Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка» «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература».
Для детей подготовительной к школе группы.
Программное содержание:
- обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;
- упражнять в подборе однокоренных слов;
- упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде, числе, падеже;
- упражнять в составлении предложений по опорным картинкам;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- активизировать словарь по теме;
- воспитывать умение слушать других, не перебивая;
- работать и играть в коллективе.
Материалы и оборудование: Проектор, диск с записью, карточки для составления предложений, макеты деревьев, магнитная доска, схема для развития логического мышления в картинках, снежинки, снежок
Методические приёмы: загадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений, рассказ воспитателя, рассматривание картинок и составление предложений детьми, игра «Снежок», сюрпризный момент – появление сказочного персонажа - Снегурочки.
Ход занятия
I. Орг.момент
Дети под музыку входят в зал.
В: Ребята, отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом -
Все покрыла серебром!
Д: Зима!!!
В: Правильно, молодцы! А о каких скакунах идет речь?
Д: зимние месяцы!
В: Назовите зимние месяцы?
Д: Декабрь, январь, февраль.
II. Осн. часть
На экране появляется снегурочка.
С: Здравствуйте, ребята! Я услышала, что вы здесь о зиме говорите, я очень зиму люблю. (Читает стихотворение о зиме.)
Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Сегодня я помогу вам попасть в чудесный зимний лес. Закройте глаза и внимательно слушайте музыку и мой голос.
(Звучит музыка, дети слушают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами).
С: Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша, идет по лесу сама Волшебница Зима.
Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные наряды, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Теперь она зовет нас в свою сказку, обещая чудо, и мы, подчиняясь ее власти, спешим ей навстречу и замираем от радости!
Зима-кружевница весь лес нарядила!
Музыка стихает. Воспитатель предлагает детям открыть глаза и сесть.
В: Ребята, вам понравилась снегурочкина сказка?
Д: Да.
В: Какую зиму вы представили?
Д: Снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую, студеную…
В: Про что говорят: ударили, завывает, замерзли, метут, хрустит, блестит? (Ответы детей)
Про что можно сказать:
Морозный ….(день, вечер, узор)
Снежная……(погода, зима, буря, королева, долина, горка)
Холодное…..(утро, солнце, небо, мороженое….)
Ледяные……(горки, реки, озера, сосульки, фигуры…)
В:
Белые звездочки с неба упали,
Мне на ладошку легли и пропали.
Что это, ребята?
Д: Снежинки.
В: Мы с вами сейчас тоже превратимся в снежинки, сказав волшебные слова: «Вокруг себя повернись и в снежинку превратись».
Полетели снежинки над полями, над лесами, над высокими домами….
(Дети изображают полет снежинок, передвигаясь по залу под музыку.)
В: Отдохнули, полетали?
А теперь поговорим об изменениях в природе зимой. А помогут нам в этом картинки. (Ребенок берет картинку, помещает ее на доску и рассказывает)
Пример:
- Солнце светит, но не греет.
- Зимой небо может быть ясным и пасмурным.
- Ветер зимой холодный, сильный, ледяной, пронизывающий.
- День короче, ночь длиннее.
- Зимой идет пушистый снег, бывает ледяной.
- Люди стали одеваться теплее: в меховую и шерстяную одежду.
- Деревья стоят голые, их ветви покрыты снегом.
В: А кто сможет повторить все приметы зимы?
Ответы детей.
В: Вы правильно описали природные изменения зимой, составили хорошие предложения.
На экране появляется Снегурочка.
С: Ребята, мне нужна ваша помощь! Был сильный ветер и сдул весь снег с деревьев, деревья замерзнут. Их нужно срочно укрыть.
В: Давайте поможем Снегурочке укрыть деревья, ведь мы же в сказке и здесь возможно все. От какого слова получилось имя Снегурочки?
Д: от слова «снег».
В: От этого слова произошло и много других слов. Я вам буду читать стихотворение, а вы - добавлять слова, связанные со словом «снег». Каждым «снежным» словом мы будем укрывать елочку.
Тихо, тихо как во сне,
Падает на землю…(снег).
С неба все скользят пушинки-
Серебристые….(снежинки).
На поселки, на лужок
Выпал беленький…(снежок).
Вот веселье для ребят -
Все сильнее…(снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в…(снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился ….(снеговик).
Рядом снежная фигурка
Это девочка….(снегурка).
На снегу-то посмотри-
С красной грудкой …(снегири).
В: Маловато снега, давайте еще раз назовем «снежные» слова, получше елочку укроем, чтобы ей было теплее. (Дети повторяют слова и укрывают елочку снежинками.)
Выходит снегурочка.
С: Спасибо, ребята, помогли мне. Посмотрите, кругом деревья, укрытые снегом и лес выглядит просто сказочно!!!
Подберите подходящие слова, чтобы описать всю красоту леса.
Д: Лес заснеженный, задумчивый, сонный, прекрасный, величественный.
В: Какой снег в лесу?
Д: Пушистый, мягкий, искристый, серебристый, блестит на солнце.
С: Молодцы, много красивых слов подобрали, я вижу вы также, как и я зиму любите. А за что вы ее любите?
Д: Зимой можно кататься на лыжах, санках, коньках, ледянках, играть в снежки, лепить снеговика, зимой очень красиво.
С: Я вам предлагаю поиграть в игру «Снежок».
Я буду бросать снежок кому-то из вас, а вы должны придумать имя Зиме.
(Снегурочка играет с детьми).
Д: Зима-Чародейка, Зима-Красавица, Зима-Волшебница, Зима-Кружевница, Зимушка.
С: Молодцы!
В: Давайте еще подарим зиме пословицы и поговорки.
Д:
Зима не лето: в шубку одета.
Шубка зимой не шутка.
В зимний холод всякий молод.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Много снега - много хлеба.
Береги нос в большой мороз.
Солнце летом греет, зимой морозит.
В: А теперь нам пора возвращаться из зимней сказки. Давайте попрощаемся со Снегурочкой.
Д: До свидания!
С: Чтобы вам вернуться в детский сад, нужно произнести волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в детский садик возвратись!»
Дети произносят волшебные слова. Звучит музыка. Гаснет свет.
III. Итог
В: Ребята, вам понравилось в сказочном лесу?
Д: Да!
В: О каком времени года мы говорили?
Д: О зиме.
В: Давайте на прощание споем песенку про зимушку.
Исполнение песни. Дети уходят в группу.