ОО «Познание», формирование элементарных математических представлений.
Цель: вызвать повышенный интерес к знаковым системам моделирования, выполнению арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценки результата.
Задачи:
- развивать умения и навыки у детей в пространственное ориентирование на плоскости и на листе бумаги в клетку;
- упражнять в умении осуществлять зрительно-мысленный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически;
- формировать представления о различных правилах игры, приучать к строгому выполнению правил, подготавливать к усвоению идей информатики (алгоритма);
- способствовать развитию интеллектуальных способностей детей: зрительное и слуховое восприятие (внимание и память), формирование максимальной деятельности, познавательной активности;
- активно включаться в коллективную игру, умение работать в парах, в четвёрках, помогать сверстнику в случае необходимости;
- воспитание настойчивости в достижении цели;
- активизация словаря за счёт математических терминов, развитие доказательной речи.
Предварительная работа:
- беседа с детьми на тему «Космос»;
- рисование «Эта неизвестная планета Роботов»;
- обучение развивающим играм;
- конструктивные игры по теме «Космос»;
- закрепление полученных знаний и умений на занятии в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей.
Материал к занятию:
- карточки с заданиями: «Волшебная точка» (12 шт.), «Узнай имя робота» (12 шт.), «Какой фигуры не хватает» (3 шт.), «Головоломка» (12 шт.),
«Преобразование геометрического ряда» (12 шт.), «Вычислительная машина» (6 шт.); - план группы (3 шт.);
- набор геометрических фигур (3 комплекта);
- конверты разного размера (8 шт.);
- линейки;
- карандаши простые.
Ход образовательной деятельности
(конверт вносится в группу утром перед приходом первого ребёнка. Он кладётся на видное место в группе, так, чтобы его могли увидеть дети. На вопрос детей: «- Что это такое?», воспитатель отвечает, что сама не знает откуда появился этот загадочный конверт в группе. Предлагает открыть его тогда, когда соберутся все дети)
Воспитатель: Ребята, интересно, от кого это письмо, как вы думаете? Давайте откроем конверт и посмотрим, может быть внутри него мы найдём ответ на свой вопрос.
(воспитатель открывает конверт и достаёт листы бумаги в клетку; на каждом листе в определённом месте нарисована точка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в конверте лежали листочки бумаги в клетку и на них нарисована точка. А мы с вами знаем, что если очень постараться, любая точка может стать волшебной. Давайте мы попробуем, может быть и эта точка станет волшебной.
(дети садятся за парты и выполняют задание под диктовку воспитателя)
1. Дидактическая игра «Волшебная точка»
(задание выполняется индивидуально каждым ребёнком; в результате выполнения задания получается силуэт робота; детям предлагается закончить изображение робота)
Воспитатель: А теперь, давайте попробуем отгадать имя робота.
(показывает кодовую таблицу и зашифрованное слово)
2. Дидактическая игра "Узнай имя робота"
(дети выполняют задание индивидуально)
Воспитатель: Ребята, пока вы выполняли задание, я ещё раз внимательно посмотрела в конверт и нашла там ещё несколько конвертов, на которых
написаны цифры.
КОНВЕРТ № 1
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Вот вы и узнали кто я и как меня зовут. До нашей планеты Роботов дошла информация, что вы очень любите играть в разные игры и выполнять самые трудные задания. Я приготовил вам конверты с заданиями, которые вы должны выполнить. Желаю успеха! Ваш друг, робот Гоша.»
КОНВЕРТ № 2
Дидактическая игра «Преобразование геометрического ряда».
(воспитатель показывает карточку с заданием)
Воспитатель: Гоша даёт вам задание сократить геометрический ряд до минимума, пользуясь только тремя правилами. Вспомните, пожалуйста, три правила.
(дети выполняют задание индивидуально; в конце выполнения задания сообщают, что у них получилось)
КОНВЕРТ № 3
Дидактическая игра «Головоломка».
Воспитатель: Гоша приготовил для вас задание да не простое, а зашифрованное.
(показывает из конверта № 3 карточку с заданием и кодовую таблицу)
Он все цифры в примерах зашифровал. И теперь необходимо сначала расшифровать цифры, а потом решить примеры, зашифровав ответы. Будьте внимательны, хорошо вспомните кодовую таблицу.
(таблица демонстрируется в самом начале объяснения задания не более 5 секунд, задание выполняется без опоры на наглядный образец; правильность выполнения задания дети проверяют друг у друга, по парам)
КОНВЕРТ № 4
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на трёх таблицах художник забыл нарисовать по одному изображению в нижнем правом углу. Подумайте, пожалуйста, и нарисуйте эту фигуру.
Дидактическая игра «Какой фигуры не хватает?»
(задание выполняется по подгруппам; после выполнения задания, дети проверяют правильность зарисовки у других команд).
КОНВЕРТ № 5
(в нём находятся несколько конвертов разного размера и карточки с заданием «Вычислительная машина» по 2 карточки на команду).
Воспитатель |
Дети |
- Ребята, посмотрите, сколько конвертов и все разного размера. Как нам узнать, какие нам нужны? |
- Это вычислительная машина. |
- Что нам делать? |
- Нам надо дать ответ. |
- Да, наверное, эта машина нам поможет! |
Дети задание выполняют по подгруппам; в результате вычислений получается два ответа |
- Машина дала ответы, на столах лежат линейки. Что нам делать дальше? |
- Нужно измерить длину и ширину конвертов. |
- Правильно, а найти нужный нам конверт помогут ответы от вычислительной машины. |
Дети задание выполняют парами (в конвертах находят листы бумаги с планом группы). |
- Что это такое? |
- Это план нашей группы. |
- Ребята, что спрятал Гоша для вас в группе? |
- Это набор геометрических фигур |
- Как вы думаете, для чего это? |
- Гоша приглашает нас к себе на планету Роботов. |
- Вот мы и выполнили последнее задание Гоши. Вы были очень старательными и внимательными, находчивыми и ловкими, помогали друг другу, поэтому все задания мы с вами выполнили правильно. |
Дети выполняют задание |
А сейчас я хочу вам рассказать, что я придумала. Давайте мы тоже пошлём задания Гоше, которые сами придумаем. А письмо зашифруем своим кодом. Когда Гоша придёт на наш выпускной праздник, мы проверим, как он выполнил наши задания. |
Дети обсуждают, что они напишут Гоше. |