Вид деятельности: Совместная образовательная деятельность игра-квест (для детей с ЗПР среднего, старшего и подготовительного к школе возраста).
Цель: Формировать познавательную активность детей в процессе детской игры-квест с экспериментированием.
Задачи:
Обучающие:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира (статическое электричество).
Развивающие:
- развивать представление об использовании человеком электрических приборов для удовлетворения своих потребностей;
- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов со статическим электричеством.
Воспитательные:
- воспитывать правила соблюдения техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- воспитывать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Предполагаемые формы организации детской деятельности.
- Групповая, работа в мини группах, индивидуальная, дифференцированный подход.
- Технологии, используемые в деятельности.
Проблемно-поисковая, представление свободы и права выбора, здоровьесберегающая, индивидуализации.
Предполагаемый результат.
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности и исследовательской деятельности;
- сформировать уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок.
Звенит колокольчик, и дети собираются на круге.
Воспитатель:
Доброе утро, и всем улыбнись
Справа и слева друзьям поклонись
Будем дружить, помогать всем всегда
Вы согласны? Ответьте мне «ДА!»
Ребята, я сегодня хочу вам показать и научить одной интересной подвижной игре. Но для этого мне понадобится наш «Волшебный фонарик». (беру фонарик и пытаюсь его зажечь)
Что такое не получается, может я его не так зажигаю? (прошу кого-нибудь из детей попробовать зажечь фонарик)
Что случилось? Почему мы не можем его зажечь? (обнаруживаем, что пропали батарейки)
Куда подевались батарейки? Я только сегодня утром проверяла фонарик, и все было на месте! (ответы детей)
Звучит аудиозапись голоса или влетает самолетик с запиской: «Ха, ха, ха, ха, ха! Хотели поиграть? Ничего у вас не получится, потому что батарейки забрал я – Великий злодей Грю. Но вы можете их вернуть, если выполните все мои задания, которые найдете в ваших уголках дежурств. Ха, ха, ха, ха, ха!»
Вот это номер! Ну что вы готовы искать батарейки и выполнять задания? (Да!)
Тогда в какой первый уголок дежурств мы пойдем? (дети решают и выбирают, далее обнаруживают загадку-подсказку где можно найти задание, которое выполняют)
Теперь в какой уголок дежурств пойдем? (дети решают и выбирают далее обнаруживают загадку-подсказку где можно найти задание, которое выполняют)
Следующий какой будет уголок дежурств? (дети решают и выбирают далее обнаруживают загадку-подсказку где можно найти задание, которое выполняют)
Остался последний уголок дежурств! (где так же обнаруживают загадку-подсказку, находят задание и выполняют его)
Воспитатель: Ребята, что-то я не пойму, все задания выполнены, даже опыты сделали. А батареек то нет! А это что такое? (влетает бумажный самолетик, внутри которого приклеены батарейки или обнаруживаем еще один бумажный фонарик, внутри которого также приклеены батарейки) Все-таки не такой уж и плохой этот Великий злодей Грю. Вернул нам наши батарейки! (вставляем их в «Волшебный фонарик»)
Ну что же, ребята, теперь я могу вас научить играть в игру, которая называется «Добрячки». И даже очень хорошо, что в одном из заданий надо было сделать фонарики, берите каждый свой фонарик и становитесь, я расскажу правила:
«Представьте, что вы жители маленького городка. Надо выбрать для себя любое место и представить, что это ваш дом, у которого есть фонарик. Вы будете отдыхать в домике.
Со словами:
«Солнце красное зашло.
Стало на дворе темно.
Вы нам дети помогите
Свои фонарики зажгите».
Вы должны будете взять свои фонарики и высоко поднять над головой.
А со словами:
«Снова утро на дворе.
Фонари погасли все».
Вы ставите свои фонарики на пол.
Зазвучит музыка и вы отправляетесь в городок погулять, потанцевать или попрыгать, покружиться. И смотрим, чтобы не уронить чужой фонарик. Но как только музыка закончится, вам надо вернуться к своим фонарикам. И у кого-то домика может не оказаться, вот тогда те дети у кого есть домики должны пригласить к себе тех детей у кого домика не оказалось. А мы посмотрим кто же из вас самый добрый, отзывчивый и гостеприимный. Если готовы играть, тогда будьте внимательны».
Солнце красное зашло. |
Дети берут фонарики
И ставят на пол |
Задания от злодея Грю
Загадка:
Он бывает баскетбольным,
Волейбольным и футбольным.
Скачет, прыгает, летает
И усталости не знает. (Мяч)
Отгадываем и находим пакет с заданием в двигательном центре: 3 пакета (разрезные картинки - пазлы электроприборов) с запиской: «Ребята, есть приборы и игрушки, которые работают от батареек, а есть электрические приборы, в наших домах, которые работают от розеток. Вам надо поделиться на три команды и собрать картинки которые я разрезал. Но собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно и безопасно».
Собрать:
- пылесос.
- холодильник.
- фен.
Воспитатель: Ребята, расскажите: какой это электроприбор, для чего нужен? (дети объясняют).
Воспитатель: Почему эти предметы называют электроприборами? Ответы детей.
Воспитатель: - Да, правильно. Потому что работают от электричества.
Воспитатель: - Ребята, а в нашей группе есть электричество? Ответы детей.
Воспитатель: - Дети, по каким предметам вы догадались, что в группе есть электричество?
Дети: - Розетки, лампочки, выключатели.
Загадка:
Пластмассовых кирпичиков
Огромное количество
Они все на шипах.
Рождаются в руках
Машина, дом, телега…
Конструктор это – лего.
Находим записку и пакет с заданием в центре конструктивной деятельности:
«Кто из вас слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны даже искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и тогда волосы встают дыбом. Эти вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество». Оно неопасное, тихое и незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно подружиться и очень интересно поиграть. Я приготовил для вас небольшую лабораторию «Волшебные предметы», где так же по очереди попробуйте поэкспериментировать:
- «Чтобы провести первый опыт вам необходимо также поделиться на три команды и попробовать с помощью палочки и шерстяной ткани заставить шевелиться: перышки, пенопластовые шарики и цветное конфетти».
- «Чтобы провести второй опыт вам необходимо поделиться на пары и попробовать с помощью палочки и шерстяной ткани заставить шевелиться волоски у «султанчика».
- «Здесь я вам предлагаю сделать «медузу», но, конечно же, не настоящую, а игрушечную. Для этого вам надо по полиэтиленовым пучкам, которые я приготовил, провести шерстяной тканью, а затем быстро перевернуть. И тогда «медуза» у вас получится».
Дети экспериментируют, и в первом опыте прошу детей попробовать с каждым материалом подействовать.
Загадка:
Отпускаем молоточки,
На железные листочки
И летит весёлый звон.
Что звенит? (Металлофон)
Находим оборудование в музыкальном центре: «Ребята, вы знаете, что электрический ток есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все наши электроприборы. Но много лет назад человек не знал, что такое электричество. Трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. В этом задании я предлагаю вам на несколько минут вернуться в прошлое и посмотреть, как люди обходились без электричества. Для этого вам надо разделиться на две равные команды выбрать карточку, и найти свою пару из противоположной команды».
Дети выбирают карточку и подбирают пару:
- стиральная машина – корыто;
- пылесос – веник;
- электроплита – русская печь;
- электролампа – свеча;
- утюг – гладильная скалка;
- швейная машинка – игла;
- электронные часы – песочные часы.
Загадка:
Разноцветные листы,
Вырезай и клей их ты.
Аппликации, картинки,
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов... Цветной бумаги.
Находим оборудование в центре художественно-продуктивной деятельности с заданием: «В этом задании я предлагаю вам самим сделать разноцветные фонарики».
Ребята берут цветную бумагу, ножницы, клей и изготавливают фонарики.