Размышляя над словами Иоганна Карла Фридриха Гаусса, «Математика – царица наук, арифметика – царица математики» возникает вопрос, а что такое математика, и какова её роль в современном мире? Зачем она нужна нам в той или иной профессии и нужна ли вообще? Ведь в большинстве профессий математика не выглядит такой уж необходимой наукой, так, быть может, и не стоит её изучать? Подобных вопросов можно задать огромное множество, но ответ для всех них будет примерно одинаков. В современных условиях математические знания, владение характерными для математики методами и специфическим языком – обязательный элемент общей культуры. Однако же не будем торопиться с этим ответом, а начнем все по порядку.
В Российской Федерации происходит совершенствование системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.
Математическое образование – это сложный процесс, основными компонентами которого являются приобретение учащимися определенной системы математических фактов и идей (знаний), овладение определенными математическими умениями и навыками, развитие математического мышления. Значимость математики и причины ее необходимости в жизни любого человека заключаются в следующем:
- математика нужна для полноценно сдачи всех выпускных экзаменов в различные вузы.
- эта наука может просто очень нравиться, в особенности, если это человек с аналитическим типом мышления.
- если бы математика как наука не развивалась, то доброй половины научных открытий, да и современных технологий просто не существовало бы сегодня.
- такая наука развивает общее мышление и делает кругозор знаний намного шире, заставляет думать, мыслить и т.д.
Нельзя игнорировать тот факт, что математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Не правда ли, нам приходится ежедневно что-то считать в жизни (например, деньги), мы постоянно используем (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое. Всё это приходит к нам на уроках математики.
Важность качественного математического образования не вызывает сомнений. Наверное, не возникло бы такого вопроса «Для чего нам нужна математика?», если бы в процессе социальных изменений не обострились проблемы развития математического образования, которые рассматриваются сегодня в контексте объявленной модернизации российской системы образования.
В связи с этим была разработана Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Проанализировав документ, я пришла к выводу, что разработчики выделяют три основные проблемы:
- Проблемы мотивационного характера
- низкая учебная мотивация школьников связанная с общественной недооценкой значимости математического образования;
- устаревшее содержание и отсутствие учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки.
- Проблемы содержательного характера
- содержание математического образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни;
- потребности будущих специалистов в математических знаниях учитываются недостаточно;
- подмена обучения «натаскиванием» на экзамен.
- Кадровые проблемы
- выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний.
Решение этих проблем поможет достигнуть поставленной цели, а именно - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.
Задача российского педагогического сообщества заключается в том, чтобы математика в России стала передовой и привлекательной областью знания и деятельности, а получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.