Программное содержание:
- Побуждение к соблюдению принципов нравственности и морали по отношению к бесправным животным;
- Расширять знания детей о жизни домашних животных;
- Сформировать нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными;
- Вызвать у детей стремление задуматься о возможности помочь бездомным животным;
- Посредством художественных приёмов развивать интерес к животным.
Материалы и оборудование:
- интерактивная доска; проектор;
- ПК;
- плакат № 1, 2, 3;
- презентация С.Баранник «Интересное о котах»;
- Приложение 1, 2, 3, 4;
- четыре простых карандаша, ножницы, клей.
Предшествующая работа: подготовка песен о котах, презентаций, тематическая выставка работ детей, посещающих творческое объединение ИЗО и ДПИ, договорённость с руководителем приюта для животных.
Ход занятия
1. Организационный момент (приветствие, озвучивание темы и цели занятия)
П:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.
Д: - усаживаются. (Слайд 1, 2, 3 преподавателя экологии).
2. Актуализация опорных знаний
П: - Любите ли вы животных? А каких животных называют домашними?
Д: - Животные, которые живут у человека, за которыми человек ухаживает.
П: - Приведите примеры домашних животных.
Д: - Корова, лошадь, свинья, собака, кошка.
П: - Сегодня я предлагаю вам поговорить об одном из домашних животных. А что бы узнать о ком, отгадайте загадку (Слайд 4 преподавателя экологии).
У неё четыре ноги,
Позади у неё длинный хвост.
Ты обидеть её не моги,
Посмотри на её малый рост.
Д: - Кошка!
3. Домашнее задание педагога
П: - Правильно. А вы знаете, что каждую третью субботу августа, люди, неравнодушные к судьбам братьев меньших, отмечают Всемирный день бездомных животных (Плакат 1). Праздник учрежден в 1992 году по предложению Международного общества прав животных, помогающий обратить внимание людей на проблемы тех, кого когда-то приручили.
Статистика утверждает, что 75% животных выгоняют на улицу хозяева и они становятся бездомными. Оказавшись без помощи человека, звери обречены на голод и гибель.
Активисты движения защиты животных просят не проходить мимо несчастных кошек и оставленных без дома собак. Проблема существования бездомных животных имеет неблагоприятные экологические и социальные последствия. Бездомные животные являются разносчиками экто (Плакат 2) и эндопаразитов (Плакат 3). Животные нередко становятся жертвами жестокости со стороны людей. С бездомностью необходимо бороться, но именно с бездомностью, а не с животными.
4. Знакомство с новым материалом
П: - Послушайте, пожалуйста, стихотворение в исполнении обучающейся ТО «Юный эколог», Алеси.
Обучающаяся декламирует стихотворение.
Не можем всех бездомных кошек
И всех собачек приютить,
Но накормить-то мы их можем
И добрым словом ободрить,
Я в День животных всех бездомных
Тебе желаю доброты,
Ты, о друзьях - малютках помни,
Им помогай, немножко, ты!
П: - По тому, как человек относится к животным, можно судить о человеке, есть ли в нем чувство сострадания к братьям нашим меньшим или нет. На наше занятие мы пригласили Перышкина А.А. Предоставим ему слово. Волонтёр приюта для животных «Дом Хатико» выступает, сопровождая рассказ показом презентации.
П: - Сегодня мы свами будем говорить о кошках. Поднимите руку те, у кого дома есть они. Вот видите - добрая половина ребят держит дома этих милых пушистых зверюшек. Вы любите своих домашних питомцев и не предадите их.
Думаю, вам легко будет из двух половинок составить кошачьи пословицы и поговорки. Обучающиеся работают в четырёх группах с Приложением 1.
Дети составляют пословицы и поговорки. Готовые предложения вклеивают в «облака» (Приложение 2).
П: - Очень рада, что вам весело и у вас отличное настроение. Что бы вы лучше запомнили этот день, ребята вокального ансамбля «Капельки» исполнят для вас песни о мохнатых любимцах (сл. и муз. А.Петряшевой «Рыжий кот», сл. и муз. Любаша «Семь кошек», муз. О.Хромушин, сл. П.Синявский «Кот - мореход») – участники мероприятия слушают задорные песни.
П: - Ребята, если вам понравилось выступление ансамбля «Капельки», поаплодируйте девчонкам и мальчишкам (звучат аплодисменты).
П: - Что вы знаете о кошках?
Д:
- Кошка первой входит в дом
И живет подолгу в нем;
- Кошки ловят мышей и крыс; - Кошки поднимают настроение.
П: - Не смотря на то, что эти домашние животные нас сопровождают с рождения, вы очень мало о них знаете. Предлагаю вам посмотреть и послушать интересные фактах о кошках от Семёна Баранник.
Обучающийся творческого объединения «Юный эколог» выступает с презентацией «Интересное о котах».
П: - Что-то вы засиделись совсем. Необходимо сделать зарядку.
Физкультминутка (Слайд 5 презентации педагога экологии)
Утром кошечка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре и на пять - стала спинку выгибать.
П: - Рассаживайтесь на свои места так, что бы вам удобно было работать в команде. Предлагаю вам немножко поиграть. Для этого вы получите котоломки (ребусы)
(Приложение 3) и карандаши. На выполнение задания вашим группам даётся по три минуты.
Д: - делятся на 4 группы, решают котоломки (ребусы), озвучивают полученные результаты.
П: - Вашему вниманию логические загадки. Итак, когда кот может выйти из дома с четырьмя ногами, а вернуться с восемью?
Д: - Когда он несёт в зубах мышку;
П: - Сидит на окошке кошка, и хвост как у кошки, и нос как у кошки, и усы как у кошки, а не кошка.
Д: - Кот;
П: - Сидят три кошки, у каждой кошки по 2 котенка. Сколько котят у каждой кошки? Д: - 2;
П:
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки?
Д: - Котёнок.
П: - Предлагаю поиграть и немного пошуметь. Игра называется «Чем можно кормить кошку». Хочу проверить, а знаете ли вы, чем можно кормить вашу кошку. Я называю продукты, а вы хлопаете, если это могут есть кошки. Сникерс, колбаса, молоко, мед, мясо, чай, рыба, конфеты, «Китикэт», тушенка, сахар, кефир.
Дети с удовольствием хлопают в ладоши, когда слышат продукт, которым можно кормить кошек.
Волонтёр приюта «Дом Хатико»: - Какие вы молодцы. Сегодня вы можете помочь бездомным животным, подарить для них корм.
Дети жертвуют корм для животных.
П: - Мы очень рады, что вы откликнулись. На память о сегодняшнем мероприятии предлагаю поучаствовать в мастер-классе.
Дети под руководством преподавателя выполняют эскизы домашних любимцев для создания общей композиции.
П: - Ребята, попрошу вас из мира творчества вернуться к реалиям. Хочу, призвать вас к тому, что бы вы всегда заботились о тех, кого приручили.
4. Итог
П: - Итогом нашего занятия будет выставка работ обучающихся ИЗО ДПИ нашего центра творчества. Приглашаем вас на не обычную выставку, на ней представлены не только работы, но и смешные умозаключения о котах (Приложение 4). Дети с удовольствием рассматривают представленные работы, прощаются друг с другом и преподавателями.
Использованные источники информации
- Инфо-дети.рф Конспект занятия "Мои домашние питомцы".
- Блог ЦГБ им. Пушкина г. Челябинск. День бездомных животных.
- Википедия.
- Котовая книга. Составитель Е.А. Баканова. М. Из-во «Дрофа», 2010.