Цель: формировать лексико-грамматические средства языка у детей старшего дошкольного возраста.
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить и расширить представление о зиме;
- активизировать словарь по данной теме;
- совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие задачи:
- закреплять умение подбирать родственные слова, навыки словоизменения, словообразования и слогового анализа слов;
- развивать речевой слух, фонематическое восприятие,
- развивать тонкую и общую моторику, правильный речевой выдох;
- развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление, воображение;
- развивать координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: набор блоков Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, Су-джок, корзинка, снежинки, картинки деревьев, мнемотаблица, картинки родственных слов.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Дети входят в зал, приветствуют гостей, смотрим в окно.
- Ребята посмотрите в окно, как вы думаете какое время года наступило? (зима)
- Почему вы так думаете? (ответы детей)
- На улице выпал белый пушистый снег.
- Деревья стоят без листьев.
- Стало холодно на улице.
- Замерзли лужи на дорогах.
- Люди стали теплее одеваться.
- С крыш домов свисают сосульки.
- На улице метет сильная метель.
- Ночь длиннее, а день короче.
- Солнышко светит, но не греет.
- На дороге гололед.
- На дороге поземка.
2. Основная часть
Дети подходят к столу (на столе деревья и палочки Кюизенера)
- Посмотрите, что это перед нами? (лес, много деревьев). На улице зима, холодно давайте укроем наши деревья снежным одеялом (дети белыми палочками - снежинками украшают деревья в лесу).
- Какой у нас получился лес? (ответы детей: белый, нарядный, красивый, зимний, снежный, сказочный)
- А что нам помогло сделать лес таким красивым? (снег)
- Ребята, подумайте и скажите, как называют кристаллики снега? (снежинки)
- Как вы думаете, что такое снежинка? (ответы детей)
Снежинка – это замерзшая вода, ледяной кристалл, имеет 6 лучиков.
Дети садятся за парты. (правила посадки)
- Придумайте и нарисуйте свою снежинку с помощью наших помощников. (дети выкладывают шестигранную снежинку из блоков и палочек)
- Посмотрите, у какие снежинки у нас с вами получились одинаковые или разные? (Дети осматривают снежинки друг друга: разные)
В природе не бывает одинаковых снежинок, каждая снежинка красива и уникальна по своему.
- Давайте посчитаем, сколько снежинок мы нарисовали с вами.
Игра «Посчитай-ка»
(хором считаем снежинки от 1 снежинка, 2 снежинки, 3 снежинки, 4 снежинки, 5 снежинок)
- Ребята, как называется зимой явление, когда падает много снежинок с неба? (снегопад - «снег» - «падает»).
Давайте и мы с вами устроим снегопад.
Дыхательная гимнастика
Дети встают, выходят на ковер, разбирают снежинки из моей волшебной корзинки. Давайте мы закружим наши снежинки в веселый хоровод.
Положите снежинки на ладонь, подуйте холодным ветром на них (вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем) и снежинки разлетаются в разные стороны, затем дети собирают снежинки в корзину).
Вот сколько снега нападало, полная корзина (достаю из корзины 4 су-джока, имитруем снежный ком)
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок, (сжимаем в кулачок руку)
Кати по снегу свой снежок. (катаем между ладонями вверх - вниз)
Он превратится в толстый ком, (катают между ладонями по кругу)
И станет ком снеговиком. (кладем су-джок в корзину)
Дети садятся за парты.
- Давайте с вами сделаем снеговиков, а помогут нам наши выручалочки блоки и палочки. (по карточкам-схемам делаем снеговиков).
Вот какие веселые снеговики у нас получились. Давайте с ними поиграем.
Игра по мнемотаблице «Веселый снеговик»
(дети по очереди изменяют словосочетание веселый снеговик).
- Ребята, послушайте дружные слова: СНЕГ, СНЕЖИНКА, СНЕГОВИК.
- Послушайте, снеговик... снежинка, как вы думаете от какого слова образовались снежинка, снеговик? Догадались? (снег)
- Давайте вместе с вами вспомним и назовем еще слова-родственники слова СНЕГ (загадки и картинки)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой ... (Снегири)Рядом снежная фигурочка —
Эта девочка – ... (Снегурочка)На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые (подснежники)
- Вот сколько родственных слов у слова снег! (назовем их еще раз)
Слоговой анализ слов
Снег, снежинка, снеговик, снегирь, подснежник.
- Давайте, посчитаем, сколько слогов спряталось в каждом «снежном» слове и количество слогов покажем подходящей палочкой (слоговой анализ слова).
- Назовите самые длинные слова среди родственников слова снег? (подснежник и Снегурочка)
- Предлагаю поиграть с нашими словами-родственниками. Я начну предложение, а вы продолжите.
- Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …(снег).
- С неба все скользят пушинки – серебристые (снежинки).
- Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик).
- Рядом – снежная фигурочка: это девочка… (Снегурка).
- На снегу-то, посмотри – с красной грудкой … (снегири).
- Словно в сказке, как во сне землю всю украсил …(снег).
- Вы – молодцы, все правильно назвали.
3. Рефлексия
- Скажите, пожалуйста, какие забавы у детей есть еже в зимнее время года?
(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок – су-джок» и отвечают).
- Дети катаются с горки на санках.
- Дети катаются на коньках.
- Дети катаются на лыжах и сноубордах.
- Дети играют в снежки.
- Дети лепят снеговика и снежную бабу.
- Дети строят снежную крепость.
- Дети убирают снег.
- Дети подкармливают птиц зимой.
- Дети играют в хоккей.
Вот сколько забав у нас зимой.
- Скажите, что вам понравилось на занятии?
- Все задания получилось выполнить?
А мне очень понравилось, как вы работали, как вы легко справились со всеми заданиями, вы молодцы, я дарю вам вот такие картинки-раскраски.
Спасибо за внимание!