Цель: формировать представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию познавательной и опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
«Познание»
- сформировывать представления об электричестве и некоторых его свойствах; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов со статическим электричеством;
«Социализация»
- актуализировать знания детей об использовании свойств электричества человеком; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
«Безопасность»
- знакомство с правилами безопасного обращения с электрическими приборами.
«Коммуникация»
- развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в мини-группе.
Предполагаемые формы организации детской деятельности
- Групповая, работа в мини группах, индивидуальная, дифференцированный подход.
Технологии, используемые в деятельности
- Проблемно-поисковая, представление свободы и права выбора, здоровьесберегающая, индивидуализации.
Ваши инновации
- Сотрудничество, представление свободы и права выбора, индивидуализации.
Предполагаемый результат
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности и исследовательской деятельности; сформировать уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок.
Воспитатель: Ребята, нам сегодня принесли письмо, на котором написано: детский сад «Аистенок» детям группы №5 «Кораблик». Но вот от кого пришло письмо не написано, а только есть одна эмблема. Может, знаете вы, что эта за эмблема и от кого это письмо? (эмблема «Ми ми мишки»)
Открываем письмо и читаем письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Недавно у нас сломался холодильник и Цыпа решил посмотреть. Когда он дотронулся до провода, его сильно ударило электрическим током, да так, что потерял несколько перышек. Хорошо, что рядом были мы и оказали Цыпе первую помощь. А потом рассказали и показали ему, что такое электрический ток. А знаете ли вы что такое электрический ток и как с ним надо обращаться? Тогда мы предлагаем вам пройти несколько испытаний, среди которых будут интересные и занимательные опыты, которые вы сможете выполнить с помощью наших подсказок-загадок по очереди от 1 до 4. Желаем вам успехов! Ваши друзья Тучка и Кеша!»
Открываем первую загадку:
Он бывает баскетбольным,
Волейбольным и футбольным.
Скачет, прыгает, летает
И усталости не знает. (Мяч)
Находим записку и пакет с заданием в двигательном центре:
3 пакета (разрезные картинки - пазлы электроприборов) с запиской:
«Ребята, здесь мы предлагаем вам вспомнить, какие электроприборы есть в наших домах. Но для этого надо собрать картинки и собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно и безопасно. А быстро выполнить это задание помогут наши фотографии, с помощью которых вы поделитесь на три команды: одна команда Тучки, другая команда Кеши и третья команда Лисички.
Для команды Тучки: собрать пылесос.
Для команды Кеши: холодильник.
Для команды Лисички: фен.
Предлагаю детям закрыть глаза и раздаю эмблемы Лисички детям среднего возраста, эмблемы Тучки детям старшего возраста и эмблемы Кеши детям подготовительного возраста (собирают разрезные картинки).
Воспитатель: Ребята, расскажите: какой это электроприбор, для чего нужен? (дети объясняют).
Воспитатель: А почему эти предметы называют электроприборами? Ответы детей.
Воспитатель: - Да, правильно. Потому что работают от электричества.
Воспитатель: - Ребята, а в нашей группе есть электричество? Ответы детей.
Воспитатель: - Дети, по каким предметам вы догадались, что в группе есть электричество?
Дети: - Розетки, лампочки, выключатели.
Открываем вторую загадку:
Я достану их скорей,
Дом построю для зверей,
В доме будут стол и стул,
Чтоб уютней было в нем.
А для машинки я гараж
С мостиком построю…
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Строительные кубики)
Находим записку и пакет с заданием в центре конструктивной деятельности:
«Ребята, вы уже конечно догадались, что электрический ток есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все наши электроприборы. Но много лет назад человек не знал, что такое электричество. Трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. В этом задании мы предлагаем вам на несколько минут вернуться в прошлое и посмотреть, как люди обходились без электричества. Для этого вам надо разделиться на две равные команды выбрать карточку, и найти свою пару из противоположной команды».
Дети выбирают карточку и подбирают пару:
- стиральная машина – корыто;
- пылесос – веник;
- электроплита – русская печь;
- электролампа – свеча;
- утюг – гладильная скалка;
- швейная машинка – игла;
- электронные часы – песочные часы.
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Ребята, у нас остались 3 и 4. И я предлагаю вам немного размяться и отдохнуть для следующих заданий. Выполняйте движения со мной.
Физминутка
Ток бежит по проводам, |
Бежим по кругу |
Открываем третью загадку:
Отпускаем молоточки,
На железные листочки
И летит весёлый звон.
Что звенит? (Металлофон)
Находим оборудование в музыкальном центре: «Ребята! Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно. В этом задании вам надо выбрать карточки - схемы, которые относятся к электричеству, и рассказать, о чем она предупреждает или означает»
- Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами!
- Нельзя вставлять в розетку пальцы!
- Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы!
- Нельзя вставлять в розетку посторонние предметы!
- Выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.!
- Нельзя включать в одну розетку много электрических приборов!
Четвертая загадка:
Я слеплю кого угодно:
Волка, куклу в платье модном.
На занятии творим.
Очень нужен… (пластилин)
Находим в уголке изо деятельности большую коробку с запиской в музыкальном центре: «Кто из вас слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны даже искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и тогда волосы встают дыбом. Эти вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество». Оно неопасное, тихое и незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно подружиться и очень интересно поиграть. Дорогие ребята! Мы приготовили для вас небольшую лабораторию «Волшебные предметы», где так же по очереди попробуйте поэкспериментировать:
- «Чтобы провести первый опыт вам необходимо также поделиться на три команды и попробовать с помощью палочки и шерстяной ткани заставить шевелиться: перышки, пенопластовые шарики и цветное конфетти».
- «Чтобы провести второй опыт вам необходимо надо поделиться на пары и попробовать с помощью палочки и шерстяной ткани заставить шевелиться полоски у «султанчика».
- «Здесь мы вам предлагаем сделать «медузу», но, конечно же, не настоящую, а игрушечную. Для этого вам надо по полиэтиленовым пучкам, которые мы приготовили, провести шерстяной тканью, а затем быстро перевернуть. И тогда «медуза» у вас получится».
Дети экспериментируют, и в первом опыте прошу детей попробовать с каждым материалом подействовать.
Воспитатель: Какие интересные опыты приготовили для вас Тучка и Кеша! У всех всё получилось!
Обращаю внимание детей, что в уголке изо деятельности есть еще один пакет с эмблемой «Ми ми мишки». Открываем и находим записку с подарками (шарики). «Ребята, мы очень рады, что вы теперь знаете про электрический ток, который при правильном обращении может быть нам хорошим другом и помощником. Поэтому мы приготовили для вас воздушные шарики, с помощью которых вы также легко сможете поймать «статическое электричество». А как это сделать, спросите взрослых или своих родителей. До свидания и желаем вам успехов! Ваши друзья Тучка, Кеша, Лисичка и Цыпа».