Цели:
- Повторить звуки «А», «У», «О», «ы».
- Формировать понятие «слог».
- Учить делить слова на слоги и практически определять количество слогов в словах.
- Учить читать слоги с изученными буквами.
- Развивать внимание, память, фонематическое восприятие.
Оборудование: мяч, изображение феи Фонетики, предметные картинки, схемы слогового разбора: предметные картинки, длинная полоска , 3 короткие полоски, полоски-ударение, конверты (схемы)- на каждого воспитанника.
Ход занятия
1. Организационный момент (дети в кругу)
Логопед бросает мячик ребенку и просит определить последний звук в словах: кот, ком, сок и т.д.
2. Упражнение «Задание феи Фонетики»
Фея предлагает детям произнести слова «пума», «малина».
Затем логопед произносит эти слова с прохлопыванием, дети повторяют.
Фея объясняет, что дети разделили слова на части: в слове «пума» - 2 части, а в слове «малина» – 3 части. Сообщает, что каждая часть слова называется слогом.
- Вывод: слова делятся на слоги. Слог – это часть слова.
3. Упражнение «Делим слова на слоги»
Дети с логопедом произносят слова (мама, папа, коты, бусы, машина, панама, пуговица, собака, кот, дым, мак) по слогам и прохлопывают их.
- Вывод: в словах может быть 1,2,3,4,5 и больше слогов.
- Запомните! Слова делятся на слоги. Слог – это часть слова. В словах может быть 1,2,3,5 и больше слогов.
4. Физкультминутка: «Море волнуется раз»
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: сколько у собаки лап – фигура замри (дети должны встать по четыре человека);
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три сколько у зайца ушей– фигура замри ( дети должны встать по два человека) и т.д.
5. Упражнение «Угадай слово»
На магнитной доске 4 картинки (лук, лиса, собака, пуговица; мак, луна, малина, помидоры).
Логопед прохлопывает 1 раз (2, 3, 4 раза) и просит детей угадать слово.
6. Упражнение «Слово и слог?»
У детей длинные и короткие полоски. Когда логопед произносит слово, дети поднимают длинную полоску, когда слог – короткую.
7. Упражнение «Составь схему»
- Делаем вместе (логопед на доске, дети на столах): выложить слоговые схемы слов: кот, муха, малина (длинная полоска – это слово, короткая – слог, маленькая – ударение).
8. Упражнение «Составь схему» - самостоятельно
(У детей на столе конверты, в них картинка, полоски). Дети выкладывают самостоятельно, а потом проверяем у каждого.
9. Итог
- Что нового мы узнали?
- Чему мы научились?
- Что больше всего понравилось?