1. Назначение интерактивного теста
Интерактивный тест по биологии по теме «Размножение и оплодотворение у растений» (к учебнику Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.; М: Вентана-Граф, (АЛГОРИТМ УСПЕХА). Изд. 4-е,стереотип. ФГОС) проводится в целях осуществления мониторинга результатов освоения программы по биологии 6 класса в соответствии с ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки обучающихся по теме «Размножение и оплодотворение у растений».
Интерактивный тест создан с использованием конструктора тестов в MS PowerPoint (требования к устройству - MS Office 2003 c обновлениями SP1 или выше; MS Office 2007 c обновлениями SP1 или выше; MS Office 2010).
Задания интерактивного теста позволяют осуществить диагностику достижения предметных результатов обучения по биологии по теме «Размножение и оплодотворение у растений». Данный тест может использоваться педагогом для текущего индивидуального контроля знаний по теме «Размножение и оплодотворение у растений» с использованием персонального компьютера или другого устройства , отвечающего требованиям.
Также данный тест будет полезен при подготовке обучающихся к ВПР и ОГЭ по биологии, т.к. содержит типовые задания.
Результаты теста в совокупности с имеющейся у педагога информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения. Результаты теста могут быть использованы педагогом для совершенствования методики преподавания в процессе обучения предмету.
2. Документы, определяющие содержание интерактивного теста
Содержание и структура теста определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на 2018/19 учебный год.
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта интерактивного теста
Задания интерактивного теста по биологии по теме «Размножение и оплодотворение у растений» основаны на системнодеятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках интерактивного теста наряду с предметными результатами обучения обучающихся 6 класса формируются метапредметные результаты. К метапредметным результатам можно отнести уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД). В ходе выполнения теста продолжают формироваться следующие УУД:
- Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
- Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации.
- Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие.
- Коммуникативные универсальные учебные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознанное и произвольное построение высказывания в письменной форме; биологическими терминами в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задания интерактивного теста направлены на проверку сформированности у обучающихся:
- специфических биологических умений по работе с биологическими объектами в целях полноценного их изучения;
- уровня сформированности естественно-научного типа мышления, научных представлений, владения научной биологической терминологией, ключевыми биологическими понятиями.
Тексты заданий в интерактивном тесте соответствуют формулировкам, принятым в учебнике по биологии 6 класса.
4. Структура варианта интерактивного теста
Интерактивный тест по теме «Размножение и оплодотворение у растений» состоит из 15 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых обучающимися задач. Задания 1–10 проверяют знания и умения обучающихся работать с биологическими терминами. Задания 11-13 проверяют знания и умения обучающихся работать с изображениями биологических объектов и схемами. Задание 14 предполагает работу на сопоставление биологических объектов. Задание 15 (аналогичное заданию 3 ВПР) предполагает работу по восстановлению текста биологического содержания с помощью избыточного перечня биологических терминов и понятий.
Все задания интерактивного теста позволяют обучающимся продемонстрировать уровень сформированности предметных биологических знаний и умений.
5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки
В таблице 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания.
Таблица 1
Код |
Проверяемый элемент содержания |
1 |
Биология – наука о живых организмах |
1.1 |
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений |
2 |
Многообразие организмов |
2.1 |
Классификация живых организмов |
2.2 |
Основные царства живой природы |
3 |
Царство растений |
3.1 |
Органы растений. Вегетативные и генеративные органы |
3.2 |
Строение цветка. Опыление |
3.3 |
Жизнедеятельность растений. Размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений |
В таблице 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.
Таблица 2
Код |
Проверяемые требования к уровню подготовки |
1 |
Метапредметные |
1.1 |
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать |
1.2 |
Умение создавать, применять схемы для решения учебных и познавательных задач |
1.3 |
Смысловое чтение |
1.4 |
Планирование и регуляция своей деятельности; владение письменной речью |
1.5 |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения |
1.6 |
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
2 |
Предметные |
2.1 |
Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития |
2.2 |
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии |
6. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
В таблице 3 представлена информация о распределении заданий интерактивного теста по уровню сложности.
Таблица 3
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равную 23 |
Базовый |
13 |
16 |
62 |
Повышенный |
2 |
10 |
38 |
Итого |
15 |
26 |
100 |
7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и теста в целом
Полный правильный ответ на задание 1-10, 13 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 2 баллами: 1 балл ставится за каждый правильный ответ.
Полный правильный ответ на задание 12 оценивается 3 баллами: 1 балл ставится за каждый правильный ответ.
Полный правильный ответ на задание 14 оценивается 5 баллами: 1 балл ставится за каждый правильный ответ.
Полный правильный ответ на задание 15 оценивается 5 баллами, 1 балл ставится за каждый правильный ответ.
Максимальный бал за выполнение теста – 26.
Таблица 4
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«1» |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичный балл |
0 |
1-9 |
10-15 |
16-20 |
21-26 |
8. Продолжительность проверочной работы
На выполнение интерактивного теста по теме «Размножение и оплодотворение у растений» дается 15 минут.
9. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
10. Рекомендации по подготовке к проверочной работе
Необходимо владеть учебным материалом § 16 и конспектом в рабочей тетради. Размножение и оплодотворение у растений.