Интерактивный тест по биологии "Размножение и оплодотворение растений". 6-й класс

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Класс: 6


1. Назначение интерактивного теста

Интерактивный тест по биологии по теме «Размножение и оплодотворение у растений» (к учебнику Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.; М: Вентана-Граф, (АЛГОРИТМ УСПЕХА). Изд. 4-е,стереотип. ФГОС) проводится в целях осуществления мониторинга результатов освоения программы по биологии 6 класса в соответствии с ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки обучающихся по теме «Размножение и оплодотворение у растений».

Интерактивный тест создан с использованием конструктора тестов в MS PowerPoint (требования к устройству - MS Office 2003 c обновлениями SP1 или выше; MS Office 2007 c обновлениями SP1 или выше; MS Office 2010).

Задания интерактивного теста позволяют осуществить диагностику достижения предметных результатов обучения по биологии по теме «Размножение и оплодотворение у растений». Данный тест может использоваться педагогом для текущего индивидуального контроля знаний по теме «Размножение и оплодотворение у растений» с использованием персонального компьютера или другого устройства , отвечающего требованиям.
Также данный тест будет полезен при подготовке обучающихся к ВПР и ОГЭ по биологии, т.к. содержит типовые задания.

Результаты теста в совокупности с имеющейся у педагога информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения. Результаты теста могут быть использованы педагогом для совершенствования методики преподавания в процессе обучения предмету.

2. Документы, определяющие содержание интерактивного теста

Содержание и структура теста определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на 2018/19 учебный год.

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта интерактивного теста

Задания интерактивного теста по биологии по теме «Размножение и оплодотворение у растений» основаны на системнодеятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках интерактивного теста наряду с предметными результатами обучения обучающихся 6 класса формируются метапредметные результаты. К метапредметным результатам можно отнести уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД). В ходе выполнения теста продолжают формироваться следующие УУД:

  • Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
  • Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации.
  • Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознанное и произвольное построение высказывания в письменной форме; биологическими терминами в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Задания интерактивного теста направлены на проверку сформированности у обучающихся:

  • специфических биологических умений по работе с биологическими объектами в целях полноценного их изучения;
  • уровня сформированности естественно-научного типа мышления, научных представлений, владения научной биологической терминологией, ключевыми биологическими понятиями.

Тексты заданий в интерактивном тесте соответствуют формулировкам, принятым в учебнике по биологии 6 класса.

4. Структура варианта интерактивного теста

Интерактивный тест по теме «Размножение и оплодотворение у растений» состоит из 15 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых обучающимися задач. Задания 1–10 проверяют знания и умения обучающихся работать с биологическими терминами. Задания 11-13 проверяют знания и умения обучающихся работать с изображениями биологических объектов и схемами. Задание 14 предполагает работу на сопоставление биологических объектов. Задание 15 (аналогичное заданию 3 ВПР) предполагает работу по восстановлению текста биологического содержания с помощью избыточного перечня биологических терминов и понятий.

Все задания интерактивного теста позволяют обучающимся продемонстрировать уровень сформированности предметных биологических знаний и умений.

5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки

В таблице 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания.

Таблица 1

Код

Проверяемый элемент содержания

1

Биология – наука о живых организмах

1.1

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений

2

Многообразие организмов

2.1

Классификация живых организмов

2.2

Основные царства живой природы

3

Царство растений

3.1

Органы растений. Вегетативные и генеративные органы

3.2

Строение цветка. Опыление

3.3

Жизнедеятельность растений. Размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений

В таблице 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.

Таблица 2

Код

Проверяемые требования к уровню подготовки

1

Метапредметные

1.1

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

1.2

Умение создавать, применять схемы для решения учебных и познавательных задач

1.3

Смысловое чтение

1.4

 Планирование и регуляция своей деятельности; владение письменной речью

1.5

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

1.6

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

2

Предметные

2.1

Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития

2.2

Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии

6. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности

В таблице 3 представлена информация о распределении заданий интерактивного теста по уровню сложности.

Таблица 3

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равную 23

Базовый

13

16

62

Повышенный

2

10

38

Итого

15

26

100

7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и теста в целом

Полный правильный ответ на задание 1-10, 13 оценивается 1 баллом.

Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 2 баллами: 1 балл ставится за каждый правильный ответ.

Полный правильный ответ на задание 12 оценивается 3 баллами: 1 балл ставится за каждый правильный ответ.

Полный правильный ответ на задание 14 оценивается 5 баллами: 1 балл ставится за каждый правильный ответ.

Полный правильный ответ на задание 15 оценивается 5 баллами, 1 балл ставится за каждый правильный ответ.

Максимальный бал за выполнение теста – 26.

Таблица 4

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0

1-9

10-15

16-20

21-26

8. Продолжительность проверочной работы

На выполнение интерактивного теста по теме «Размножение и оплодотворение у растений» дается 15 минут.

9. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

10. Рекомендации по подготовке к проверочной работе

Необходимо владеть учебным материалом § 16 и конспектом в рабочей тетради. Размножение и оплодотворение у растений.