Цели занятия: изучить структуру личных финансов, практическое закрепление навыков накопления, сбережения и разумной траты личных финансов.
Предметные образовательные результаты:
- ознакомить учащихся с понятием “Личные финансы”,
- ознакомить с принципами формирования личного дохода, его сохранения и преумножения;
- усвоение (применение, и т.п.) понятий по теме: финансы, деньги, источники , виды доходов и расходов:
- овладение предметными умениями: практической деятельностью учащихся с личными финансами (зарабатывание , сохранение, преумножение капитала).
Метапредметные образовательные результаты
- умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Личностные:
- развивать умение работать в группе,
- воспитание рационального отношения к личным финансам,
- формирование социальной активности и самостоятельности,
- выработка навыков культурного общения.
Коммуникативные:
- развитие коммуникативной культуры учащихся;
- выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей (по количеству учеников); банкноты 50, 100, 500, 1000 рублей..
Ход занятия
I. Мотивационный этап
- Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет. (Монета.)
– Сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах. Слайд №1
– Что такое деньги? (Ответы учеников.)
В словаре С.И.Ожегова дается такое определение этого слова: «Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления». Слайды №2–3
Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменяно.
II. Актуализации знаний
- Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.)
- Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)
Функции денег. Для чего нужны деньги? Слайд №4
- Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)
- Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)
- Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.)
- Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.)
- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о личных деньгах. (Личные финансы)
- Мы с вами постараемся понять, что такое личные финансы, как их можно заработать и преумножить ребёнку, на что их лучше потратить. И что значит выражение «КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЁТ»?
1. Практическая работа
- Для эффективной работы над этой темой вы разделились на группы.
Формирование групп из числа учащихся по желанию.
(Работа проводится в группах. У каждой группы на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей, 50, 100, 500 и 1 тысяча рублей.)
– Что изображено и написано на монетах? Сравните. Слайды №5–6
– Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду.
Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (l рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка? Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой.
Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».
– Покажите на монете легенду, реверс (или решку), аверс (или орел) и гурт.
– Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.)
– Опишите монету достоинством 1 рубль.
2. Графический диктант
– Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «–».
- Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения. -
- Плата за работу – заработная плата. +
- Деньги, которые откладывают на будущее, – сбережения. +
- Оборотная сторона монеты – гурт. -
- Надпись на монете называется легендой. +
(После выполнения задания проводится самопроверка.
Проверка: –, +, +, –, + ) Слайд №7
Прослушайте притчу.
«Ученик спросил Мастера:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Тот ответил, что они верны полностью.
И доказать это просто.
Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;
еду, но не аппетит;
лекарства, но не здоровье;
слуг, но не друзей;
жилище, но не домашний очаг;
развлечения, но не радость;
образование, но не ум».
- Назовите тему, обсуждаемую мастером и учеником (деньги).
III. Открытие и закрепление новых знаний
1 группа
- Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам.
(Карточка № 1 -Что можно назвать личными финансами?)
Обсуждение ответов каждой группы
2 группа - Вы мечтаете что-то себе купить. Откуда вы можете взять деньги? (Накопить карманные деньги, подарок деньгами, заработать)
- Теперь будем учиться рассчитывать накопленные деньги. Для этого вам надо выполнить следующее задание.
(Карточка № 2 - Откуда вы можете взять деньги?)
Обсуждение ответов каждой группы
3 группа
- Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.
- Какую тетрадь вы купите: с разноцветной картонной обложкой за 40 рублей или такую же, но с простой обложкой за 10 рублей? Что можно сделать с сэкономленными деньгами? (Отложить на более нужную покупку)
(- На что потратите сэкономленные деньги? Карточка № 3)
Обсуждение ответов каждой группы
4 группа
- Деньги настолько прочно вошли в нашу жизнь, что даже появились крылатые выражения, которые человек часто употребляет в своей речи.
- Я предлагаю вам проверить, насколько вы понимаете смысл того, о чем говорят люди.
- Ваша задача: внимательно прочитать крылатое выражение и найти подходящее значение. (Карточка № 4 "платить той же монетой", "гроша медного не стоит", "принять за чистую монету")
Обсуждение ответов каждой группы
IV. Подведение итогов занятия Стих читают ученики
- С какими понятиями мы познакомились на уроке? (личные финансы, деньги, доходы, расходы)
- Давайте вспомним нашу притчу.
- Какова главная мысль притчи? (Деньги в жизни не главное)
- А вы согласны с мастером?
- Что нельзя купить за деньги?
- Что, по мнению автора не имеет цены?
- Пригодятся ли вам в жизни полученные знания?
- Пословицы о деньгах, как вы их понимаете? Слайды №8-9
V. Рефлексия Подведение итога
Слайд №10
Фильм «Фиксики и деньги»