Урок-практикум. Решение упражнений по теме «Деление на десятичную дробь»
Тип урока: комплексное применение знаний.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Деление на десятичную дробь».
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь складывать и вычитать, умножать и делить десятичные дроби по алгоритму;
- уметь применять алгоритм при решении задач и уравнений .
УУД:
- Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнёром в паре.
- Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне ретроспективной оценки и вносить необходимые коррективы в действия на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Познавательные: уметь использовать знаково-символьные средства, уметь действовать по алгоритму.
- Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник математика 5 класс автор Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. 2017г, презентация.
Ход урока
1 этап. Организационный
Ребята сегодня мы продолжаем отрабатывать алгоритмы действий с десятичными дробями. Мы уже с вами решали много примеров, уравнений, задач. Какую бы вы цель поставили сегодня на урок для себя. (формулируют цель)
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме.
Открыли тетради и записали тему урока. (Презентация)
2 этап. Мотивационный
Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». Ребята, поставьте запятую так, чтобы смысл был: обязательно казнят, а другой помилуют.
В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
Задание. Поставьте правильно запятые в результатах действий. Докажите правильность, сформулировав соответствующее правило.
- 6,1+0,12 = 6,22
- 63-2,7=60,3
- 5,1:3=1,7
- 6,87:10=0,687
- 71,2×0,2=14,24
- 3,4×0,1=0,34
- 43,12×100=4312
- 0,7:0,5=1,4
3 этап. Закрепление знаний
«Недостаточно овладеть премудростью,
Нужно так же уметь пользоваться ею»
Цицерон
Обсудить высказывание с учащимися.
Вывод: недостаточно знать правила, надо уметь их применять.
Задание 1. Кто же является автором этого изречения?
Вы узнаете, выполнив действия. Заполните таблицу. (по два примера на ряд, кто справиться быстро 7 пример, и по желанию другие)
- 6,944: 3,2 =2,17
- 6,36:0,12 = 53
- 5,425:2,5 =2,17
- 86,24:2,8 =30,8
- 0,182:1,3 =0,14
- 24,48:4,8 =5,1
- 131,67:5,7 =23,1
Ц – 2,17, И – 53, Е – 30,8, Р – 0,14, О – 5,1, Н – 23,1
Номер примера |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ответ |
2,17 |
53 |
2,17 |
30,8 |
0,14 |
5,1 |
23,1 |
Буква |
Ц |
И |
Ц |
Е |
Р |
О |
Н |
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) – римский оратор, философ.
Физкультминутка
А теперь ребята стали,
Быстро руки вверх подняли,
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели, вновь за дело.
Задание 2. Решить уравнения.
Ребята, а какими знаниями вы должны обладать, чтобы справиться с этими заданиями?
Ответ: Знать правила нахождения компонентов действий и уметь вычислять.
Работа в парах, проговаривают во внешней речи. По очереди. Если в паре затруднения в знаниях правил, обратится к учебнику стр. 59, 60,74.
Закончи правило.
- Чтобы найти неизвестное слагаемое….
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое…
- Чтобы найти неизвестное вычитаемое…
- Чтобы найти неизвестный множитель…
- Чтобы найти неизвестное делимое…
- Чтобы найти неизвестный делитель…
Решают уравнения. Работа в парах.
По рядам:
- 1 ряд - 1,4,
- 2 ряд – 2,5,
- 3 ряд - 3,6, 7 кто справится раньше, а также любые на выбор.
- 6 × х = 10,2
- 0,1 × у = 0,85
- 3,49 : х = 100
- 2,5 х – 7,2 = 227,8
- 6,1у - 2у = 34,85
- 9,3: t + 0,7 = 1.01
- 0,2 × (597,9 - х ) = 79.34
Ответы: П – 1,7, А – 8,5, С – 0,0349, К – 94, Л – 30, Ь – 201,2.
Номер уравнения | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ответ |
1,7 |
8,5 |
0,0349 |
94 |
8,5 |
30 |
201,2 |
Буква |
П |
А |
С |
К |
А |
Л |
Ь |
Блез Паскаль(1623 – 1662) – французский математик, физик, литератор, философ.
«Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая, делать его немного занимательным». Б.Паскаль
Обсудить высказывание с учащимися.
Вывод: можно придумывать самим интересные и веселые задачи из жизни.
Задание 3. Решить задачи.
1. Света пошла в магазин за яблоками. Яблоки стоят 99,5 рублей за килограмм. Света решила сэкономить на мороженое. Сколько Света должна купить килограммов яблок, если у неё 200 рублей, а мороженое стоит 20,9 рублей?
Решение:
- 200-20,9=179,1(руб) – останется на яблоки.
- 179,1: 99,5=1,8 (кг) – купила Света яблок
Ответ: 1,8 кг.
2. Едет на телеге мужик с рыбалки и везет в телеге свой улов. Он поймал 15,3 кг карасей, лещей он поймал в 3 раза меньше, чем карасей, а ершей на 6,5 кг больше, чем лещей. Но когда он ехал домой, в телегу незаметно запрыгнула лиса, съела одну восьмую часть всей рыбы и убежала. Сколько кг рыбы поймал мужик? Сколько рыбы съела лиса?
Решение:
- 15,3:3=5,1(кг) – поймал лещей
- 5,1+6,5=11,6 (кг) – поймал ершей
- 15,3+5,1+11,6=32(кг) – всего поймал
- 32:8=4 (кг) – съела лиса
Ответ: 32кг, 4 кг.
3. № 1520 (учебник). Длина основания пирамиды Хеопса 230 м.Туристы, осматривая пирамиду, идут со скоростью 0,32 м/с.Успеют ли туристы за час обойти вокруг пирамиды?
- 230×4= 920(м) – периметр основания пирамиды (квадрат)
- 920: 0,32=2875 (с)= 2875: 3600=0,798611(ч)
Ответ: за час не успеют туристы обойти вокруг пирамиды.
4 этап. Рефлексия
Запишите в тетрадях ответы на вопросы. В соответствии с поставленной целью урока.
- Что у меня уже получается хорошо?
- В чём ещё есть затруднения?
Тетради сдать на проверку. Домашнее задание выполнить в других тетрадях или на отдельном альбомном листе и красиво оформить.
5 этап. Домашнее задание
- Повторить правила действия с десятичными дробями (устно).
- Творческое задание. Придумать 2 интересные задачи на все действия с десятичными дробями. Записать текст задачи и решение в тетради. В решении задачи должно быть не менее двух действий. Обязательно в решении должно быть деление на десятичную дробь.