Задачи:
Коррекционно-образовательные: Закрепить навыки различия и правильного артикуляторного произношения звуков [с] - [ш] в речи.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы.
- Развитие навыка координированных движений пальцев рук, при выполнении серии упражнений.
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.
- Развитие навыка составления простого предложения по сюжетной картинке.
- Развитие навыка различения звуков [с] – [ш].
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль за положением языка в момент речи.
- Воспитывать культуру поведения на занятии.
- Формирование начальных учебных навыков.
Оборудование:
- изображения со звуками [с] – [ш];
- изображения шкаф, сумка;
- массажный шар, мячик, карточки для каждого с картинками шарика и собачки, игрушки-Свистун, Шептун.
Ход занятия
1. Оргмомент
Я здороваюсь везде:
Дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседней курице.
Здравствуй, небо, голубое!
Здравствуй, солнце, золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Мне здороваться не лень!
Логопед: Присаживайтесь, ребята, сейчас я прочту стихи – а вы внимательно слушайте:
Спит спокойно
Старый слон –
Стоя спать
Умеет он!
Логопед: Какой звук слышится чаще других?
Дети: [с]
Логопед: Правильно. А вот ещё один стих –
Шуршит камыш,
Над речкой тишь
И только двое лягушат
Камыши тихонько ворошат
Логопед: А теперь какой звук слышится чаще других?
Дети: [ш]
Логопед: Молодцы! Сегодня мы с вами будем учится различать звуки [c - ш]. А поможет нам в этом… Ребята, а кто это?
Логопед: Это Свистун и Шептун.
- Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. Наш язычок проснулся, и ротик нам улыбнулся – упр. «Улыбка», а потом показал – какой чудесный день – упр. «Трубочка». «Чищу зубки», И решил наш язычок попить чай – упр. «Чашечка». А затем поскакал – упр. «Лошадка» в лес и набрал много грибов – упр. «Грибочек». Пока грибочки собирал – дятла увидал – упр. «Дятел». И по дороге домой встретил индюков – упр. «Индюк».
2. Дыхательная гимнастика
Игра “Греем руки”: дуть на ладошки, меняя силу выдоха.
- А чем различаются звуки [с] [ш]? ([с] может быть твердым и мягким, он свистящий, [ш] – всегда твердый, он шипящий)
- Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш].
(При звуке [с] - губы в улыбке, при звуке [ш] - трубочкой?
- Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]? (При звуке [c] – язычок внизу, упирается в нижние зубы, при звуке [ш] – язычок принимает форму чащечки и поднимается за верхние зубы).
- Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш]? (При звуке [с] воздух проходит посредине языка, воздушная струя холодная, при звуке [ш] – воздушная струя теплая).
- А что в этих звуках общего? (согласные, глухие)
Логопед. Я сейчас буду называть эти два звука, но без голоса. Вы внимательно на меня смотрите, и угадывайте, что я произношу. (С,Ш,С,Ш) - Молодцы.
3. Игра «Поймай звук»
Логопед. Я вам сейчас раздам карточки с изображением собачки и шарика и буду произносить разные слова. Если вы услышите в слове звук “С”, то поднимите картинку с собачкой.
Вопрос - почему?
Дети - Потому что собачка, начинается на звук <С>.
Логопед. если в слове есть звук “Ш” — шарик. Почему шарик?
Дети. Потому что слово шарик начинается на звук <Ш>
Звук может быть в начале, середине или конце слова. Победит тот, кто меньше ошибётся.
Слова: шуба, сапоги, коса, лиса, лапша, посуда, шарф, машина, класс, брошь, миска, мошка, кошка, капуста, ложка, норка, шалаш, корка, камыш, калач.
(уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс– марш, вас – ваш, мыс – мышь)
4. Изолированное произношение звуков
Логопед. Вы любите кататься на велосипеде? Представьте, что мы выехали на велосипедную прогулку. Вдруг у нас стало спускаться колесо.
- Какой звук мы услышим? (Ш-Ш-Ш) - Достанем насос и накачаем колесо! (С-С-С)
- Но колесо снова спустилось. Какой звук услышали? (Ш-Ш-Ш- Но мы не расстроились, а заклеили колесо и снова накачали насосом! Как это мы сделали? (С-С-С)
- Поехали дальше!
5. Автоматизация звуков в слогах
Логопед: Я произнесу, а вы за мной повторяйте:
са-са-са – бежит рыжая лиса
со-со-со – катит лиска колесо
су-су-су – нарисую я лису
сы-сы-сы – хвост красивый у лисы
ша-ша-ша – наша лиска хороша
шу-шу-шу – про лиску стишок напишу
шо-шо-шо – пишу я хорошо
6. Физкультминутка пальчиковая гимнастика
7. Автоматизация в словах – Д/и «Разложи вещи»
Логопед: Ребята, вот перед вами картинки с изображением предметов, будьте внимательны, вам нужно разложить предметы в шкаф и сумку. Как вы будете это делать?
Дети: Ответы детей
Логопед: Правильно, предметы, в названии которых есть звук [с] будем складывать в сумку, а в которых есть звук [ш] – в шкаф. Ну, что ж, приступим.
Дети: выполняют.
У Сони будет помощник Свистун, Соня назовет картинки, которые лежат в сумке; а у Егора- Шептун, он назовет картинки, которые вы положили в шкаф.
Молодцы.
8. Работа на уровне словосочетания
Наши друзья большие выдумщики. Они любят играть с мячиком и повторять друг за другом как эхо. Давай и мы с тобой поиграем в такую же игру, я буду тебе говорить словосочетание, а ты будешь за мной повторять.
сосновая шишка, |
высокая башня |
сонная кошка, |
бабушкин сундук, |
душистый куст, |
мышиный писк, |
пышное тесто |
душистое сено, |
смешные потешки |
косолапый мишка, |
смешная шутка, |
пушистая кошка, |
9. Игра на развитие мелкой моторики, пространственного воображения
Логопед. Давайте с вами посмотрим на алфавит, и найдем там буквы С и Ш.
Соня ищет С, а Егор ищет букву Ш.
Логопед: А сейчас, ребята, я вам насыплю каждому по небольшой горочке зернышек- пшена. Я хочу, чтобы вы написали букву С, а теперь букву Ш. Вы же уже большие, и скоро пойдете в школу. Мы с вами уже выкладывали эти буквы из палочек, и рисовали их в воздухе. Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
10. Заключительный этап. Итог занятия
Логопед. Ребята, вам понравилось играть со Свистуном и Шептуном?
Им тоже с вами понравилось!
Вы сегодня молодцы!
Расскажите, что мы сегодня с вами делали?
Молодцы!