Цель: обобщение и систематизация сведений о языке художественной литературы.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
- разграничить понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»;
- углубить знания о художественном стиле речи, его особенностях;
Развивающие задачи:
- развивать умение анализа литературно-художественного текста;
- развивать умение определять и обосновывать принадлежность текста к художественному стилю речи.
Воспитательные задачи:
- формировать эстетический вкус, чувства прекрасного, любви к природе.
Форма проведения урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Конструирование и анализ текста художественного стиля
(Задание выполняется по вариантам.)
1 вариант
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
Запишите его в соответствии с нормами построения текста. Определите стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя примеры слов, относящихся к данному стилю, и средств художественной выразительности, используемых автором.
А. Доброе солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг.
Б. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю.
В. Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день.
Г. В небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор, в кружевах травы, окрашенной росой.
1) В, Г, Б, А;
2) А, В, Г, Б;
3) Г, В, А, Б;
4) В, А, Г, Б.
2 вариант
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
Запишите его в соответствии с нормами построения текста. Определите стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя примеры слов, относящихся к данному стилю, и средств художественной выразительности, используемых автором.
А. Здесь начали делать знаменитые валдайские колокольчики.
Б. Издавна этот край славился мастерами кузнечного и литейного дела.
В. Среди хвойных лесов, на берегу живописного озера, раскинулся старинный город Валдай.
Г. А на местном колокольном заводе отливали колокола, которые потом отправляли в разные города России.
1) В, Б, А, Г;
2) Б, В, Г, А;
3) В, А, Б, Г;
4) Б, В, А, Г.
2. Повторение орфографии
Запишите слова, вставьте пропущенные гласные, объясните их выбор.
Скучн..ватый, доверч..вый, совет..вал, потреб..вал, потч..вать, ноч..вал, устойч..ва, отрасл..вой, воспит..вал, посе..нный, учит..вать, загляд..вающий.
3. Теория
Суффиксы -ова-(-ева-) употребляются в тех глаголах, в которых в 1-м лице единственного числа настоящего (будущего) времени этого суффикса не будет: горевать — 1 лицо—я горюю.
Если же в 1 лице единственного числа настоящего времени глагол оканчивается на
-ываю(-иваю), то и в остальных формах этот суффикс сохраняется. Следовательно, предложенные в этом задании глаголы нужно поставить в 1лицо; я налаживаю (суффикс
-ива- есть, значит, он будет и в предложенной в задании неопределённой форме) — налаживать.
Главная сложность при определении гласной в суффиксе состоит в том, что глагольные суффиксы -ова-(-ева-),-ива нельзя путать с суффиксом -ва-! В глаголах преодолеть, одолевать как раз и употребляется суффикс -ва-, а гласный после л проверяется ударением: одолеть.
III. Сообщение темы, постановка её цели
4. Особенности художественного стиля
Сфера общения: словесно-художественное творчество.
Признаки стиля:
- образность,
- широкое использование изобразительно - выразительных средств языка,
- использование средств всех стилей,
- все средства подчиняются ЭСТЕТИЧЕСКОЙ функции,
- использование лексики публицистического стиля
5. «Литературный язык» и «язык художественной литературы»
Используя материал учебника, запишите в таблицу, в чём, по-вашему, различия между понятиями «литературный язык» и «язык художественной литературы»?
Литературный язык | Язык художественной литературы |
1. Это образцовый, нормированный язык, прошедший длительную обработку в текстах авторитетных мастеров слова. |
1. Характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств. |
2. Сложился постепенно, в течение нескольких столетий. Особенности: устойчивость, стабильность, высокая социальная престижность (обслуживает все сферы человеческой деятельности). |
2. Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка художественной литературы одни и те же, но в языке художественной литературы используются и элементы диалектной и профессиональной речи, и просторечие, и жаргонизмы. |
3. Нормы литературного языка - это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. Они закреплены в грамматиках, словарях, справочниках и охраняются законом. |
3. Язык художественной литературы предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия. |
6. Закрепление изученного материала. Анализ текста
В обычных ситуациях при свободном владении языком человек не задумывается над словесной формой выражения своей мысли — она выстраивается автоматически. Совсем не так с речью художественной. Она для нас не только носитель информации но и сама информация. Подбор слов грамматических форм и конструкций даже звуков не менее важен чем тема разговора. В литературе мы ищем не столько содержания речи сколько саму речь. Художника ведёт чутьё. Он напряжённо ищет такие созвучия слова предложения которые точно выражают именно то что он думает и чувствует. В художественном тексте основное творческое усилие переносится с того что сказано на то как сказано глубину неповторимость и силу. Читая художественное произведение ощущаешь себя соавтором.
(По Л.Кац)
Задание:
1. Спишите текст, расставьте знаки препинания.
2. Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Обоснуйте свой ответ, соглашаясь или не соглашаясь с автором. Запишите ваше мнение в виде сочинения-рассуждения. Приведите не менее 3–4 аргументов.
IV. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание
1) Проанализировать произведения поэтов и писателей и найти примеры образной речи.
2) Упражнение 513.