Воспитательный потенциал хореографического коллектива сквозь призму идей культурологической концепции Н.Е.Щурковой

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Дополнительное образование


Аннотация

Статья посвящена анализу воспитательных возможностей и освещению практики реализации воспитания в детском хореографическом коллективе, основываясь на культурологической концепции воспитания Н.Е.Щурковой.

Проблема нравственного воспитания особенно актуальна в настоящее время, когда рушатся духовные устои, наблюдается отсутствие четких позитивных жизненных ориентиров подрастающего поколения, происходит ухудшение нравственное-этического статуса в обществе.

Федеральный Закон «Об образовании» (№273-ФЗ) определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей.

В Федеральном Государственном Стандарте третьего поколения указано, что необходимо; «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей» [4, c.34]. Федеральный Государственный Стандарт определяет основные направления воспитания, среди которых на первом месте духовно-нравственное воспитание.

Цель статьи проанализировать воспитательные возможности детского хореографического коллектива, в свете культурологической концепции Н.Е.Щурковой.

Изучением духовно-нравственного воспитания занимались такие выдающиеся отечественные деятели науки, как: П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Н.Е.Щуркова, Б.Т.Лихачев, К.Д.Ушинский, А.С. и др.

Так, Н.Е.Щуркова выявила потребность «создать в ребенке безошибочное сознание, дать ему такие факты, из которых он мог бы вывести руководящие принципы своего поведения» [6, с. 4].

Большое внимание воспитательной функции коллектива уделял А.С.Макаренко, в одной из работ о развитии нравственности в коллективе и через коллектив пишет - «Логической осью нашего нравственного закона, ни в какой мере не может быть обособленный индивид, безразлично относящийся к общественным явлениям. Наш поступок должен измеряться только интересами коллектива и коллективности» [3, c.228]. Значит и нравственность развивается в коллективе и через коллектив. Но для этого требуется интерес каждого и его включенность в жизнь коллектива.

В.А.Сухомлинский, педагог, методист, приверженец гуманной педагогики, посвятивший свою жизнь воспитанию детей в радости, понимал нравственность системообразующим фактором, утверждая, что она должна пронизывать все аспекты воспитательного процесса. А также подчеркивал, что нравственность воспитывается в красоте, творчестве. Он особо выделял такие качества, как человечность, доброта, чуткость, отзывчивость, сострадание [5, c.112]. В.А.Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». [5, c.112].

Именно хореографический творческий детский коллектив располагает такими возможностями, так как это особая атмосфера взаимодействия, свой микроклимат общения и самореализации. Выдающийся хореограф Д.Зайфферт, касаясь возможности духовно-нравственного развития методами хореографии писал: «Физическое развитие будущего танцовщика, за которое мы отвечаем, включает также духовные, нравственные и художественные компоненты. Педагогическое действие, таким образом, приводит учащегося в физическое и духовное движение, является толчком к его непрерывному развитию» [2, c.67].

Доктором педагогических наук, профессором Надеждой Егоровной Щурковой, на протяжении многих лет плодотворного труда на ниве педагогики опубликовано более 125 работ, из них 7 монографий и 13 методических изданий для педагогов. Большинство трудов автора посвящены проблемам воспитания.

Н.Е.Щурковой разработана и предложена концепция воспитания «Формирование образа жизни, достойной Человека», положения данной концепции отражены в следующих трудах педагога монографиях и пособиях: «Образ жизни, достойной человека и его формирование у школьника», Воспитание: новый взгляд с позиции культуры», «Педагогическая технология». «Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии», «Программа воспитания школьника», «Жизнь и воспитание», «Стратегия воспитания: человек в пространстве и ценностей гуманистической культуры», «Система достойного воспитания» и др.

Цель воспитания Н.Е.Щуркова видит в личности, способной строить свою жизнь, достойную Человека. А объект приложения сил воспитателя, не воспитуемый, а его образ жизни, наполненный культурой, творчеством, разумом.

Развивая свою концепцию в рамках культурологического подхода, в своем труде «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры», Н.Е.Щуркова отмечает, что воспитание присутствует там, и только там, где присутствуют отношения к жизни и ценностям человеческой жизни, культуре, творчеству. Эти отношения придают факту существования человека определённый смысл, окрашивают личностным смыслом содержание его жизни. Не ориентируясь специально на формирование социально значимых качеств личности, педагог развивает их в процессе создания отношений.

Воспитание исследователем определяется как «целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» [10, c.96]. Н.Е.Щуркова пишет: «культурологическое основание выявляет понимание воспитания как восхождение ребенка в контекст культуры вместе с педагогом» [10, c.96]. То есть, автор рассматривает процесс воспитания как «восхождение», развитие, но не формирование, которое исследователь считает неприемлемым понятием.

Уже в самом определении воспитания Н.Е.Щурковой исключена «формирующая», «воздействующая» позиция воспитателя. За ним не признается права воздействовать, формировать и тем более формовать ученика. Роль воспитателя, педагога в этом процессе Н.Е.Щурковой рассматривается как «легкое прикосновение» к личности воспитуемого. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре. И главное из этих условий - учитель-воспитатель как «предъявитель культуры». В этом определении воспитания заложен принцип субъектности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество. Концепция воспитания школьников Н.Е.Щурковой опирается на многолетнюю опытно-экспериментальную работу школах целого ряда регионов России и ориентирована на воспитание у школьника своего отношения к миру: школьник вместе с педагогом познаёт мир, взаимодействует с миром, старается понять и полюбить этот мир.

Рассмотрим концепцию более подробно и определим, каким именно Н.Е.Щуркова видит процесс воспитания школьников. В монографии «Образ жизни, достойной Человека», «образ жизни» был определён как «новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни его чувственным опытом, который базируется на соотношении конкретного и абстрактного на каждом этапе познания [11]. Исследователь пишет, что чувственное познание и творчество является основой создания Образа жизни, достойного Человека.

Понимая воспитание как процесс введения ребёнка в контекст общечеловеческой культуры,Н.Е.Щуркова выделяет три руководящих педагогических принципа: ценностной ориентации, субъектности и целостности(системности).

Достойный человек - это человек культурный, моральный, творческий. Н.Е.Щуркова выделяет три составляющие этого образа: личностную, моральную и творческую. Рассмотрим кратко каждую из них.

Личностная составляющая связана с пониманием того, что личность является социальным лицом человека и характеризуется тем, что человек способен отвечать за свои действия, соблюдать обязанности, имеет способность к рефлексии, понимает и прислушивается не только к себе, но и к другим людям.

Моральная составляющая основана на духовном стержне, определяющем степень его нравственности. Человек - это духовное существо, способное приносить в этот мир доброту.

Творческая составляющая характеризуется тем, что человек обладает способностью творить и приносить миру то, что не было создано природой [9].
Таким образом, при формировании триединства этих составляющих, человек проживает образ жизни, достойной Человека. Слово «Человек» в данной концепции не зря пишется с большой буквы. Человеком с большой буквы имеет право быть та личность, которая приносит в этот мир Истину, Добро и Красоту. То есть, согласно концепции автора нравственный человек, - это человек Разумный, Моральный Творческий. Этот созвучно с духовно-нравственным воспитанием в хореографическом коллективе.

Итак детский хореографический коллектив предоставляет возможность развития чувственного опыта детей на основе красоты танца, дает возможность реализоваться в творчестве обучающемуся, прочувствовать танец, получить собственный опыт достойного образа жизни, а значит располагает ресурсом воспитания и предоставляет возможности в развитии у детей чувства красоты, духовности и творчества, то есть в формировании человека разумного, морального и творческого.

Развитие чувство красоты танца, движения, музыки на хореографических занятиях созвучно концепции Н.Е.Щурковой, а также положений которой отражены в книгах Н.Е.Щурковой «Образ жизни, достойной человека и его формирование у школьника», «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры», «Педагогическая технология».

Итак, изучив основные положения культурологической концепции Н.Е.Щурковой, мы считаем, что труды исследователя, и основные положения концепция воспитания «Образ жизни, достойной человека» раскрывают и позволяют реализовать в полной мере воспитательные возможности детского хореографического коллектива.

Анализ работ педагога позволяет выделить основные концептуальные идеи исследователя:

Воспитание в культуре и через культуру, через развитие чувственного опыта ценности прекрасного, сотрудничество, опыт творческой деятельности, организации творческого и ценностного взаимодействия в коллективе как способа проживания достойной жизни, результатом которой есть Достойный человек.

Достойный человек - это человек культурный, моральный, творческий.

Достижение цели воспитания духовно-развитой личности, то есть личности, способной строить свою жизнь, достойную Человека. Реализуется путем соблюдения принципов воспитания: ценностной ориентации, субъектности и целостности(системности).

В соответствии с выделенными концептуальными идеями Н.Е.Щурковой и целью статьи опишем реализацию идей концепции исследователя в практике работы с детским хореографическим коллективом МБОУ г. Иркутска СОШ № 23.

МБОУ г. Иркутска СОШ № 23 на протяжении многих лет является муниципальной площадкой по духовно - нравственному воспитанию обучающихся. Главная цель школы № 23 - передать подрастающему поколению ценности культуры и научить детей жить в быстро меняющемся мире. Сегодня педагоги школы создают новую школу - «Школу русской культуры», особенность которой состоит в сохранении национальной идентичности человека, системном приобщении к культурным ценностям, где главная задача учителя - включение ребенка в активный процесс познания мира и себя в мире через коллективно-творческую, проектную и творческую деятельность. В системе единого воспитательно-образовательного пространства школы работа по дополнительному образованию направлена на духовно-нравственное воспитание и становление личности школьника через коллективно-творческую, деятельность. Хореографический коллектив школы осуществляет свою деятельность на основании дополнительной образовательной программы «Мир хореографии», которая в свою очередь является частью школьной Программы воспитания.

Одной из задач реализации данной программы является осуществление духовно-нравственного воспитания школьников через применение технологии групповых дел в хореографическом коллективе, основанное на принципах воспитания, предложенных Н.Е.Щурковой. Дополнительное образование как средство духовно-нравственного воспитания является частью воспитания и становления личности школьника и одной из форм организации свободного времени учащихся. Хореографическая деятельность - это одно из направлений дополнительного образования, в котором возможно решение задач воспитания детей путем приобщения к искусству, воспитания в коллективе и коллективом, социализации детей, формирования у них духовно-нравственных ценностей.

Остановимся на определении понятия потенциала воспитательной деятельности. И.А.Дьяков определил воспитательный потенциал как «реальное структурное условие необходимое для создания цели каждой личностью, актуализации различных интересов и потребностей, обеспечение значимой деятельностью, эффективного межличностного общения» [1, c.272]. И.А.Дьяковым была выделена «структура воспитательного потенциала образовательного процесса, которая состоит из ряда компонентов: социальной активности, самореализации личности, позитивно направленной деятельности» [1, c.273].

С этих позиций нами рассматривается воспитательный потенциал хореографического коллектива на основе концепции Н.Е.Щурковой. Воспитательный потенциал детского хореографического коллектива определяется тем, что в коллективе ребенок проявляет социальную активность, осуществляется самореализация личности в творческой деятельности (танце), участие в танцевальной деятельности, концертах, выступлениях является позитивно направленной деятельностью.

В работе хореографического коллектива основной формой является хореографическое занятие, также реализуются публичные выступления, участие в концертах и др.

В организации работы используются коллективные, групповые и индивидуальные методы. При этом, организация групповой деятельности имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной формой занятий. Работая в малой группе над конкретным заданием, дети делятся своими впечатлениями, отрабатывают танцевальные движения, импровизируют, а в воспитательном отношении при правильном руководстве со стороны педагога в такой работе развиваются такие нравственные качества как эмоциональная поддержка, доброта, взаимовыручка.

Рассмотрим подробнее использование принципов воспитания Н.Е.Щурковой в нашем коллективе.

Первый принцип ориентация на ценности и ценностные отношения. Этот принцип реализуется в концентрации внимания учащихся на повседневной предметной ситуации. Это значит, что воспитательные усилия направлены на помощь детям в осознании ценностных отношений, которые сопутствуют деятельности в хореографии. В ходе практических занятий и бесед осуществляется показ школьникам не только технической, но и чувственной, эмоциональной, ценностной стороны танца. Важность взаимодействия каждого участника танца на каждом этапе. Ценность коллективной деятельности и поддержки. Хореография, как искусство движения и выражения эмоций, чувств через танец, несет в себе глубокий смысл и ценности, которые оказывают значительное влияние на развитие и самосознание детей. Однако, данная грань хореографии не всегда является очевидной для учеников. Именно здесь реализуется первый принцип воспитания Н.Е.Щурковой - концентрация внимания на повседневном предмете и ситуации. Один из вариантов такого мостика между двумя мирами - танец под названием «Солнышко». Танец «Солнышко» исходит из текста песни и позволяет детям погрузиться в атмосферу и сопереживать подпевая, песенка зовёт Солнышко. Солнышко долгожданное яркое и сияющее, оно дарить свет и тепло всем людям вокруг. Это хороший пример ценностей, которые живут в танце, и которыми можно научиться делиться.

Первый этап этого процесса - это анализ самой песни. С детьми проводится беседа, спрашивается у них, что они понимают под этими простыми словами. Выясняется, с чем у них ассоциируется слово «солнышко». Затем совместно прослушивается песня, чтобы дети могли почувствовать настроение и эмоции, которые она вызывает. После этого детям предлагается описать, какие образы и картинки возникают у них во время прослушивания.

На втором этапе осуществляется, переход к самому танцу. Рассуждаем (говорит каждый) о его содержании и то, что он символизирует. Например, дорабатываем с детьми движения, которые отражают яркость. Акцентируется внимание на значимость открытых рук и улыбки, которые помогут передать тепло. Затем, рекомендуется позволить детям почувствовать эмоциональную составляющую танца. Это можно сделать через импровизацию, где каждый ребенок может самостоятельно воплотить свои представления о сияющем солнце. Таким образом, с помощью привлечения текстов и эмоций песни «Солнышко», дети вовлекаются в осознание и передачу ценности, вложенной в этот танец. Это создает у детей осознание значимости своего движения, освоение которого поможет им стать носителями света и тепла для окружающих.

Танец - это не только физические движения, но и эмоции, значимость и культурное наследие. Работая с детьми, следуя данному принципу, мы воспринимаем танец не как простую совокупность движений, а как созвездие ценностных отношений и эмоций. В результате, ученики становятся не только более проникнутыми хореографическим искусством, но и могут сами применить эти принципы в жизни, делая мир ярче и теплее.

Второй принцип воспитания, вытекающий из природы воспитательного процесса - принцип субъектности. Реализуя его, развиваем у ребенка способность быть субъектом своих действий и жизнедеятельности. Н.Е.Щуркова определяет, что «субъектная личность» - это человек, способный: быть носителем воли, высокого уровня отношений с другими людьми, отдавать отчет в своих действиях и поступках; осмысливать связи своего «Я» с другими людьми; делать осознанный выбор в системе социальных отношений, являться стратегом и тактиком собственной жизни.

В нашей работе данный принцип реализуется через обращение к сознанию ребенка, по парадигме («пример», «образец»): «Если ты..., то тебе...» и «Если ты..., то всем...» Последовательно доводим до каждого участника коллектива идею о том. Что за каждым их поступком всегда тянется «шлейф последствий». Перед началом подготовки к первому концертному выступлению посвящаем этому два-три занятия. На занятиях работаем с проблемными вопросами, размышляем и о том, что ожидает участника, пропустившего в жизни что-то важное. Каждый из группы высказывается о последствиях такого поступка для него и для всего коллектива. Используется прием «свое Я познает в диалоге с другим Я». То есть в диалоге в коллективе. Как происходит обретение качеств и свойств субъектной личности, можно схематично рассмотреть на примере участника - нашего танцевального ансамбля. Ребенка приводит в ансамбль кто-то из взрослых. Если ребенок привык быть «главным» в семье, то и здесь в коллективе на первых порах хочет свободно выражать свое «Я». Занимаясь в ансамбле, ребенок постепенно включается во взаимодействие с руководителем, с другими детьми - участниками ансамбля. Он начинает осознавать, что у всех, с кем он соприкасается, есть свои интересы, с которыми приходится мириться либо учитывать их. У него в сознании незаметно зреет и укрепляется мысль о том, что во взаимодействии с другими людьми надо предвидеть последствия своих действий и поступков. Обогащенный опытом, он уже начинает общаться с другими членами коллектива, ориентируясь на положительный результат. Так, оценивая и корректируя свои действия и поступки, новичок становится полноценным участником коллектива, обретает способность планировать и осуществлять свое поведение в жизни, становится активной субъектной личностью.

Н.Е. Щуркова пишет: «Принцип субъективности исключает жесткий приказ в адрес детей как традиционный метод воздействия, одновременно снимает и слепое послушание ребенка взрослому (за исключением ситуаций, опасных для жизни). Он гарантируется «договором» педагогов и учащихся» [12, c.198]. «Договор» - условный термин, педагогическое значение которого в том, что организуется обоюдное рассмотрение основ школьной жизни педагогами и детьми и совместно принимается общее решение по устройству жизнедеятельности школы. Мы используем, в договоре всего два «нельзя»: «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя». Тогда абсолютно все в нашем хореографическом коллективе выполняют эти положения, и требование их исполнения принимает категорический характер, поскольку таково условие договора.

Третий принцип - принцип системности (целостности), как пишет Н.Е.Щуркова «ориентирует педагога на личностную целостность человека как носителя социальных отношений, как системы социальных отношений» [8, c.72]. Он заключается в принятии ребенка как данности и уважение его как личности с учетом особенностей и уровня развития и включение его в позитивные социальные отношения хореографического коллектива на постоянной основе Однако, сложность в реализации данного принципа в духовно-нравственном воспитании заключается в том, что дети имеют различные уровни культуры и воспитания. В коллектив зачисляются дети без специального отбора. Чтобы заинтересовать их, необходимо использовать возможности каждого ребенка и его перспективы. Используются элементарные знания детей, исходя из физических способностей. Например, проводим небольшую постановочную работу на несложных танцевальных элементах, чтобы стимулировать детей и приучить их к сценическому поведению и ответственности за свои выступления. Важно не ставить перед детьми слишком сложные цели, которые требуют больших умений, чем они обладают. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и помогать им выявить свои потенциальные возможности и способности в хореографии. Так, следуя принципу системности Н.Е.Щурковой, в нашем коллективе на этапе рефлексии на занятиях мы используем прием « в кругу друзей» детям предлагается не только рассказать что получилось у них на занятии хорошо, а какие возникли сложности, но и «сделать комплимент» соседу справа, рассказать о том, что понравилось в его работе на занятии, о его вкладе в работу коллектива. При этом главное правило - говорим только хорошее. Это позволяет детям учиться ценить каждого, вне зависимости от его способностей, развивает доброту, внимательность к окружающим, без оценочного принятия личности, толерантность. Важно проявлять симпатию и уважительный интерес к радостям, огорчениям и сложностям детей. Так, на наших занятиях мы говорим о домашних животных, о братьях и сестрах, о том, кто и как проводит свободное время. Сидя на полу по кругу, говорят не только дети, учителя тоже слушают с интересом.

Итак, мы рассмотрели реализацию основных принципов воспитания, предложенных Н.Е.Щурковой, на примере хореографического коллектива, но автор выделяет еще и следующие принципы взаимодействия с воспитанником. Принцип амплификации - выстраивание яркой, образной системы воздействия на ребенка. Его мы реализуем в позитивной эмоционально окрашенной направленности общения с ребенком (тон, позы, смысл высказывания). Это похвала, подбадривание и др. Принцип «здесь и сейчас» во взаимодействии в коллективе реализуется в организации проживания детьми интересной насыщенной жизни на каждом занятии в условиях ограниченного времени, Детям предлагается выполнить задание в ограниченных временных рамках (у тебя есть три минуты, отработай это движение) такие задания способствуют избеганию однотонности занятий. Принцип свободы выбора («ненасилия») - реализуется в вариативности темпа и вида деятельности на занятии коллектива. В возможности выбрать занятие по душе, работать индивидуально или в группе и др.

Реализация данных принципов воспитания, основанных на концепции «Формирования образа жизни, достойной Человека» Н.Е.Щурковой, является эффективной и для работы в системе дополнительного образования и определенно влияет на воспитание и становление обучающихся в условиях хореографического коллектива, что показало проведенное в начале и в конце тестирование обучающихся на уровень воспитанности, а также наши наблюдения во время занятий.

Так в лучшую сторону изменился внешний облик детей, они стали более подтянутыми, аккуратными, собранными. В коллективе дети стали вести себя доброжелательнее, лучше стали успехи в освоении программы, дети стали проявлять внимание и заботу друг о друге, ответственнее работать на общий результат. Стали ценить красоту танца, музыки, общения, взаимопомощи. Лучше стали передавать характер музыки и чувства в танце.

Таким образом, исследовав воспитательный потенциал хореографического коллектива сквозь призму идей культурологической концепции ученого-практика Н.Е.Щурковой, мы пришли к следующим выводам:

Воспитательный потенциал детского хореографического коллектива определяется тем, что в коллективе ребенок проявляет социальную активность, осуществляется самореализация личности в творческой деятельности, участие в танцевальной деятельности, концертах, выступлениях является позитивно направленной деятельностью.

В воспитательном отношении при правильном руководстве со стороны педагога развиваются такие нравственные качества как эмоциональная поддержка, доброта, взаимовыручка человечность, доброта, чуткость, отзывчивость.

Исследования Н.Е.Щурковой, её статьи и книги по проблемам воспитания, позволяют организовать работу в хореографическом коллективе, где в единстве воспитания и обучения формируется мировоззрение, проявляются и кристаллизуются лучшие черты характера ребёнка. Растёт и развивается личность, способная строить жизнь, достойную Человека. Каждое занятие, репетиция или концерт развивают интересы и возможности детей, воспитывается и крепнет личность. Школьники восходят к Добру, Истине и Красоте, а значит воспитывается нравственность и духовность.

Реализуя концепцию «Формирования образа жизни, достойной Человека», мы полагаем, что её достоинством является воспитание уникальной личности, со своими достоинствами, которая выбирает свой путь и предназначение в этом мире, опираясь на Истину, Добро и Красоту. Её смысл заключается в том, чтобы раскрыть в каждом ученике его личностный и творческий потенциал. Она позволяет понять детям, как строить свою жизнь, на что обращать внимание, какие ставить цели перед собой, как относиться к миру, людям, явлениям, ценностям и ко всему тому, что их окружает.

Можно сказать, что занятия в хореографическом коллективе имеют большое значение для развития детей как творческих и эмоциональных личностей, а также для их физического развития и эстетической культуры.

Список литературы

  1. Дьяков Иван Александрович Содержание категории «воспитательный потенциал» в современных исследованиях // Современное педагогическое образование. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-kategorii-vospitatelnyy-potentsial-v-sovremennyh-issledovaniyah (дата обращения: 07.04.2024).
  2. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: уч. пособие. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2012. - 125 с.
  3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 7. - 694 с.
  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/(дата обращения 27.03.2024)
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев: Радянська школа, 1972- 244с.
  6. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: Педагогический поиск, 1997. - 78 с.
  7. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
  8. Щуркова, Н.Е. Жизнь и воспитание: учебное пособие М: Юрайт, 2024. - 139 с.
  9. Щуркова Н.Е. Стратегия воспитания: человек в пространстве и ценностей гуманистической культуры // Народное образование. 2017. № 8. С. 95-104.
  10. Щуркова Н. Е. Система достойного воспитания М: АСТ 2020 - 256 с.
  11. Щуркова Н.Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника (Методическое пособие для педагогов школы). - Смоленск, Смоленский институт усовершенствования учителей, 1995. - 63 с
  12. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры: (Для директоров и заместителей директоров шк. по учеб.-воспитат. работе) − М.: ОЦ "Пед. поиск" 1997 - 77 с.