Исследовательская работа "Влияние школьной сумки на здоровье школьника"

Разделы: Начальная школа


Автор работы:
Пеняйкина Екатерина,
ученица 3 класса
МБОУ «СОШ №40»

Руководитель:
Аверьянова Елена Ивановна,
учитель начальных классов

Введение

Каждое утро, собираясь в школу, я беру с собой свою школьную сумку. В нем лежат учебники (на каждый предмет), тетради (где же я буду писать классную работу?), пенал (много ручек, карандашей), иногда папка (на технологию или рисование). Могу положить небольшую игрушку (надо же чем-то на перемене заниматься!).

Так вот прежде чем выйти из дома, я наклоняюсь над школьной сумкой, совершаю рывок, закидываю ее на плечо, выпрямляюсь и надеваю вторую лямку.

Мама каждое утро с возмущением помогает мне в этом процессе, восклицая: «Да сколько же он весит!?». Поднимает мою школьную сумку и держит её, пока я просовываю руки в лямки.

Мы задумались, а почему школьная сумка для маленького ребенка такая тяжелая и не вредит ли моему здоровью (осанке) ежедневное поднятие таких тяжестей.

Мы решили это проверить.

Гипотеза: если школьная сумка соответствует утвержденным нормам, тогда осанка школьника будет формироваться правильно.

Цель исследования: изучение влияния моей школьной сумки на здоровье школьника.

Задачи:

  1. Изучить понятие «осанка».
  2. Рассмотреть виды школьных сумок.
  3. Собрать материал из документов о нормах, предъявляемых для школьной сумки.
  4. Провести практическое исследование моей школьной сумки.
  5. Доказать, что тяжелая сумка вредит здоровью.
  6. Разработать памятку «Правильная школьная сумка – здоровая спина».

Объект исследования: школьная сумка и здоровье школьника.

Предмет исследования: вес школьной сумки и её содержимого, осанка школьника.

Методы исследования:

  1. Поисковый: подобрать литературу, энциклопедические пособия, нормативные документы.
  2. Исследовательский: произвести взвешивание моего ранца (школьной сумки) и сравнить вес по дням недели.
  3. Практический: составить памятку.

1. Основная часть

1.1. Понятие «Осанка»

Презентация

В медицинской энциклопедии написано, что позвоночник в возрасте 7-9 лет усиленно растет, а окостенение тел позвонков продолжается в течение всего детского возраста и к 14 годам окостеневает только средняя его часть. Фиксация физиологических изгибов позвоночника происходит к 14 годам.

Нарушения кривизны позвоночного столба возникают у школьников не только из-за неправильной посадки за партой, но и из-за ношения тяжестей и приводят к неблагоприятным последствиям в его здоровье. В первую очередь нарушается осанка, а это в свою очередь приводит к нарушению работы внутренних органов дыхания и кровообращения.

Итак, разберем, что же такое осанка и как на нее может повлиять тяжелая школьная сумка.

Осанка — привычка держать своё тело в определённом положении в покое и при движении.

Человек с правильной осанкой выглядит красивым, подтянутым, стройным. У такого человека прямая спина, поднятая голова, развёрнутая грудная клетка, плечи на одном уровне, втянутый живот.

При плохой осанке наоборот — спина сутулая, плечи опущены. Это выглядит некрасиво. Неправильная осанка приводит к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей и стоп.

К тому же, у такого человека сдавлены лёгкие и сердце, поэтому затруднено дыхание (уменьшается количество вдыхаемого воздуха) и сердцу работать сложнее (кислорода в кровь поступает мало).

Из-за неправильной осанки повышается утомляемость мышц и суставов. Желудок сдавлен, что может привести к развитию таких заболеваний как гастрит и рефлюкс-эзофагит. Постоянная общая утомляемость и головные боли так же являются следствием искривления позвоночника.

Вывод: осанка формируется со школьной скамьи и правильному её формированию способствует ношение правильной школьной сумки, ее вес и форма.

1.2. Виды школьных сумок

В магазинах на полках можно увидеть большое видовое разнообразие школьных сумок, из которого покупатель старается выбрать ту, которая будет безопасна для юного школьника, а точнее для его позвоночника.

Изучив Интернет ресурсы и школьные сумками одноклассников, мы выделили 4 вида школьной сумки.

Портфель – род жесткой прямоугольной сумки с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг[5].

Портфель представляет собой прямоугольную сумку с одной ручкой и жестким каркасом. Как правило, носится он в руках, а если точнее, в одной руке. С медицинской точки зрения, это влечет за собой ряд проблем касающихся позвоночника. Все дело в том, что длительные статические нагрузки распределяются неравномерно, под тяжестью ребенок вынужден наклонять тело в какую-нибудь одну сторону. Поэтому его не рекомендуют носить детям младших классов.

Ранец – жесткая сумка для ношения за спиной [5].

Ранец от других школьных сумок отличается твердым корпусом, что несомненно является его преимуществом. Его прямая плотная спинка помогает защитить детский организм от сколиоза, равномерно распределяя вес по всему корпусу. Благодаря плотным стенкам учебники и другие учебные принадлежности можно максимально удобно разместить у него внутри. Также все содержимое ранца хорошо защищено от внешних воздействий (ударов, падений, дождя и т.д.). Такая школьная сумка прекрасно подходит для детей младшего школьного возраста, у которых кости и правильная осанка еще только формируются. К тому же тетради и книги не будут мяться. Мой ранец весит 1 кг 200 г.

Рюкзак – мешок для вещей, носимый за плечами [5].

Ранец имеет намного меньше преимуществ. Врачи не рекомендуют рюкзаки детям младшего школьного возраста, из-за отсутствия жесткого каркаса. Такой вид сумки предпочтительней для детей старших классов.

Гибрид внешне больше похож на рюкзак, но имеет плотную укрепленную спинку, нередко ортопедическую, широкие лямки, не менее 4 см и жесткое дно, как у ранца. Такая сумка сохраняет форму, устойчива, привлекательна внешне, легче ранца, удобна и безопасна в использовании, благодаря правильному распределению нагрузки на спину. Вес гибридной сумки 800 гр.

Вывод: рассмотрев виды школьных сумок, мы видим, что самым подходящим вариантом для младшего школьника является гибрид, т.к. обладает не только хорошими характеристиками, но и привлекательным внешним видом, а так же легкостью.

1.3. О школьной сумке в нормативных документах

В интернете мы нашла информацию о том, каким должен быть вес школьной сумки (вместе с учебниками). Эти данные прописаны в следующих документах: СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (раздел 10, пункт 10.32) [1], а также в Единых санитарно - эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно - эпидемиологическому надзору (раздел 8, пункты 8.1, 8.2)[2], и являются обязательными к исполнению.

Вес сумки без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов. При этом она должна иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал, используемый для изготовления школьных сумок, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки [2].

Плечевые ремни должны быть прочно закреплены по середине верхнего края задней стенки или на шпации в местах крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца. Пряжки или другие приспособления для изменения длины ремней следует крепить на дне ранца во избежание травм и порчи одежды.

Требования к весу учебников включены в новые правила (САНПины 2.4.7.1166-22.4.7.р.3,п.3.1). [3]

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг. [1]

В соответствии с СанПин 2.4.7.1166-22.4.7. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования», вес каждого издания не должен быть более: 300 гр. – для 1-4 классов.  

Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 граммов. Допускается увеличение веса изданий не более чем на 10%. [3]  

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка. [4]  

Вывод: таким образом, вес и форма школьной сумки, а так же учебных изданий регламентируется правилами и нормами, утвержденными министерством. При их соблюдении школьник будет иметь здоровую осанку.

2. Практическое исследование

2.1. Изучение веса портфеля  и учебных принадлежностей

Проведя теоретические исследования, мы перешли к практическим. Для этого мы измерили мой вес, вес моего пустого ранца и ежедневно в течение недели измеряли вес ранца вместе с учебниками, в соответствии с расписанием уроков

Результаты измерений занесены в таблицу.

Мой вес

Вес пустого ранца

10 % от массы тела (допустимая норма веса наполненного  ранца)

Вес наполненного ранца*

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

31 кг 800гр

1 кг 200 гр

3 кг 180 гр

3 кг 200 гр

3 кг 540 гр

3 кг 300 гр

3кг

3кг 550 гр

1кг 800гр

___________________

* В вес наполненного портфеля входит (учебники и тетради, согласно расписания, дневник и пенал; а так же папка по труду и папка по ИЗО).

На диаграмме представлен допустимый вес школьных принадлежностей по САНПинам и вес школьных принадлежностей по дням недели без школьной сумки.

На круговой диаграмме представлены результаты измерения массы ранца и его содержимого: учебников, тетрадей и пенала (четверг).

Вывод:

  1.  Вес моего пустого ранца  не соответствует нормам, т.к. вес его превышает на 500 гр. (а это один учебник и тетрадка!)
  2. Вес школьных принадлежностей по дням недели меняется незначительно, за исключением вторника и пятницы (наверное, для ребенка  увеличение веса  на 300-400 гр имеет значение).
  3. В ранец необходимо складывать только нужные учебники и тетради, в соответствии с расписанием.
  4.  Если в ранец положить сменную обувь вес становиться на 150 гр больше, а если добавить еще и спортивную форму, то прибавляется еще 700 гр.

2.2. Исследование осанки

Также мы со школьным врачом изучили мою медицинскую карту с целью определения состояния моей костно – мышечной системы. На момент поступления в 1 класс (12.02.2016 год) диагноз ортопеда – здорова. Обследование 15.11.2017 год – здорова. По результатам диспансеризации 12.02.2018 года изменений в костно-мышечной системе не выявлено.

Вывод: в течение трех лет обучения мои родители при покупки школьной сумки учитывали не только мое желание, но и форму, и характеристики сумки, но не учитывали рекомендованные нормы веса школьной сумки без учебников. В тоже время мой ранец с учебными принадлежностями не значительно превышают допустимые нормы (10% от массы тела), поэтому  моя осанка не нарушена.

3. Проектная часть

Исходя из выше изложенного, нами была разработана памятка «Правильная школьная сумка – здоровая спина». (Приложение 1, Приложение 2)

Заключение

По результатам теоретических и практических исследований можно сказать, что вес и форма школьной сумки регламентируется правилами и нормами, утвержденными министерством.

Школьная сумка, отвечающая нормам - это сумка - гибрид (ее вес всего 800 гр.) с правильным размером, с широкими, мягкими ремнями и несколькими отсеками, которые помогают детям интуитивно правильно загружать в них учебные принадлежности таким образом, чтобы более тяжелые вещи лежали на дне.

На следующий учебный год, при выборе школьной сумки, мы с родителями предпочтение отдадим сумке - гибрид (ведь лишние 500 гр.! - это много)
В ранце должно находиться только те предметы, которые нужны именно в нужный день, поэтому в моем ранце теперь нет места игрушкам.

Не складывать в ранец сменную обувь и спортивную форму, чтобы не увеличивать его вес.

Следить за осанкой и всегда помнить, что искривление позвоночника приводит к большим проблемам со здоровьем.

Если школьная сумка соответствует нормам САНПИН, тогда осанка школьника будет формироваться правильно. Гипотеза подтвердилась.

Литература

  1. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10.
  2. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (с изменениями на 10 мая 2018 года).
  3. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального 
    профессионального образования. Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.4.7.1166-02.
  4. <Письмо> Роспотребнадзора от 16.08.2016 "О требованиях безопасности, предъявляемых к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков".
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. — 24-е изд., испр.. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. — 1200 с. — ISBN 5-488-00727-X, 5-94666-347-X
  6. http://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/press-centr/2009-11-18-11-43-45/526-ranec
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8E%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BA