Образовательная среда ДОУ – реабилитационное и социально-адаптивное средство воспитания детей с патологией зрения

Разделы: Коррекционная педагогика


Детский сад - это неповторимая чудесная страна детства, в которой живут маленькие жители. Она наполнена мечтами, удивлениями, открытиями, фантазиями, искренностью, чистотой, непосредственностью. В этой стране можно участвовать в увлекательных и познавательных мероприятиях, праздниках, развлечениях, конкурсах, проектах. Это место, где ребенок может общаться и дружить, учиться радоваться новым детям и взрослым. Вместе с детьми, в стране детства, живут взрослые, влюбленные в свое дело, которые стараются сделать жизнь интересной и насыщенной.

Вместе с тем, детский сад - это Образовательная Организация, которая оказывает государственную услугу и живет в соответствии с Законом об Образовании. В ней квалифицированные специалисты, мастера своего дела, постоянно повышающие профессиональный уровень, обеспечивают оптимальные условия саморазвития ребенка его личности и индивидуальности, создают чувства эмоционального комфорта у детей, психологической защищённости, радости существования.

Педагоги детского сада всегда находятся в поиске путей разработки и совершенствования предметно – средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми. Анализ дошкольной педагогической литературы показал разнообразный опыт по организации предметно – развивающей среды  в детском саду:

  • Одни организуют детский сад по принципу зонирования;
  • Другие – по принципу «домашней обстановки»;
  • Третьи – по принципу социального заказа (заказчики – сами родители);
  • Четвертые – подражание школьной среде;
  • Существует и офисный вариант детского сада.

Наш детский сад также имеет специфику организации образовательной среды. Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционно - компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Созданию доступной образовательной среды в МБДОУ № 46 уделялось большое внимание всегда, ведь она решает задачи коррекционной помощи и является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с патологией зрения. Мы уверены, что от того, насколько комфортно организована образовательная среда, во многом зависят показатели физического, интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоционально-комфортное состояние.

При построении образовательной среды ДОУ педагогами несомненно учитываются различные факторы: возраст и пол детей, нормы СанПиН, требования программы воспитания и обучения, структура первичного дефекта; специфика организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта, общения детей с окружающей средой; формирование социально-адаптивных знаний, навыков и умений; удовлетворение коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми; меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности; обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции; учет потребностей и интересов детей и родителей.

Мы видим, что у современных детей иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения, появились новые игрушки, игры. Эффективность функционального воздействия образовательная среды во многом зависит от оснащения ее специальным оборудованием, дидактическими материалами, техническими средствами, содержанием работы.

Зная, то, что ребенку с нарушением зрения необходимы разнообразные по содержанию виды деятельности, где ставятся задачи развития комплекса представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений, мы используем принцип интеграции образовательных областей с помощью коррекционно-развивающей среды групп и детского сада в целом. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько развивающих «сред»: для социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред, организуя безбарьерную доступную образовательную среду.

Мы имеем ряд специализированных кабинетов и помещений, позволяющих полноценно осуществлять все мероприятия в рамках основных направлений нашей деятельности: библиотека, горница, коррекционный, музыкальный и тренажерный залы, ортоптический кабинет, дефектологические и логопедический кабинеты, бассейн, стадион. Одним из общих правил организации среды считаем критерий ее доступности для ребенка. В каждой группе нами была продумана целесообразная и рациональная расстановка детской мебели с выделением различных зон и уголков. Это позволяет каждому ребёнку найти место, удобное для игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Формируя коррекционное пространство групп, спален, исходили из особенностей зрительного восприятия детьми окружающего мира, так как цветовая гамма имеет существенное значение для здоровья, обучения и развития детей с нарушениями зрения. Учитывая потребности детей с нарушением зрения находящихся на разных этапах лечения, педагоги проявляют креативный и творческий подход при организации образовательной среды. Важным в создании доступной среды считаем: повышение освещенности игрового места, рациональное размещение игрового материала; учет степени перенасыщенности визуального характера.

Специфика интерьера и размещения предметного окружения основывается на частичной стабильности, для того чтобы дети с проблемами зрения запоминали условия для передвижения, порядок хранения различных игрушек, дидактического материала и предметов быта для формирования стереотипов в поведении. В комплект технических средств обучения, вводим специализированные технические средства и специальные компьютерные технологии. Особые требования предъявляем к инструментам, игрушкам, наглядным пособиям, дидактическим играм и специальным приспособлениям, используемым как средство коррекции и компенсации первичного дефекта (оптические средства, аппараты и приборы для восстановления зрения, коррекционная выраженность игрового материала).

Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития зрительного восприятия, состоит в том, что промышленность ранее практически не предлагала игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходилось адаптировать то, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, при покупке игр и пособий обращаем внимание на следующее:

  • цветовое изображение.
  • чёткие контуры изображений;
  • отсутствие лишних деталей;
  • идентичность игрушек реальным объектам;
  • четко выраженные осязаемые  признаки.

Наряду с общепедагогическими требованиями к оформлению детского сада, такими как, целесообразность, практическая оправданность обстановки, соответствующей сочетанию цветового и светового оформления, функциональным взаимосвязям между помещениями, оборудованием и оснащением в детских садах для детей с нарушением зрения имеем специальные отличительные коррекционные пособия:

  • зрительные ориентиры, офтальмотренажеры, потолочные каскады;
  • подставки, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка;
  • схемы зрительных траекторий;
  • специальные электрифицированные устройства, игрушки.
  • компьютерных программ для лечения, диагностики и коррекции.

Неотъемлемой частью коррекционно-образовательной среды является кабинет медсестры-ортоптистки, в которых дети с косоглазием и амблиопией не только восстанавливают полноценное зрения с помощью приборов, аппаратов, лечебно-офтальмологических компьютерных программам, но и развивают зрительное восприятие, зрительные представления, зрительное внимание и память. Сотрудничество педагогов и медицинского персонала способствует высокому уровню коррекции зрения.

Кабинеты учителя-логопеда и учителей-дефектологов - это часть образовательной среды, элемент микропространства для оптимальной реализации задач социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения. В них созданы условия для приобретения навыков самостоятельности, общения со своими сверстниками по различным направлениям, темам. В кабинетах подобраны специальные игрушки, дидактические материалы, пособия, зрительные тренажеры в соответствии с программными требованиями строго по этапам лечения, а также с учетом доступности их для восприятия, анализа и взаимодействия с ними ребенка.

Использование осязания и мелкой моторики выступает, как средство компенсации зрительной недостаточности. Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций применяются различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов, трафаретов и вкладышей помогают развитию мелкой моторики.

Организуя различные образовательные ситуации, стремимся обеспечить среду, которая по возможности упражняет ребенка в конкретных практических действиях с натуральными предметами. Наряду с этим, использую игры и игрушки, имитирующие реальную жизнь. Использование и применение иллюстративно-графического дидактического материала носит вторичный характер, так как у детей отклонениями в развитии наблюдается обеднение предметных представлений о мире, поэтому только в случаях, когда невозможно обеспечить реальную среду, даем ее изображение на картине, макете, модели, компьютере.

Развивая мобильность и ориентировку в пространстве, используем наборы и приспособления, планы, схемы, карты для развития мелкой моторики, а также ряд тренажеров для двигательной активности. Детям кажется, что, идет игра, а на самом деле кропотливая, комплексная коррекционно-компенсаторная работа по развитию зрительного восприятия дошкольников. В кабинетах созданы условия для работы с песком и водой. Наблюдения и опыт показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, и это служит прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Наряду с применением дидактических игр для развития зрительных функций используются различные средства и сигнальные устройства с разноцветными подсветками, проекционными и светящимися экранами, электрическими игрушками с цветовым и световым эффектом. Одним из важнейших направлений в развитии зрительного восприятия считаем игры-конструкторы, лего, развивающие игры, строительные наборы. В разделе развития зрительного восприятия используются различные технические и оптические средства (лупы, бинокли, монокли, линзы, мультимедийный проектор). Надо отметить, что у каждого ребенка в кабинетах есть любимая игра или пособие и они не уставая, радуются сначала знакомясь с ней сами, затем знакомя с ней своих друзей. Так идет взаимодействие и общение, так реализуются потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. В подобных совместных с взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления.

Образовательная среда меняется в зависимости от сезона и календарных праздников, знаменательных дат месяца, трансформируется со сменой темы. Она наполняется новыми предметами, объектами для знакомства с учетом зоны ближайшего развития. Ежемесячно в ДОУ в рамках «Школы педагогического мастерства» проходят открытые занятия, на которых дети самые активные участники. Они выступают в роли ученых, историков, врачей, архитекторов, орнитологов, учатся выступать, делиться новыми знаниями с детьми и взрослыми, тем самым решается задача формирования навыков социально-адаптивного поведения.

Интересная, богатая впечатлениями окружающая ребенка речевая среда, является первым социальным фактором становления речи. Наличие книжных центров и библиотеки детского сада, «Литературной гостиной», театра «Семицветик» значительно обогащает образовательную среду ДОУ. В издательстве «Семицветик» живут книги, изданные нашими маленькими авторами, которые рассказывают в необычной форме о том, как нужно беречь глаза, и запомнить правила ношения очков, усвоить специальный зрительный словарь, узнать, что полезно для глаз. Сами названия книг подтверждают доступность информации, о которой идет речь, вызывают чувство гордости за соавторство.

Неотъемлемой частью «безбарьерной» образовательной среды является коррекционный зал, который создает максимально благоприятные условия для коррекции зрительного восприятия. В нем ежемесячно проходят выставки взрослых и детских художников, архитекторов, конструкторов, народных умельцев, работает мини-музей, выставляются экспонаты из коллекций сада, сотрудников, родителей.

Таким образом, целенаправленно организованная доступная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении играет большую роль в повышении эффективности коррекционно-педагогической работы. Педагоги, считают необходимым и значимым создание комфортного интерьера, подбор и разработку специальных игр, пособий, программ, аппаратов, которые будут соответствовать зрительным возможностям детей, помогать преодолевать недостатки зрительного восприятия, активизировать сохранные анализаторы. Очередной успех детей в социальной адаптации, коррекции дает импульс для творчества, новых путей, подходов к улучшению, обновлению и развитию доступной образовательной среды ДОУ.