Цель: Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, формировать положительное отношение к правам других, научить применять их в жизни.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
- Научить применять их в жизни,
- Показать на примере сказочных героев, как нарушаются права человека;
- Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- Развивать речь и образное мышление
Оборудование:
- Техническое обеспечение: ПК, интерактивная доска, проектор.
- Програмное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Word.
- Для команд:
- чистые листы бумаги,
- ручки, карандаши,
- картинки с отдельными правами,
Для проведения игры формируются 2 команды. В команде капитан контролирует работу каждого члена команды, докладчик сообщает нам о результатах работы группы, менеджер обеспечивает группу всем необходимым для работы, хронограф засекает время выполнения каждого упражнения.
Остальные участники игры составляют группу поддержки, или запасные команды. За правильно выполненное задание, команда получает жетон. В занятии принимают участие ученики младшей (Слайд открывается щелчком)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слайд № 1.
Учитель начальных классов: Отгадайте тему нашего занятия: даны слова, используя первые буквы которых получится тема нашего занятия какая команда первой отгадает, получает бонус(жетон).
Кодекс, образование, нарушать, вера, единство, наказ, цель, имущество, явление.
Социальный педагог: Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций.
Сегодня наша встреча посвящена теме “Права ребенка”. Это связано с важной датой 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии”.
Учитель начальных классов: Слайд № 2.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Но прежде чем мы будем говорить о правах , давайте поразмышляем что такое права и что такое обязанности.
Слайды № 3–4
Социальный педагог: Перечень с надписями прав ребенка:
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право на индивидуальность.
- Право свободно выражать свои взгляды, на свободу мирных собраний.
- Право на специальную охрану и защиту.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Учитель начальных классов
Конкурс. (Презентация слайды 5-9)
Картинки угадать право (за правильный ответ команда получает по жетону)
(картинки с изображением прав необходимо соотнести картинку с правом)
- Право на жизнь. (Ст. 6).
- Право на медицинскую помощь. (Ст. 24).
- Право на образование. (Ст. 28).
- Право на отдых и досуг. (Ст. 28).
- Право на заботу и воспитание родителями. (Ст. 7 окончание).
Физкультминутка
(менеджер надевает костюм доктора Айболита)
Ребята, дружно все играли и задания выполняли,
Доктор Айболит сейчас всех проверит сей же час!
Попрошу сидящих встать и команды выполнять.
Все дышите, не дышите, вместе руки поднимите,
Превосходно, опустите, наклонитесь, разогнитесь,
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Да, осмотром я доволен, из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров и к занятию готов.
Социальный педагог
Конкурс. Викторина “Сказочные герои и их права”
(за правильный ответ команда получает по жетону)
Слайды № 10-14
Права литературных героев
- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
- Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
- В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
- В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).
Учитель начальных классов. Расскрасить право (раздаются сюжетные картинки по теме занятия, команда первая справившаяся с заданием получает жетон).
Социальный педагог
Конкурс “Песня о правах”
Слайд № 15
Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь, за каждый правильный ответ команда получает жетон).
- “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
- “Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
- “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
- “Наташка-первоклашка” (право на образование).
- “Я служу России” (обязанность встать на воинский учет.).
Рефлексия
Подведение итогов (подсчет жетонов, определение победившей команды)
- Ребята, что нового вы узнали на занятии?
- Какими правами вы можете пользоваться?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
- Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка.
- О какой книге шла речь на протяжении всего занятия?
Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
Эмоциональная рефлексия (выходя из класса на доску дети прикрепляют смайлик своего настроения: улыбка, равнодушие, печаль)
Слайд №17. Спасибо за работу!
Интернет-ресурсы
- http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%
82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%B6%D0%B8%D0%
B7%D0%BD%D1%8C&img_url=25.media.tumblr.com%2Ftumblr_
l4gy19GO5J1qc09zho1_500.jpg&pos=61&rpt=simage - http://www.playcast.ru/communities/muzpedsowet/?act=news&id=10547&action=direct&commentId=75915
- ttp://mdou17-kem.ucoz.ru/index/prava_detej/0-17
- http://www.simoron.ru/forum/index.php?/topic/4271-пропёрральня/page__st__1040
- http://www.gorodkovrov.ru/blog/globus/252.html
- http://www.labirint.ru/screenshot/goods/163846/2/
- http://detirisuyut.ru/risunok-prava-detey.html