Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи:
- обеспечить усвоение знаний о распространении колебаний в среде;
- формировать умение различать продольные и поперечные волны.
Цели:
- Обучающие: познакомить учащихся с механизмом образования волны, основным свойством бегущих волн; сформулировать определение механических волн; сформировать понятие продольной и поперечной волны.
- Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к исследовательскому эксперименту; формировать внимание учащихся; показать значение физических знаний в жизни человека; поддерживать устойчивый интерес к предмету.
- Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся; расширение кругозора учащихся; установление межпредметных связей; развитие памяти, логического мышления, внимания, эмоций, воли и настойчивости в учении учащихся; умения применять знания в нестандартных ситуациях.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся описывать механизм образования волн; называть характеризующие волны физические величины; отличать поперечные и продольные волны.
Метапредметные:
- Познавательные – анализировать наблюдаемые явления, обобщать и делать выводы; самостоятельно приобретать новые знания;
- Регулятивные – самостоятельно формулировать познавательную задачу; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий;
- Коммуникативные – слышать, слушать и понимать партнёра; планировать и согласованно выполнять совместную работу.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению;
- развитие инициативности, старательности.
Форма организации занятий: беседа.
Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.
Средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Раздаточный материал:
- чайные ложки для проведения опытов (по 1 на каждую парту), катушка ниток;
- пипетка, стакан с водой;
- карточки с тестовыми заданиями на закрепление материала (на каждую парту) (Приложение 1);
- карточки с домашним заданием (на каждую парту);
- карточки с таблицей (рефлексия) (на каждого ученика). (Приложение 2).
1. Организационный момент
(Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.)
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжаем рассматривать «Механические колебания», но тему урока вы попробуете определить сами, посмотрев несколько слайдов – подсказок.
А сейчас проверим домашнее задание и выполним тест № 1 на повторение.
2. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
- Могут ли свободные колебания быть незатухающими? Почему?
- Какие колебания называются вынужденными?
- Что такое механический резонанс?
- К каким колебаниям – свободным или вынужденным – применимо понятие резонанса?
- Приведите примеры вредного и полезного проявления механического резонанса.
(Далее выполняют тест Приложение 1 с последующей взаимопропроверкой и проверкой по слайду № 2)
Учитель предлагает найти ассоциации к слову «волна». Затем помогает проанализировать полученные слова и сделать вывод об уровне понимания этого слова.
После просмотра слайдов №№ 5-8 определяют тему урока. Учащиеся записывают тему урока и определяют с помощью учителя цели и задачи урока.
- Внимательно прочитайте тему урока.
- Что от вас ожидается на уроке?
- Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить?
Сегодня мы познакомимся с механизмом образования волны, основным свойством бегущей волны. Узнаем виды волн, в чем их отличие друг от друга, приведем примеры волновых явлений в природе, проведем демонстрационные опыты, вспомним, где мы уже встречались с таким понятием как волна.
3. Актуализация знаний
Учитель: Так как тема нашего урока сегодня – Волны, то давайте вспомним строки из поэтических произведений, где упоминались бы волны.
Ученики:
- «А волны всё выше, а волны всё круче, а волны уходят под самые тучи». (К.Чуковский)
- «Ты волна, моя волна, ты гульлива и вольна». (А.С.Пушкин)
- «На берегу пустынных волн, стоял он дум высоких полн». (А.С.Пушкин)
- «Волны катятся одна за другою с плеском и шумом глухим». (М.Ю.Лермонтов)
- «Ходят волны в океане ровным строем к ряду ряд». (Н.Шимякина)
- «Волны шуршат и за пятки хватают, ракушки прямо под ноги бросают». (Я.Миллиз)
Учитель: А теперь давайте посмотрим картины современного художника Владимира Волосова, доктора физико-математических наук. Что на них изображено?
Демонстрируются картины В.Волосова.
Учитель: Какой ещё из художников, изображавших море, вам известен?
Ученики: Айвазовский «Девятый вал».
Демонстрируется картина Айвазовского «Девятый вал».
Учитель: Давайте рассмотрим волны на планете Земля.
Демонстрируются фотографии цунами и барханов.
Учитель: Движение песка в пустыне, переливы ржаного поля тоже подчиняются законам распространения волн.
Демонстрируются плакат с надписью «Невидимые волны».
Учитель: Что это за волны такие? Существуют невидимые звуковые волны.
4. Объяснение нового материала
Учитель: (Организует обсуждение проблемных вопросов).
- Один конец гибкого шнура жестко закрепим, а свободный конец – приведём в колебательное движение. Что мы увидим? Как это объяснить?
Учитель: Что же такое волна?
Ученики записывают определение:
Волна - это колебания, которые перемещаются в пространстве с течением времени.
Учитель: Волны бывают механические и электромагнитные. Электромагнитные волны, представляющие собой распространяющиеся возмущения электромагнитного поля, будут рассмотрены нами позже. А сегодня рассмотрим более подробно механические волны. К механическим волнам относят упругие волны и волны на поверхности жидкости.
Ученики записывают определение:
Упругие механические волны - это возмущения, которые распространяются только в веществе - упругой среде.
Учитель: А в каких же упругих средах могут распространяться механические волны?
- Волны распространяются в жидкости (картины Айвазовского, фотография моря, все мы бросали камешек в реку и видели волны, распространяющиеся от него).
- Волны распространяются в газах (звуковая волна).
- А в твёрдом теле может возникнуть волна?
Проведём следующие опыты.
Опыт 1. Каждый возьмите чайную ложку, которая лежит у вас на столе и ударьте ей по столу. Слышен звук. Теперь приложите ухо к поверхности стола и снова ударьте ложечкой. Звук слышен лучше. Это доказывает, что в твёрдых телах волны распространяются. Можно вспомнить, что о приближении вражеской конницы узнавали, приложив ухо к земле.
Опыт 2. Привяжите к ложечке 2 нити равной длины и приложите их к ушам.
Ложечкой ударьте по краю стола. Слышен звук, похожий на удар колокола (звук передаётся по натянутым нитям).
Ученики: Делают вывод о том, что механические волны могут распространяться в различных средах и записывают это в своих тетрадях. (определяем условия возникновения волн)
Учитель: Давайте рассмотрим виды упругих волн. В любой упругой волне одновременно существуют два вида движения: колебания частиц среды и распространение возмущения, поэтому различают продольные и поперечные волны.
Если при распространении волны направление колебаний частиц и распространения волны совпадают, то такие волны называют продольными. В воздухе или воде распространение волны может происходить за счёт разряжения и сжатия среды. При этом движение отдельных частиц параллельно или другими словами продольно направлению распространения волны. Звук - один из примеров подобных волн.
Продольные волны - это волны сжатия и растяжения, поэтому они могут распространяться в любой среде (твёрдой, жидкой, газообразной).
Если при распространении волны направление колебаний частиц перпендикулярно направлению распространения волны, то такие волны называют поперечными.
Поперечные волны - это волны сдвига, значит, они могут распространяться только в твёрдых телах.
Ученики: Записывают в тетради 2 основных вида волн: продольные и поперечные.
Учитель: Давайте проделаем следующий эксперимент. Выясним, как будут распространяться волны на поверхности воды в стакане, создавая их каплями воды, падающими из пипетки. Демонстрируемая волна на поверхности жидкости является смешанной. Она не является ни продольной, ни поперечной.
Волны распространяются в пространстве, перенося энергию.
А происходит ли перенос вещества при распространении волн? Давайте поставим «эксперимент на себе».
5. Физическая и эмоциональная разгрузка
Ученики выстраиваются шеренгу, держась за руки, или в колонну по одному, кладя руки на плечи впереди стоящего. По команде учителя один из учеников начинает совершать периодические движения в указанном направлении. Колебания передаются другим учащимся и возникает «волна», которую наблюдают учащиеся.
Команды: присядьте, встаньте, нагнитесь влево, нагнитесь вправо (колонна).
Поднимите правую руку вверх, нагнитесь вправо, присядьте, встаньте (шеренга).
Учитель при этом обращает внимание учащихся на то, что при распространении колебаний в пространстве не происходит переноса вещества. Учащиеся остаются на месте, в то время как колебания передаются от одного к другому.
Основное свойство волны
Учитель: Примеры волновых явлений:
- электромагнитное излучение солнца обогревает Землю;
- волны океана размывают берега, принося энергию, полученную от ветра или землетрясений вдали от этих берегов;
- сверхзвуковой реактивный самолёт образует волну сжатия, от которой вылетают оконные стёкла;
- вибрирующий воздух доносит звуки до наших ушей;
- можно послать радиоволны к другим планетам и за их пределы;
- сдвиг земной поверхности в одном месте могут вызвать колебания в достаточно удаленной от места возникновения точке;
- подводное землетрясение в океане создает цунами - приливную волну;
- землетрясение 1 апреля 1846 г. вблизи Алеутских островов всколыхнуло Тихий океан с такой амплитудой, что были разрушены селения на его берегах на расстоянии 4000м.
6. Закрепление новых знаний
Учитель раздаёт карточки с тестовыми заданиями (Приложение 1).
Ученики выполняют задания и сдают карточки учителю.
7. Подведение итогов урока, выставление оценок
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.
8. Задание на дом
Учитель задаёт домашнее задание и комментирует его.
- §31, 32, вопросы.
- Экспериментальное задание: Налейте воду в ванну (таз, чашку) и посредством ритмичных касаний воды пальцем (или линейкой) создайте на её поверхности волны.
Используя разную частоту колебаний (касаясь воды один или два раза в секунду), обратите внимание на расстояние между соседними гребнями волн. - Подготовить сообщения «Сейсмические волны» и «Сейсмограф» как дополнение к новому материалу.
9. Рефлексия
- На уроке я работал ...
- Своей работой на уроке я ...
- Урок для меня показался ...
- За урок я ...
- Мое настроение ...
- Материал урока мне был ...
- Домашнее задание мне кажется ...
Литература
- Учебник «Физика 9 класс» А,В.Перышкин Е.М. Гутник Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание – М: Дрофа, 2017.
- Лукашников И. сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждении. - М: Просвещение.
- ЦОР по физике 9 класс.
- Шишкин Н.Н. Клуб юных физиков: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 144.
- Яндекс. Мультимедиа по физике. Демонстрационный эксперимент по физике. Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке // www.Mendeleev.upeg.net
Интернет-ресурсы
Анимации по физике:
- http://somit.ru
- http://physics.nad.ru
- http://anna.vega-int.ru