ на проблемный вопрос.
Почему А.С.Пушкин охарактеризовал Петра I следующим образом.
VI. Подведение итогов. Рефлексия
Оценивание учащихся.
VII. Информация о домашнем задании
§5, словарные слова, вопросы.
Приложение 1
Итоги экономических реформ
|
Отрицательные |
Рост мануфактурного производства. |
Реформы не затронули сельское хозяйство. |
Ускорилось экономическое развитие страны. |
Реформы проводились за счет простых людей. |
Развитие внешней и внутренней торговли. |
Рост налогов. |
Развитие водных путей, появление каналов. |
|
Преобладание экспорта над импортом. |
|