Актуальность: В условиях современного образования осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанный на умении «слышать голос ребенка» и нацеленный на развитие детской инициативы. В связи с этим и предлагается новая форма взаимодействия с родителями, когда родители и педагоги не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности, что делает реализацию проекта «Взаимодействие с родителями в досуговой деятельности во второй половине дня» особенно актуальной.
Постановка проблемы: В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономических, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. Поэтому команда педагогов нашего образовательного учреждения решила больше внимания уделить детско-родительским отношениям и реализовать проект «Взаимодействие с родителями в досуговой деятельности во второй половине дня».
Цель проекта: Взаимодействие детского сада с семьей для обеспечения эмоционального благополучия, комплексного всестороннего развития детей и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи и повышения компетентности родителей в области воспитания.
Задачи проекта:
- развитие предпосылок поисковой деятельности детей с целью расширения и углубления знаний о своей родине, ее природе, истории, культуры с учетом национальных ценностей, традиций и духовно-нравственного воспитания дошкольников;
- поддержка и развитие детской инициативы;
- поощрение навыков в творческих проявлениях и обеспечение возможности разворачивания пространства детской реализации, где ребенок мог бы воплотить свои идеи;
- стимулирование природного любопытства детей;
- развитие индивидуальных творческих способностей детей и проявление уважения к его индивидуальности;
- создание среды для эмоционального благополучия детей, уважительного, доброжелательного отношения к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, чуткого отношения к его эмоциональным состояниям, поддержку его чувства собственного достоинства;
- развитие коммуникативных навыков и повышение самооценки каждого ребенка;
- развитие умения работать в команде, конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- повышение эффективности воспитательного процесса в увлекательной для детей форме и помощь в осознании пользы, признании значимости полученного результата для окружающих;
- привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами в решении задач воспитания и образования детей;
- создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника.
Ожидаемый результат: В результате реализации проекта «Взаимодействие с родителями в досуговой деятельности во второй половине дня» меняется формат взаимодействия родителей и педагогов: родители из требовательных «заказчиков образовательной услуги» становятся союзниками, партнерами и помощниками педагогов, полноправными участниками образовательного процесса. У детей появляется умение организовывать и планировать совместные действия со сверстниками и взрослыми, умение работать в команде, включая проектную деятельность. Дети овладевают начальными знаниями о себе, семье, обществе, государстве, мире в увлекательной и доступной для них форме. Появляется чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, позитивное отношение к миру, к другим людям вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей, уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов нашей страны. Реализация проекта «Взаимодействие с родителями в досуговой деятельности во второй половине дня» поможет детям развить инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности, проявить активную жизненную позицию, умение творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций. Педагоги получат еще большее признание родителей. Детско-родительские отношения наполнятся опытом совместных деятельности.
Участники проекта:
- воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6 лет);
- родители воспитанников;
- педагоги детского сада.
Тип проекта: Творческий.
По продолжительности: Долгосрочный.
По способу реализации Работа в малых группах и коллективная деятельность детей.
Формы реализации проекта:
- Игровая деятельность: дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность.
- Детское экспериментирование: исследовательская деятельность, творческие игры-импровизации.
- Художественно-творческая деятельность детей и родителей: изготовление поделок, декораций, костюмов, шумовых музыкальных инструментов, проведение совместных выставок.
- Познавательная деятельность: познакомить с различными образовательными темами, что будет основой тематических досугов и вечеров встреч с родителями, знакомство с классической и народной музыкой.
- Досуговая деятельность: выступления детей на тематических досугах, творческие игры-импровизации, совместные выступления с родителями.
- Трансляция приобретенного детьми опыта: выступления на совместных с родителями утренниках, концертах, участие в музыкальных конкурсах и выставках по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству.
Условия реализации проектной деятельности:
- уголки по театрализованной деятельности, где представлены разные виды детского театра;
- уголок по изодеятельности;
- музыкальные уголки, в которых размещены детские музыкальные инструменты;
- музыкальный центр, наборы аудиокассет и CD-дисков с классической музыкой;
- развивающая среда: детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, дидактические игры, иллюстрированный материал, костюмы и декорации для совместных представлений;
- использование информационных компьютерных технологий, презентаций, образовательных фильмов, интернет-ресурсов.
Этапы реализации проекта
Первый этап – подготовительный
1. Изучение методической литературы, новых методик и технологий по вопросам образования и воспитания детей.
2. Обсуждение темы проекта с детьми дошкольного и начального общего образования. Формирование эмоционального отклика на происходящее и желание участвовать в совместных с родителями мероприятиях.
3. Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к участию в проекте, обсуждение задач проекта, роли родителей в реализации проекта «Взаимодействие с родителями в досуговой деятельности во второй половине дня».
4. Беседа с родителями и педагогами на тему: «Важность взаимодействия с родителями в досуговой деятельности для формирования всесторонне развитой личности ребенка».
5. Обсуждение и составление плана работы с родителями и педагогами детского сада и школы с учетом детских интересов по реализации проекта «Взаимодействие с родителями в досуговой деятельности» и создание эмоционально-благоприятной атмосферы среди детей, игровой ситуации и специальных педагогических условий для активного участия в проекте, осмысление проблемы детьми.
6. Организация предметно-развивающей среды.
7. Составление плана работы по приобщению детей и взрослых к реализации проекта «Взаимодействие с родителями в досуговой деятельности во второй половине дня» с учетом интересов детей, принятие детьми задач проекта и формирование желания у детей приобрести новые знания и умения.
Второй этап – практический
1. Непосредственно-образовательная деятельность по музыке, изобразительной деятельности, по формированию целостной картины мира, по ознакомлению с художественной литературой в ходе которой дети объединяются в группы, решают поставленные задачи, организуют свою деятельность под руководством педагога-партнера.
2. Организация и проведение конкурса поделок из природного материала на тему «Осень золотая», «Природа и мы» с участием родителей.
3. Выставка «Новогодняя игрушка своими руками» вместе с членами семьи.
4. Выставка работ с использованием нетрадиционных техник рисования.
5. Интеллектуально-творческая игра «Цветы» с участием родителей.
6. Систематическое оформление рубрики «Музыкального киоска» по теме проекта «Взаимодействие с родителями в досуговой деятельности во второй половине дня».
7. Проведение совместного досуга «День матери».
8. Приглашение родителей-музыкантов для исполнения музыкальных произведений на виолончели, гитаре на тематических вечерах-досугах.
9. Разучивание концертного репертуара с детьми и родителями, выполнение творческих заданий-импровизаций, этюдов.
10. Участие родителей в изготовлении декораций и костюмов при подготовке к проведению «Дня театра», оформление зала.
11. Участие в общегрупповых событиях, создание в группе традиций, совместных правил, умений детей хорошо взаимодействовать и самостоятельно договариваться друг с другом.
12.Участие родителей в изготовлении снежных скульптур на участке детского сада и проведение досуга с родителями «Зимние забавы».
13. Консультации и беседы с родителями в ходе реализации проекта.
Третий этап – заключительный
1. Выставка «Наши семейные традиции».
2. Фотовыставка «Мы в театре!»
3. Тематический вечер «Музыкальная гостиная» с участием родителей-музыкантов.
4. Создание мини-музеев «Секреты народного костюма» и «Музея музыкальных инструментов в детском саду» совместно с родителями.
5. Летний досуг «Путешествие в страну Игралию».
6. Фестивально-развлекательная программа «Витамин радости».
7. Составление презентации проекта. Подведение итогов.
Литература
- ФГОС Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (издание пятое) Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2019.
- Г.А.Прохорова «Взаимодействие с родителями в детском саду. Практическое пособие», Айрис-пресс, 2013.
- Л.В.Куцакова, С.И. Мерзлякова «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: «В мире прекрасного», М., 2004.
Ссылка на интернет-ресурсы:
- https://konkurs.mosmetod.ru/index.php?el=2&id=2249
- https://drive.google.com/file/d/1zA0RiN_VjhlYPxft3xfnE391YL88hInY/view