Цель урока: формирование представлений у учащихся о планетах Солнечной системы.
Задачи:
- повторение ранее изученного материала, расширение представления о Солнечной системе, создание проекта "Модель Солнечной системы";
- развитие умения самостоятельно формулировать цели урока;
- способствовать развитию умения находить информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, мышления, воображения, фантазии;
- способствовать формированию умения работать в группе, воспитанию аккуратности в работе, взаимопомощи, сотрудничества в совместном решении проблемы.
Оборудование: листы ватмана, в коробках пластилин, ножницы, клей, фломастеры, наклейки на тему "Космос", условные изображения планет Солнечной системы (приложение 1), статьи о планетах солнечной системы (приложение 2), листы защиты проекта (приложение 3).
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран.
Программные средства: компьютерная презентация Microsoft PowerPoint со звуковым сопровождением, проигрыватель Windows Media.
Структура урока
I. Определяем тему и задачи урока
1. Разгадывание ребусов
Рисунок 1. Ребус слова "Солнце"
Рисунок 2. Ребус слова "Модель"
Рисунок 3. Ребус слова "Планеты"
- Определите тему урока (тема практической работы "Модель Солнечной системы")
II. Повторяем то, что знаем
1. Блиц-опрос (класс разделён на группы в зависимости от количества детей)
Каждой группе по очереди задаётся 5 вопросов, при одинаковом количестве баллов - контрольный вопрос (кто быстрее ответит, получит право выбрать планету Солнечной системы для работы в группе)
I группа
1. Ближайшая к Земле звезда. (Солнце)
2. Какая планета названа честь римского бога войны. (Марс)
3. Самая маленькая планета Солнечной системы. (Меркурий)
4. Хвостатые небесные тела. (кометы)
5. Сколько планет в Солнечной систем.е (8)
II группа
1.Что образуют Солнце и планеты вокруг него.
2. Какая планета названа в честь римской богини красоты. (Венера)
3. Самая быстрая планета Солнечной системы. (Меркурий)
4. Сколько звёзд в Солнечной системе. (одна)
5. Что такое Луна? (спутник Земли)
III группа
1. Какие космические объекты можно встретить в Солнечной системе. (кометы, метеориты)
2. Какая планета названа в честь римского бога торговли. (Меркурий)
3. Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер)
4. Космический объект, вращающийся вокруг планеты. (спутник)
5. Какой по счёту планетой по мере удаления от Солнца является Земля? (3)
Контрольный вопрос: какая планета в 2006 году была исключена из числа планет Солнечной системы и переведена в разряд карликовых планет. (Плутон)
2. Порядок планет.
- Перечислите планеты по порядку.
- Для запоминания порядка можно использовать стихи, приёмы мнемоники.
На Луне жил звездочёт,
Он планетам вёл учёт:
Меркурий - раз,
Венера - два-с
Три Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Восьмой -Нептун!
Приём мнемоники:
Рисунок 4. Приём мнемоники
3. Правила работы в группе.
- Какие правила работы в группе вы знаете?
- Для чего их нужно соблюдать?
III. Практическая работа
1. Работа в группах
У каждой группы на столе в закрытой коробке лежат пластилин, ножницы, клей, фломастеры, объёмные наклейки на тему "Космос" и т.п. Представитель победителей в блиц-опросе выбирает планету, остальные вытягивают. Раздаются инструкции (приложение 3), справочный материал (приложение 2), условные изображения планет Солнечной системы (приложение 1).
- Ваша задача - на листе ватмана создать групповой проект "Модель Солнечной системы" из предложенных материалов, рассказать об одной из планет, защитить свой проект.
- А из чего можно выполнить модель Солнечной системы?
- Познакомьтесь с инструкцией, есть ли вопросы.
(во время работы звучит музыка Speys-kosmos)
2. Защита проекта.
IV. Итог занятия
1. Обобщение.
- Вы представили модели Солнечной системы. Все планеты прекрасны и интересны. А на какой планете есть жизнь?
- Очень часто ее называют Голубой планетой, т.к. на ней огромное количество воды. Наша планета окружена атмосферой с наличием достаточного количества кислорода. Присутствует уникальный спутник – Луна, который в значительной степени определяет условия жизни.
Нам кажется, что Земля большая, на самом деле, наша планета очень-очень маленькая… по сравнению с множеством других небесных тел, да даже по сравнению с тем же Солнцем, Земля — горошина. Давайте же будем любить и беречь наш общий дом, нашу планету!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…
Такая планета нужна нам с вами!
2. Рефлексия.
Ученики в таблице стикерами отмечают своё отношение к результатам работы на уроке.
Таблица 1. Самооценка работы на уроке
Урок прошёл | Я на уроке |
Итог |
Интересно |
Работал самостоятельно |
Понял материал |
Скучно |
Не работал |
Узнал новое |
Безразлично |
Помогал другим |
Материал не понял |
Библиографический список
- ru.wikipedia.org/wiki
- ugorka.ivakorin.ru/planeta%20Zemlya.html
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс. Методическое пособие \ Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. - Москва: Издательство "АКАДЕМКНИГА\УЧЕБНИК", 2012.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В.,Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2 частях \ Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. - Москва: Издательство "АКАДЕМКНИГА\УЧЕБНИК", 2015.
- Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников \ Феоктистова В.Ф. - Волгоград: Издательство "Учитель", 2012.