В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. Современное российское образование, основанное на лучших традициях отечественной педагогики и психологии, обладает не только огромным дидактическим и научным потенциалом, но имеет ярко выраженную гуманистическую и духовную направленность. Всё это в полной мере и необходимо использовать, чтобы нести свет в души детей, научить их различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.
Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. Психологами установлено, что именно младший школьный возраст характеризуется самой высокой восприимчивостью к нравственному воспитанию, именно в этом возрасте они лучше всего усваивают нравственные нормы и правила.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом в процессе обучения на всех учебных занятиях. Огромные возможности для нравственного воспитания дают уроки литературного чтения по УМК «Перспектива». Именно на уроках чтения, наряду с развитием речи, навыка чтения, идёт развитие личности, затрагиваются нравственные проблемы, развивается интеллект, кипит творческий потенциал. В учебниках авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого представлен богатый выбор произведений духовно-нравственной тематики: фольклора, прежде всего, сказок, пословиц, поговорок, летописей, поучений и произведений русской классики. Литературные произведения вводят детей в круг общечеловеческих ценностей, раскрывая перед ними понятия красоты, любви и добра. Они дают понять ученикам, что за мыслями всегда следуют дела. Мысли руководят нашими поступками. Важно, чтобы дети осознали, что чем больше доброты ты отдашь, тем больше получишь обратно.
При чтении произведений ребёнок постигает нравственные и художественные ценности. Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься. А эмоции, пережитые ребёнком во время встречи, становятся его нравственно-эстетическим опытом. Учитель здесь должен быть мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя, понять, что есть добро и зло. На каждом уроке, работая с текстом произведения, учащиеся должны получить нравственный урок, обогатить свой духовный опыт. Поэтому главная задача уроков чтения - нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души человека через чтение, размышление, через чувства. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Чтение - это упражнение в нравственном чувстве. Процесс чтения без чувствования, без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветшую душу, делает её слепой к миру образов, глухой к окружающей жизни». Нравственное чувство - это и есть основа воспитания человека. Умение сочувствовать, восхищаться, жалеть, уважать, гордиться, негодовать, радоваться и печалиться -этота почва, на которой только и могут раскрыться все грани души. Нравственные чувства не могут быть сформированы в короткое время, их воспитание требует постоянного внимания.
Пословицы и поговорки - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, свод правил поведения: «Век живи - век учись», «Жить - Родине служить», «Семь раз отмерь, один отрежь». Основная работа с пословицами - это раскрытие смысла и применение их в своей речи в соответствии с речевой ситуацией. Ребятам можно предложить завести специальные тетради или альбомы, в которые они могли бы выписывать пословицы и поговорки. Чем разнообразнее художественное оформление тетради, альбомов, тем интереснее эта работа для учеников. Учитель должен заострить внимание детей на том, что знать пословицы и поговорки, вовремя их употребить в речи - большое дело.
Виды работы с пословицами и поговорками
Подбор пословиц по темам
Начиная с 1 класса необходимо приучить детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве с отдельными стихотворениями, рассказами, сказками, при изучении какой-либо темы, при обобщении или повторении изученного материала. Не обязательно все пословицы, которые приводят ученики, разбирать на уроке. Вполне достаточно выделить одну–две и раскрыть их смысл. Подбор пословиц по темам учит группировать пословицы, близкие по значению или же относящиеся к одной теме, глубже понимать смысл пословиц, их обобщающее значение.
Подбор к стихотворению или рассказ у пословицы, которая бы раскрывала содержание данного произведения.
Прежде чем проводить такой вид работы, следует ознакомить детей с рассказом, басней или сказкой, у которых заглавием является пословица. Например: «Дело мастера боится» Л.Ф.Воронковой, «Нашла коса на камень» И.З.Сурикова, русскую народную сказку «У страха глаза велики». Анализ пословиц-заглавий и их самостоятельный подбор развивает мышление детей, учит их находить общее между названием произведения и его содержанием, учит понимать значение заглавий, основную идею произведения.
Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснения их назначения.
Используя материал изучаемых художественных произведений в 3-4 классах, учитель должен показать ученикам, что «пословица недаром молвится», что писатель, включая народные изречения в авторский текст или речь героев, придаёт языку своих произведений особую меткость, образность, народность. Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И.А.Крылова. Найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками, недостаточно. Учащимся 3 класса вполне доступно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их назначение в басне и объяснить, почему они вошли в богатейший фонд народной фразеологии.
Использование пословиц при работе над сочинением.
В данном случае следует различать два вида работы:
1. Сочинение по пословице.
2. Включение пословиц в сочинение.
Сочинение по пословице бывает устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки детей, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа.
Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Здесь требуется большая предварительная подготовка. Например, в третьем классе планируется сочинение по теме «Мой лучший друг» с включением соответствующих пословиц. Учитель даёт задание детям подобрать пословицы по теме. Читая рассказы и стихотворения о дружбе на уроках чтения, ученики приводят найденные ими пословицы, раскрывают их содержание, обращают внимание на меткость и образность пословиц. Затем, учитель сообщает, что учащиеся будут писать в классе сочинение, в котором они должны использовать известные им пословицы о дружбе. Всем классом составляется план. По плану сочиняют коллективно примерный рассказ, включая отдельные пословицы. На следующем уроке дети пишут сочинение.
Сочинение пословиц или поговорок
Это занятие вполне доступно и весьма полезно для учеников 3-4 классов. Сочиняя пословицы, они учатся кратко, сжато выражать свои мысли.
Подбор близких по значению пословиц разных народов.
Оформление альбомов с пословицами
Иллюстрирование пословиц и поговорок
Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности.
Конечно же, одни уроки литературного чтения не могут в полном объёме привить детям духовность, развить нравственные качества. Этому должны содействовать, в первую очередь, семья и тот социум, в окружении которого находится ребёнок, а мы, учителя, должны быть проводниками в мир добра, заботы, справедливости, честности и других благородных понятий, ради которых стоит жить. Как говорил В.А.Сухомлинский: «Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».
Список литературы
- Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д.Ушинский. - М., 1985. Т. 2
- Введенская, Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе / Л.А.Введенская. - Ростов- н/Д: Феникс, 2011.
- Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А.Сухомлинский. Т.2. - М. 1980.