Образование новых слов с помощью приставок. УМК «Перспектива». 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Технологическая карта урока разработана в системе ТРИИК (технология развития информационно интеллектуальной компетентности). Работа в системе ТРИИК позволяет формировать личностные, предметные и метапредметные умения.

Основные этапы урока:

1 этап «Самоопределение в деятельности», где организуется стимулирование интереса обучающихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания.

2 этап «Учебно-познавательная деятельность», где организуется освоение содержания учебной темы, которое необходимо для выполнения ситуативного задания.

3 этап «Интеллектуально-преобразовательная деятельность», где учащиеся выбирают уровень выполнения ситуативного задания и самостоятельно организуются для выполнения этого задания.

4 этап «Рефлексивная деятельность», где полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка.

Технологическая карта урока русского языка

Раздел

Язык как средство общения (40 часов) Слово и его значение (10 часов)

Тема

Образование новых слов с помощью приставок (2 часа)

Цели

Сформировать представление о способах словообразования.
Ввести правила:
— написания приставки с гласными а, о;
— написания приставки с согласными з, с;
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

 

Термины и понятия

Актуализация умения разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова. Изучение значения морфемы. Изучение образования и написания слов с помощью приставок. Освоение способов словообразования с помощью морфем. Освоение правила написания приставок о-, об-, от-, до-, по-, про-, под-, на-, за-, над-, с-, приставок с согласными з, с.
Корень слова, окончание, основа слова, приставка, родственные слова, состав слова,

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— желание раскрывать значение слова/выражения;
— творческое отношение к употреблению в речи соответствующего слова/выра­жения;
— понимание успешности при освоении темы.

Познавательные умения:
 раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово», «корень слова», «основные орфограммы в корне слова», «приставка», «основа слова» и использовать их в активном словаре;
— определять условия правописания гласных а, о в приставке и обосновывать своё мнение;
— определять условия правописания согласных з, с в приставке и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при редактировании текста высказывания.
Коммуникативные умения:
— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения;
— адекватно использовать речь для представления результата.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя правило;
— выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом;
— выполнять самопроверку и корректировку, взаимопроверку и взаимооценку при работе в паре;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

· Классифицировать и писать родственные слова по группам соответственно орфограмме в корне, вставляя пропущенную букву.
· Рассказывать о правописании приставок о-, об-, от-, до-, по-, про-, под-, на-, за-, над-, с-, без-, раз-, из-, воз-, низ-, бес-, рас-, ис-, вос-,
нис-
.
· Писать слова, вставляя пропущенную букву в приставке.
· Редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир
Раздел «По родным просторам».
Литературное чтение
Раздел «Жить по совести, любя друг друга».

Информационный материал:
Учебник, ч. 1, методическое пособие для учителя.
Демонстрационный материал:
Комплект наглядных пособий «Состав слова».
Интерактивный материал:
Карточки с индивидуальными заданиями.

Фронтальная;
индивидуальная — ;
парная — ;
групповая — .

I этап. Самоопределение в деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

· Мотивировать к изучению темы.
· Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Зои и Саши.

На уроке русского языка ученики Саша и Зоя, работая в паре, образовали при помощи приставки новое слово – «бесполезный», но написали его по-разному: Саша написал слово «бесполезный» с буквой «эс», а Зоя написала слово – «безполезный»  с буквой «зэ»
Зоя  предположила, что  в русском языке есть такие слова, написание которых не зависит ни от каких правил и чтобы слово записать верно, нужно обратиться к словарю.
Саша возразил ей и сказал, что слово «бесполезный» образовано от слова «полезный» при помощи приставки бес-, обозначающей отсутствие чего-либо, отсутствие пользы, и написание приставки подчиняется правилу. Это правило нужно узнать, тогда слова, образованные подобными приставками, можно будет всегда писать правильно.
Ребята, как Вы думаете, кто из них прав: Саша или Зоя?
Школьники высказывают разные версии.
Есть ли у Вас желание узнать (или проверить, если вдруг кто-то правило знает и его назовёт), существует ли правило написания таких букв в слове, чтобы научиться распознавать такие слова в тексте и объяснять их написание?

Личностные умения:
 проявлять интерес к изучению темы;
— проявлять желание научиться правильно раскрывать значение слова/выражения.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А. Приставка

Цели:
· Актуализировать знания:
— о понятии «родственные слова», «приставка», «основа слова»;
· Актуализировать умения:
— выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания;
— выполнять взаимооценку.
· Ввести правила написания:
— приставки с гласными а, о;
— приставки с согласными з, с.
· Научить:
— определять условия правописания согласных з, с в приставке и обосновывать своё мнение;
— рассказывать о правописании приставок о-, об-, от-, до-,
по-, про-, под-, на-, за-, над-, с-, без-, раз-, из-, воз-, низ-, бес-, рас-, ис-, вос-, нис-
;
— образовывать и писать слова с приставками с-, на-, по-, выделяя графически приставку в каждом слове;
— определять и выписывать слова с приставкой, выделяя графически приставку в каждом слове;
— писать слова, вставляя пропущенную букву в приставке;
— подбирать и писать к каждому слову родственное слово-антоним, используя приставку без- или бес-;
— списывать текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы;
— выполнять учебное задание, используя правило;
— самостоятельно вы­бирать речевые высказывания для эффективного общения.

Задание 1 (З)
Объясните значение понятий «родственные слова», «приставка», «основа слова».
Задание 2 (П)
Можно ли утверждать, что приставка определяет лексическое значение слов «пришёл», «ушёл», «зашёл», «перешёл»? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3 (У) Учебник, с. 95, № 153, с самопроверкой.
Разберите каждое слово по составу.
Задание 4 (У), с взаимооценкой.
Прочитайте поэтический текст. Выпишите слова с приставкой, выделите её графически:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
(С.Есенин)
Сообщение учителя
В русском языке приставки о-, об-, от-, до-, по-, про-, под-, на-, за-, над-, с- пишутся одинаково в любом слове. Например: сдать, спеть, обтереть, замерить, подпол, проезд, отмена.
Задание 5 (З)
Расскажите правило написания приставок о-, об-, от-, до-, по-, про-, под-, на-, за-, над-, с-.
Задание 6 (П)
Верно ли, что написание безударной гласной в слове «побег» надо проверять ударением? Обоснуйте своё мнение.
Задание 7 (У), с взаимопроверкой.
Образуйте от данных слов слова с приставкой с-: дать, бить, грести, гладить, жать, бросить.
Напишите их, выделяя графически приставку в каждом слове.
Задание 8 (У) Учебник, с. 96, № 156, с взаимооценкой.
Определите слова с приставкой, выпишите их, выделяя графически приставку в каждом слове.
Сообщение учителя
В русском языке приставки без-, раз-, из-, воз-, низ- пишутся перед гласным и звонким согласным. Приставки бес-, рас-, ис-, вос-, нис- пишутся перед глухим согласным. Это правило используется при написании слов с данными приставками. Например: разогрел, раздался, распахнул, бесконечность.
Задание 9 (З)
Расскажите правило написания приставок без-, раз-, из-, воз-, низ- и бес-, рас-, ис-, вос-, нис-.
Задание 10 (П)
Можно ли для проверки написания согласной с в слове «расколоть» использовать правило проверки парной согласной? Обоснуйте своё мнение.
Задание 11 (У), с взаимооценкой.
Спишите каждое слово, вставляя пропущенную букву в приставке: Бе…делье, и…бавитель, и…бегать, ра…катать, ра…гребать, ра…сматривать, и…давать, бе…смертник, бе…цельный, бе…цветный, и…чезнуть, ра…ценка, ра…чертить.
Задание 12 (У), с взаимооценкой.
Спишите пословицы, вставляя пропущенные орфограммы:
По г…стям гуляй, да и сам в…рота ра…творяй.
Зол…то …гнём и…кушается, а чел…век напастями.

Диагностические задания:
1. Выделите приставку в каждом слове:
Предутренний, разъяснил, раскол.

2.  Впишите пропущенную орфограмму и выделите графически приставку в каждом слове:
Ра…каз, ра…матривать бе…мертник, во…поминание, бе..цветный..

Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «родственные слова», «приставка», «основа слова» и использовать их в активном словаре;
— определять условия правописания гласных а, о в приставке и обосновывать своё мнение;
— определять условия правописания согласных з, с в приставке и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя правило;
— выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при работе в паре.
Коммуникативные умения:
— самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения.
Предметные умения:
— рассказывать о правописании приставок о-, об-, от-, до-,
по-, про-, под-, на-, за-, над-, с-, без-, раз-, из-, воз-, низ-, бес-, рас-, ис-, вос-, нис-
;
— образовывать и писать слова с приставками с-, на-, по-, выделяя графически приставку в каждом слове;
— определять и выписывать слова с приставкой, выделяя графически приставку в каждом слове;
— писать слова, вставляя в приставку пропущенную букву;
— подбирать и писать к каждому слову родственное слово-антоним, используя приставку без- или бес-;
— списывать текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы.

 

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

· Стимулировать желание проявлять творческое отношение к употреблению в речи слова/ выражения, имеющего смысл.
· Научить:
— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;
— редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом;
— адекватно использовать речь для представления результата.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
· выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
· выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
· самоорганизацию по выполнению задания:
— планирование деятельности;
— выполнение задания;
— представление результатов деятельности.
Ситуативное задание
На уроке русского языка ученики Саша и Зоя, работая в паре, образовали при помощи приставки новое слово – «бесполезный», но написали его по-разному: Саша написал слово «бесполезный» с буквой «эс», а Зоя написала слово – «безполезный» с буквой «зэ»
Зоя предположила, что в русском языке есть такие слова, написание которых не зависит ни от каких правил и чтобы слово записать верно, нужно обратиться к словарю.
Саша возразил ей и сказал, что слово «бесполезный» образовано от слова «полезный» при помощи приставки бес-, обозначающей отсутствие чего-либо, отсутствие пользы, и написание приставки подчиняется правилу. Это правило нужно узнать, тогда слова, образованные подобными приставками, можно будет всегда писать правильно.
Ребята, как Вы думаете, кто из них прав: Саша или Зоя? Они оба правы.
Информативный вариант
Выдели приставку только в тех словах, где она есть.
Подлетел, походка, лететь, платок, приземлился, остановка, играть, праздник, выучить, морской, заработать, перебежать, отстоять, позвонить, рассвет, ночной, сварить, добрый, дарить, уколоть, осветить, посадить.
Импровизационный вариант
Используя приставки на-, по-, с-, без-(бес-), раз-(рас-), из-(ис-), воз-(вос-), образуйте однокоренные слова от слов: лить, бег, дать.
Эвристический вариант
Составьте и запишите слова, используя приставки без-(бес-), из-(ис-), раз-(рас-), об-, от-, про-, под-.

Личностные умения:
 проявлять творческое отношение к употреблению в речи соответствующего слова/выражения.
Познавательные умения:
— использовать приобретённые знания при выполнении ситуативного задания.
Регулятивные умения:
— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
— планировать своё действие в соответствии с учебным заданием.
Коммуникативные умения:
— адекватно использовать речь для представления результата.
Предметные умения:
— редактировать и оформлять текст высказывания.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

· Научить:
— проявлять понимание успешности при освоении темы;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
— оценивать результат собственной деятельности.

Самоанализ
Закончите предложения:
    Для меня важно знать о том что такое… (приставка) для того чтобы … (образовывать новые слова и правильно писать их).
   Самооценка
Закончите предложение:
   Я … (очень, не очень) доволен(-льна) тем, что могу (не могу) самостоятельно  образовывать новые слова с помощью приставок и правильно писать их.

Личностные умения:
 проявлять понимание успешности при освоении темы.
Регулятивные умения:
 соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
— оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

· Соотнести полученный результат с поставленной целью.
· Оценить результат своей деятельности.

Цели:
Сформировать представление о способах словообразования.
Ввести правила:
— написания приставки с гласными а, о;
— написания приставки с согласными з, с;
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Ключевые умения
Личностные умения:
— проявлять творческое отношение к употреблению в речи соответствующего слова/выражения.
Познавательные умения:
— использовать приобретённые знания при редактировании текста высказывания.
Регулятивныеумения:
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— адекватно использовать речь для представления результата.
Предметные умения:
— редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл.

Заполняется учителем после освоения темы учащимися.