Цели и задачи:
- Продолжить совершенствовать исполнительские навыки детей при чтении отрывков из произведений А.С.Пушкина (эмоциональность исполнения, естественность поведения, копирование жестов и мимики).
- Обогащение пассивного словаря литературными словами: ветхая, невод, землянка.
- Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Развивать логическое мышление детей и умение разгадывать кроссворды; творческие способности, память, воображение.
- Приобщать к владению русским языком: учить их подбирать определения, которые описывают тот или иной предмет, употреблять синонимы, образовывать глагольные формы, подбирать рифмы к словам, развивать фонематический слух.
- Воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта А.С.Пушкина.
Предварительная работа с детьми: чтение произведений А.С.Пушкина, прослушивание аудиозаписей его сказок, просмотр мультфильмов, беседы о творчестве великого поэта.
Материалы и оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина, работы детей по сказкам А.С.Пушкина, волшебный сундучок с атрибутами, кроссворд, конверты с заданиями, панно дуб.
Ход занятия
Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожидании, Благополучного конца. (В.Берестов) |
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в необычное путешествие. Путешествие в сказку. А кто лучше всех умеет их рассказывать? (…) Конечно же, бабушка. Вот послушайте: «Жила- была бабушка, добрая, приветливая. Звали её Бабушкой-рассказушкой. Умела она утешить, и рассмешить, сказку рассказать…». Но что это? Я, кажется, слышу её голос.
(Появляется Бабушка-рассказушка)
Бабушка-рассказушка: Здравствуйте, люди добрые! Разрешите отдохнуть у вас с дороги.
(Дети здороваются с Бабушкой-рассказушкой, предлагают присесть и отдохнуть).
Бабушка-рассказушка: Ну что ж дети, а вы сказки любите? Как начинаются сказки, подскажите?
(Ответы детей: Жили-были; в некотором царстве; за лесами, за долами и т.д.)
Бабушка-рассказушка: А вот автора сказок, в каких вы сегодня побываете, вы узнаете, если разгадаете этот кроссворд:
1.
Вы ж голубушки-сестрицы
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,
А другая (Повариха)
2.
Ты волна моя, волна
Ты бурлива и вольна…
Пожалей ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу!
- Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (Буян)
3.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого (Петушка)
4.
Правду молвит молодица,
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла.
Ей в приданное дано
Было (зеркальце) одно.
5.
Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой.
И среди своей столицы
С разрешения царицы,
В тот же день стал править он
И назвался – князь (Гвидон)
6.
Негде, в тридевятом царстве
В тридесятом государстве
Жил был славный царь (Дадон)
Получается ключевое слово: Пушкин.
Бабушка-рассказушка: Вот вы и отгадали фамилию автора этих сказок.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вы знаете, что его называют народным поэтом. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей: Потому, что его сказки очень похожи на русские народные; потому, что его сказки были понятны и бедным, и богатым, и взрослым, и детям)
Воспитатель: Правильно. Кроме того, Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком. А вы знаете, что некоторые слова из сказок Пушкина стали «крылатыми». Их так называют потому, что у них словно выросли крылья, они вылетели из сказки, и люди теперь пользуются этими словами в повседневной жизни. Вот, например, слова «Глядь: опять пред ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто». Этими словами заканчивается «Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха, которая получила от золотой рыбки всё, что желала, в конце сказки потеряла всё из-за своей жадности и осталась опять у разбитого корыта. Эти слова «остаться у разбитого корыта» сейчас говорят про человека, который потерял всё из-за своей глупости или жадности. А слова «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» из «Сказки о золотом петушке» мы говорим сегодня относительно всех сказок.
Бабушка-рассказушка: Вы собрались в сказочное путешествие, и я хочу вам помочь, у меня есть волшебная вещица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:
1.
Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь. (клубок)
Чтобы клубок привёл вас в сказочную страну нужно сказать волшебные слова: «Катись клубок впереди и детей в сказку приведи». А я ребятушки с вами прощаюсь. До новых встреч.
Клубок катится, дети вслед за ним подходят к дубу.
Воспитатель: Мы очутились в стране Лукоморье. Вот знаменитый дуб, здесь и золотая цепь и кот учёный. Из какого произведения Пушкина эта страна?
(Ответы детей: Из поэмы «Руслан и Людмила»).
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»
Физминутка:
У Лукоморья дуб зелёный;
(Дети поднимают руки вверх)
Златая цепь на дубе том:
(Делают движения руками крест на крест)
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
(Идут друг за другом по кругу)
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
(Движения руками вправо, влево)
Там чудеса: там леший бродит,
(Закрывают глаза руками)
Шевеля пальцами, поднимают руки вверх
Русалка на ветвях сидит;
(Движение «волна» сверху вниз)
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
(Идут по кругу на внешней стороне стопы)
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
(Повороты вокруг себя)
Дети садятся на стульчики.
(Появляется Кот)
Кот: - Ребята, я очень рад приветствовать вас в волшебной стране Лукоморье. Я учёный кот и могу разговаривать, хочу проверить, как хорошо вы знаете сказки Пушкина. На дубе висят разноцветные конверты, в них задания для вас. Если вы с ними справитесь, получите от меня подарок. Вы готовы? (…)
Воспитатель: Ребята, мы справимся с заданиями?
(Дети: Справимся).
Конверт № 1
Продолжи фразу:
- Кабы я была царица – говорит одна девица
То на весь крещеный мир, приготовила б я пир.
- Царь с царицею простился
В путь дорогу снарядился,
- И царица у окна
Села ждать его одна.
— Жил-был поп
Толоконный лоб,
- Пошел поп по базару
Посмотреть кой- какого товару.
— Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
- Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело!
— Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
- Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года!
— Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
— Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
- А орешки не простые,
Все скорлупки золотые!
Конверт № 2
Игра «Собери сказки».
В волшебном сундучке лежат предметы и картинки из разных сказок Пушкина, дети должны их объединить по сказкам.
- Зеркало, яблоко, собачка, богатыри «Сказка о мёртвой царевне».
- Рыбка, старик, дворец «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Лебедь, комар, белка «Сказка о царе Салтане».
Конверт № 3
Игра «Составь слова из слогов».
На доске написаны слоги:
КА |
РУ |
ВОД |
РЕ |
С |
РЫБ |
С |
НЕ |
МО |
РИК |
ТА |
ТА |
|||
ХА |
- Из какого произведения эти слова? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Объяснить смысл слов:
- «землянка» - жилище, вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.
- «ветхая» - старая, покосившаяся.
- «невод» - сеть для ловли рыбы.
Конверт № 4
Задание называется: «Поиграем в рифмы»
- Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка
- Совет – ответ, привет
- Майка – гайка, зайка, зазнайка
- Палка – галка, скалка, скакалка
- Кот – бегемот, кашалот
- Кружка – подружка, клюшка
- Крыльцо – кольцо
- Берёзы – розы, мимозы, слёзы
- Осины – апельсины
- Град – виноград, шоколад, мармелад.
Конверт № 5
Игра «Будь внимательным!»
Я буду называть персонажей различных сказок, и, если этих героев нет в сказках Пушкина, то вы хлопните в ладоши.
- Царевна-Лебедь, лиса, комар
- Мачеха, яблоко, колобок
- Поп, кот Леопольд, Балда
- Старуха, золотая рыбка, журавль
- Конёк-Горбунок, Алёнушка, белка.
Кот: Вы справились со всеми заданиями и под корнями дуба найдёте мой подарок, а волшебный клубочек выведет вас из сказочной страны. До новых встреч!
(Дети прощаются с котом, благодарят его за подарок).
Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова: «Катись клубок впереди, детей из сказки выводи». (Воспитатель катит клубок, дети проходят за столы).
Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в сказках Пушкина, великого русского поэта. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями и за это получаете награду.
Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна. Тепла и ласки!
Использованная литература
- «Занятия по развитию речи в подготовительной группе», В.В.Гербова.
- «Развитие речи и творчества у детей» под редакцией О.С.Ушаковой.
- «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» под редакцией О.С.Ушаковой.
- «Приобщение детей к художественной литературе», Мозаика-Синтез.
- «Художественная литература в развитии творческих способностей детей», Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н.