Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых и детей.
Благодаря новейшим результатам исследований развития детей в последние десятилетия образ пассивного ребенка, развитие которого происходит как физический, так и умственный процесс взросления сменяется новыми представлениями об активном ребенке, который с самого рождения располагает основными компетентностями и богатым потенциалом для обучения и развития.
Это привело к новой оценке процесса образования и развития: ребенок точно так же влияет на свое развитие, как и социальная и культурная среды, в которых это развитие происходит. Процессы образования и развития осуществляется в процессе социального двустороннего обмена. Образование осуществляется во взаимосвязи и во взаимодействии людей. Изменилось понимание роли педагога в образовательном процессе ребенка. Взрослому больше не отводится роль главного «всезнайки», который «сообщает» и «передает» знания детям. Воспитание и обучение все больше проходит в сотрудничестве, когда все участники образовательного процесса задействованы в нем в одинаковой степени. К образовательным условиям, которые оптимально стимулируют такие процессы, наряду с жизненными условиями ребенка относится, прежде всего, проектная деятельность. Во время проекта дети и взрослые вместе исследуют мир, анализируют содержание, ставят вопросы и находят пути решения. При этом проект должен протекать в сотрудничестве, чтобы в процессе исследования совместно прийти к знаниям.
Ребенок развивается, ориентируясь на собственный опыт, который он получает, взаимодействуя с внешним миром, развивается, используя его. Познание мира с помощью органов чувств, способность удивляться, искать, сомневаться, пробовать и совершать поступки – все это предпосылки для того, чтобы ребенок знакомился с миром и составил о нем представление. Если образовательный процесс предполагает активное постижение мира, то проектная деятельность будет иметь педагогическую и дидактическую ценность.
Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена ФГОС ДО. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) рассматривается в ФГОС ДО в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (пункт 3.2.5 ФГОС ДО)
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности для детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность.
Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям или совместно со взрослыми формировать практический опыт, добывать его поисковым путем, анализировать и преобразовывать его. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики (виды самостоятельной деятельности), которая направлена на развитие у него универсальных культурных действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Проектная деятельность позволяет педагогу осуществлять интеграцию практически всех образовательных областей.
Проект – это спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях.
В центре этой деятельности находится работа над интересной для детей темой и ее включенность в образовательный контекст. Такая тема изучается и исследуется совместно, при этом выявляются возникающие вопросы и проблемы, творческое решение их обсуждают сообща, и этот процесс занимает значительный промежуток времени. Главный признак проекта – прохождение в несколько этапов.
Этапы проекта:
- Начальный этап и ознакомление. Нахождение темы проекта и осознание ее.
- Этап подготовки и реализации. Планирование и реализация проекта, анализ образовательных процессов.
- Этап демонстрации результатов. Завершение и анализ проекта.
- Продолжение проекта (при необходимости).
Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве. Проектная деятельность включает в себя: задание для детей, сформулированное в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта. Проект может длиться, пока:
- у детей сохраняется интерес к выбранной тематике;
- взрослым удается поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами, которые помогают разрабатывать тему, поддерживать ее новыми идеями и ресурсами.
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», – писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Позиция при реализации проекта | |
Дети | Взрослые |
1. Влияют на выбор темы, форм
работы в рамках проекта 2. Выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей 3. Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре в основном самостоятельно |
1. Вносят идеи, касающиеся тем,
содержания и видов деятельности наравне с детьми 2. Статус «ресурсной личности» 3. Деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей ребенка |
Признаки и принципы проекта:
- Повседневная жизнь. Проект – это рядовое мероприятие. Темой становятся текущие события, проекты вносят разнообразие в нашу жизнь. Благодаря проектам мы отваживаемся на инновации. Проектная деятельность – неотъемлемая часть нашей жизни.
- Выбор тематики. Каждый проект предполагает наличие темы, которая заинтересует многих детей и будет подходящей для всестороннего обсуждения. Проектная деятельность дает возможность на практике узнать интересы детей и определить темы будущей работы.
- Ориентация на ребенка. Идеи для новых проектов и тем могут высказывать и дети, и взрослые, но чаще всего темы находят сами дети. И момент окончания проекта тоже определяют именно дети.
- Добровольное участие. Участие в проектах дошкольной организации является добровольным. Присоединение к работе в проекте, выход из него и возвращение в проект возможны в любое время.
- Долгосрочность. Каждый проект ограничивается по времени, у него есть начало и конец.
- Открытость. Открытость – это главный признак проекта, который распространяется на рабочую группу, целеполагание, применяемые методы, достижение цели и сроки проведения.
- «Спираль проекта»: планирование, деятельность и контроль. Для проекта необходимо поэтапное планирование и тщательная корректировка постановки и следования целям, распорядка дня, используемых методов. Деятельность и анализ сменяют друг друга.
- Инклюзия. Проектная деятельность – это метод инклюзии, так как он направлен на всех заинтересованных детей.
- Ориентация на диалог. Проектная деятельность на основе сотрудничества является непрерывным диалогом.
- Участие каждого. Проекты планируются и реализуются совместно с детьми. Дети на всех этапах являются активными участниками процесса.
- Сотрудничество. Вся деятельность основана на сотрудничестве, взаимопонимании, коммуникации.
- Наблюдение и документирование проходит через все этапы проекта. Все записи являются основой для коммуникации, взаимопонимания и анализа текущей деятельности.
- Ориентация на ситуацию, окружающий мир, на процесс, на познавательную активность, систему ценностей. Проекты сочетаются с интересами и окружающим миром, как детей, так и взрослых. Выбранные темы должны быть «жизненными», связанными с наукой, общественно значимыми. В проектную деятельность вовлекается окружение (родители, специалисты), происходит укрепление связей между дошкольной организацией, семьей, профессиональной сферой. Самое важное – это процесс, а не результат или продукт. В ход процесса в любой момент могут быть внесены изменения и дополнения. В центре внимания – самостоятельность, самоорганизация, ответственность детей за себя и свои действия. Каждый ребенок приносит в проект свой опыт, может сам все попробовать и терпеливо идти к цели. Взрослые являются модераторами, партнерами по диалогу, генераторами идей, учатся вместе с детьми. Все идеи имеют право на существование.
- Комплексное образование. Проектная деятельность связывает все образовательные сферы, развивает и расширяет базовые компетентности ребенка, а также его самостоятельность и самосознание.
- Обучение с удовольствием. Проектная деятельность создает комфортную атмосферу для образовательных процессов. Усиливает связь детей, родителей, педагогов с образовательной организацией. Положительный опыт при участии в проекте настраивает на желание участвовать в следующем.
- Уникальность. Проекты нельзя повторить. Это результат индивидуальной работы.
- Изменение. Проектная деятельность направлена на изменение, на новшество. Тот, кто инициирует проекты, верит в их развитие, в возможность преобразования. Изменение происходит тогда, когда участники проекта учатся друг у друга, извлекают из него пользу.
Отличительные черты позиции педагога в образовательной деятельности на основе сотрудничества:
- уважать ребенка (внимательно выслушивать новые идеи для проектов, наблюдать за детьми, знать их интересы и значимые для них темы, уделять им внимание, создать условия, то есть предоставить ресурсы, стимулировать и внимательно сопровождать деятельность);
- вести диалог с ребенком (прислушиваться к тому, какие вопросы задают дети, стараться на них ответить);
- ориентироваться на компетентности (знать, какие темы для детей всегда интересны);
- сотрудничать с детьми (взаимодействие детей и взрослых, не давать готовых ответов, подталкивать к поиску собственного решения);
- быть активными и не бояться ошибок (поддерживать темы, предложенные детьми, вместе продолжать исследование, работая и обучаясь);
- проявлять открытость и гибкость (быть открытым к новым вопросам и идеям детей, делать перерывы между проектами);
- анализировать свою деятельность (не ждать, что дети будут предлагать темы проекта, постоянно оценивать свои вопросы – «задаю ли я вопросы детям? Как я спрашиваю детей? Мои вопросы разумны?»).
Дети хотят познать мир и понять его и при этом идут своим собственным путем. Педагоги должны сопровождать детей и поддерживать их, организовать процесс обучения так, чтобы дети мотивированно и с воодушевлением брались за дело и получали удовольствие от обучения.
Педагоги документируют ход проекта и привлекают к этому детей, так что процесс и для детей, и для родителей становимся понятным и очевидным. Для этого они используют различные средства. Документация является базой для коммуникации, рефлексии, взаимопонимания и стимулирует всех участников к обсуждению.
Важная цель проектной документации – сделать наглядным образовательный процесс для детей и родителей. Проектный стенд помогает детям, которые еще не участвуют в проекте или вышли из него, присоединиться к нему или вернуться.
Документировать необходимо, прежде всего, процесс, то есть вопросы, гипотезы и теории, высказывания и ответы детей, в меньшей степени содержание проекты и ответы педагогов.
Условия для создания качественной проектной документации:
- соответствующее техническое оснащение: цифровая камера и компьютер для каждой группы, принтер, видеокамера и диктофон для детского сада;
- совместная разработка стандартов для документации (например, единое оформление);
- эффективная организация рабочего времени (например, формирование рабочих групп и распределение между ними обязанностей; расстановка приоритетов).
Характеристики документирования
Документирование – это процесс, который в каждой образовательной организации постепенно улучшается от проекта к проекту.
Дети привлечены к процессу фиксирования. Они являются активными участниками. Если мы ведем документацию вместе с детьми, то активно обсуждаем вместе с ними произошедшие события, предположения и опыт. «А что изображено на этой фотографии? Кто-то помнит, что мы делали? Как же из этих листочков мы соберем книгу?»
Связана с планированием, воспитанием и анализом. Она является собранием различных историй.
Наглядна и понятна взрослым и детям. Ее следует разместить так, чтобы она была всем видна, по возможности находилась на уровне глаз ребенка.
Соотношение картинок/текста. Документация с меньшим количеством надписей/текста и с большим количеством фото/картинок скорее находит отклик как у родителей, так и у детей. Необходимо найти золотую середину, так как картинка без текста – не самый лучший вариант.
Универсальность – документы со стенда можно оформить в папку, например.
Документация | Проект |
Что документировать? |
|
В какой форме документировать? |
|
Как часто? |
|
Ход проекта подразделяется на этапы, содержание которых представлено в данной таблице:
Этапы проекта | Начальные мероприятия этапа | Завершающие мероприятия этапа |
Поиск темы проекта и формирование группы | Ситуация, идея, предложение | Принятие и классификация |
Планирование | Принятие решения о теме проекта, определение цели, планирование первых шагов | Обсуждение и голосование с участием всех детей |
Реализация | Практическая и всесторонняя проработка темы | Чередование фаз анализа (этапы проектирования, учебный процесс) и планирования |
Окончание и презентация | Презентация хода и результатов проекта | Анализ и общее обсуждение проекта |
Оценка проекта | Оценка хода и результатов проекта | Подведение итогов и анализ проекта |
Проектная деятельность затрагивает не только детей, но и педагогов и родителей. Поэтому она является многоаспектной.
Выводы:
- В ходе проектной деятельности можно учиться друг у друга и извлекать пользу.
- Обучение происходит с помощью диалога в условиях проекта – развитие языковой, речевой и медийной компетентности. Диалог – важнейшая составляющая проекта.
- Развитие детей от проекта к проекту – усиление роли самостоятельного обучения:
- Высокая учебная мотивация детей и ситуации успеха в проекте – развитие мотивационных компетентностей. Проектная деятельность обеспечивает удовлетворение таких потребностей, как социализация, независимость, собственная компетентность, что объясняет высокую учебную мотивацию и целеустремленность в работе над проектами.
- Положительный эффект от передачи знаний после проекта – развитие учебно-познавательной компетентности. Перенос определенного опыта в повседневную жизнь, в другую сферу.
- Привлечение к проекту родителей – развитие образовательного пространства. Усиление роли семьи в образовательном процессе.
- Устойчивое изменение распорядка и культуры детского сада с помощью проектов. Проектной деятельности присущи стремление к переменам, новаторство, таким образом, рабочие группы часто вынуждены искать компромисс между традицией и инновациями и получают в ходе проекта глубокие знания. Любая тема или проблема проекта дает знания, которые могут и должны положительно повлиять на организацию жизни детей в детском саду.
- дети все больше заинтересованы в
осуществлении проекта.
- сами предлагают тему и берут на себя
руководство проектом, а также презентацию
проекта.
- проявляют инициативность.
Компетентности педагога, необходимые для эффективной проектной деятельности:
- Коммуникативная и интерактивная компетентности:
- Диагностическая компетентность:
- Дидактическая компетентность:
- Организационная компетентность
- Профессиональная компетентность:
- Рефлексивная и инновационная компетентность:
- способность к сотрудничеству с детьми,
родителями, коллегами;
- работа вместе с детьми, а не вместо них –
совместное принятие решений, способность
доверять детям, ценить их высказывания, действия;
- осознание себя в качестве партнера по диалогу,
деятельности, знание того, что дети берут пример
с педагога – собственная мотивация,
заинтересованность.
- умение наблюдать – определять интересы, потребности детей, обогащающие и изменяющие ход проекта или приводящие к появлению новых тем.
- разнообразная методическая деятельность –
способность распознавать учебные потребности
детей и двигаться вместе с детьми к поставленной
цели, поддерживать идеи детей;
- умение стимулировать, использовать технику
постановки вопроса, развивающего обучения.
- умение работать с потребностями и интересами всех детей (инклюзия).
- актуальные знания о ребенке, понимание сути
образовательного процесса;
- умение вести документацию;
- медийная компетентность.
- анализ результатов наблюдения, собственной
позиции, поведения;
- положительное отношение к изменениям,
инновациям.
Польза, которую приносит проектная деятельность детям и педагогам, отражена в таблице:
Работать с детьми над проектом значит дать свободу их творчеству | |
Воздействие на детей | Воздействие на педагогов |
Проектная деятельность приводит к получению нового опыта и развитию компетентностей и тем самым способствует процессу непрерывного образования | Проекты дают новый опыт и тем самым меняют педагогическую позицию |
Дети понимают, что к ним относятся серьезно, усваивают демократический стиль общения и учатся сотрудничеству | Педагоги учитывают индивидуальные интересы и сильные стороны детей |
Дети интенсивнее занимаются проектом, если тема соответствует их интересам | Проектная деятельность – это совместный, исследовательский, живой, глубокий образовательный процесс, не ограниченный во времени |
Дети, которые не принимают участия в проекте, знакомятся с материалами на стендах, на обсуждениях |
Огромное значение имеет то, что в результате эффективной проектной деятельности достигается непрерывность обучения.