Программное содержание:
- расширение представления детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, через связи и зависимости о воде;
- организация учебного процесса обучающихся творческих объединений через методы и приемы, формы и подходы, соответствующие основным требованиям организации учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся;
- развитие устных речевых умений учащихся.
Опорные знания:
- знания свойств воды;
- сообщения по теме;
- пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа:
- презентация обучающегося ТО «Юный эколог» Чорба Виктории «Кисельные берега реки Кундрючьей»;
- выставка рисунков обучающихся творческого объединения ИЗО ДПИ по заданной теме.
Рисунок 1
Ход занятия
I. Организационный момент.
П: Вот что сказано в древнекитайском трактате "Гуань-цзы" (VII в. до н.э.)
- Вода содержит в себе все тайны жизни; (слайд 3)
- Вода мягкая и податливая;
- Она сможет смыть с человека грязь – в этом проявляется её гуманность; (слайд 4)
- Когда сосуд будет уже наполнен, нельзя будет добавлять – в этом проявляется её справедливость; (слайд 5)
- Люди стремятся к возвышению, только вода устремляется вниз. В этом проявляется ее скромность; (слайд 6)
- Вода постоянно течёт, останавливаясь лишь там, где достигнута ровная поверхность;
- В этом проявляется её честность; (слайд 7)
- На вид глубокие воды кажутся тёмными, на деле – они прозрачны. В этом проявляется её совершенство; (слайд 8)
- Вода принимает форму любого сосуда. В этом проявляется судьба всех вещей. (слайд 9)
П: - О чём говориться в трактате?
О: - О воде, её свойствах и качествах.
П: - Скажите, без чего не было бы жизни на Земле?
О: - Без солнца, воздуха и воды.
П: - А кто мне подскажет, в каких трёх состояниях бывает вода и как это можно увидеть?
О: - Вода бывает жидкая, твёрдая и газообразная. Один из ярких примеров, где присутствуют все три вида агрегатных состояний воды, это круговорот воды в природе.
П: - Молодцы, правильно. Алёна, не хотела бы ты своими руками сделать тучу по предложенному алгоритму действий?
О: - Конечно, я готова.
Опыт № 1. Облако (демонстрационный опыт)
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку <Рисунок 2>.
Рисунок 2
П: - Что вы наблюдаете?
О: - Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
О: - Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.
П: - А откуда же берется дождь?
О: - Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
П: - Вода в виде дождя выпала на землю, что дальше?
О: - У капли несколько основных путей: 1) она попадает в почву и питает растения, 2) капля попадает в горизонты межпластовых вод, 3) попадает в реки и ручьи.
П: - Давайте мы с вами вернёмся к пункту назначения капли, который вы указали первым. И узнаем, как вода поднимается по корням и стеблям растений вверх. Для этого мы сделаем следующий опыт.
Опыт № 2. Восхождение
(работа в малых группах <Рисунок 3>)
Рисунок 3
П: - Возьмите стакан, налейте в него воду и при помощи кисточки и акварели окрасьте воду в любой цвет. А теперь опустите в него бумажное полотенце так, что бы один его край был на дне стакана, а второй, на парте. Что вы наблюдаете?
О: - Цветная вода поднимается вверх и окрашивает бумажное полотенце.
- Мало того, на стенках стакана мы наблюдаем пузырьки воздуха, следовательно, в воде содержится воздух.
П: - Очень рада, что у вас получился опыт и вы наглядно увидели движение воды вверх. Хочу вам предложить посмотреть отрывок из документального фильма «Тайна живой воды» 2006г kino-filmi.net 747-voda-velikaya-tayna-vody… (3мин 50с – 3мин 59с) просмотр видео отрывка.
О: - Какое красивое проявление воды в атмосфере, сказочное.
П: - Пришло время обратиться к той капле, которая попадает в подземные воды и реки.
П: - Скажите, пожалуйста, где люди в основном берут питьевую воду?
О: - Вода бывает водопроводная, она из водохранилищ, колодезная вода собирается в водоносных слоях почвы и можно купить бутылированную.
П: - Скажите, пожалуйста, а какая проблема с водой у нас в регионе?
О:- Загрязнение реки канализационными водами. Зимой я сделала о загрязнении нашей родной реки Кундрючьей презентацию и предлагаю вам её посмотреть (просмотр презентации обучающейся «Кисельные берега реки Кундрючьей» <Рисунок 4> ).
Рисунок 4
П: - Ребята, решается ли эта экологическая проблема в нашем городе?
О: - К сожалению, нет.
П: - А что же ещё не так с водой в нашем регионе?
Обучающиеся:- Вода жёсткая, в ней присутствуют соли кальция и магния.
П: - Хорошо, правильно, а как проявляется жёсткость воды?
О: - Жёсткая вода при умывании сушит кожу, в ней плохо образуется пена при использовании мыла. Использование жёсткой воды вызывает появление накипи на стенках чайника, котлов, в трубах и т. п. Потребление жёсткой или мягкой воды обычно не является опасным для здоровья, есть данные о том, что высокая жёсткость способствует образованию мочевых камней. Вкус природной питьевой воды, например, воды родников, обусловлен именно присутствием солей жёсткости.
П: - Как с вами интересно. Хотите мы с вами посмотрим, насколько жёсткая вода в водопроводной сети нашего города?
О: - Мы знаем, нужно довести до кипения воду и дать ей покипеть. На дне образуется осадок.
П: - Правильно, есть такой способ. Я хочу предложить вам другой способ. Будем делать опыт?
О: - Конечно! Что мы должны делать?
Опыт № 3. Выявление жёсткости
(индивидуальная работа <Рисунок 5>)
а) В сосуд наливаем 3-4 мл жёсткой воды. Затем готовим 1 мл раствора мыла. Приливаем мыло порциями в опытные сосуды, встряхиваем до образования пены.
б) В сосуд с жёсткой водой приливаем раствор соды. Встряхиваем? Что наблюдаем в обоих случаях?
О: - В жесткой воде на поверхности, при добавлении мыльного раствора, образуются хлопья. - При взаимодействии жесткой воды и раствора соды, выпадает в осадок соль - карбонат кальция. Таким образом, выводятся соли жёсткости.
Рисунок 5
П: - А что вы ещё знаете о зависимости человека от воды?
О: - Я приготовил сообщение по этому вопросу и предлагаю меня выслушать.
Сообщение:
Все живое на нашей планете на 2/3 состоит из воды. На первом месте в живом веществе по массе стоят микроорганизмы, на втором - растения, на третьем – животные, на последнем – человек. Бактерии на 81% состоят из воды, споры на 50%, ткани животных в среднем на 70%, лимфа – 90%. Самая богатая водой ткань - стекловидное тело глаза, которое содержит до 99% влаги, самая бедная – зубная эмаль – всего лишь 0,2%. Вода в организме выполняет несколько функций: растворенные в ней вещества реагируют друг с другом, вода помогает удалению отходов обмена веществ, служит регулятором температуры, являясь хорошим переносчиком тепла, а так же смазочным веществом. У живых организмов вода может синтезироваться в тканях. Так, например, у верблюда жир в горбу, окисляясь, может дать до 40 л воды.
Человек, выпивая 2,5 л воды в сутки, ежедневно промывает желудок 10 л жидкости и испаряет 0,7 л воды.
Каждый из нас может сосчитать, сколько воды содержится в его организме, массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.
П: - Ребята, вам понравилось сообщение?
О: - Конечно, очень интересно и ново.
П: - А теперь мы с вами вернёмся к подземным водам и узнаем, какие горные породы водопроницаемы, а какие – водоупорные.
Обучающиеся: - Мы опять будем делать опыт? Ура!
Опыт № 4. Водопроницаемость горных пород
(работа в малых группах <Рисунок 6>)
а) – возьмите фильтр, насыпьте в него песок. Фильтр с песком поставьте в стакан и наливайте по чуть-чуть воду.
б) – возьмите фильтр, насыпьте в него глину. Фильтр с глиной поставьте в стакан и наливайте по чуть-чуть воду.
в) – возьмите фильтр, насыпьте в него гальку. Фильтр с галькой поставьте в стакан и наливайте по чуть-чуть воду.
П: - Ребята, что вы наблюдаете?
О: - Песок водопроницаем, а глина и гипс – нет.
П: - Друзья мои, вы очень радуете меня своей увлечённостью. Ответьте мне на вопрос:
Рисунок 6
Хотите интересную зарядку? – Удерживая губами пластмассовую трубочку, нарисовать цветной водой причёску человечку <Рисунок 7>.
О: - Конечно!
Рисунок 7
П: - Ребята, вам понравилось логопедическая разминка?
О: - Да!
П: - Хотите посмотреть радугу в кувшине?
О: - Хотим!
П: - Тогда я для вас проведу демонстрационный опыт.
Опыт № 5. Радуга
(демонстрируется преподавателем <Рисунок 8>)
Ставим зеркало в воду под небольшим углом. Ловим зеркалом солнечный луч и направляем на стену. Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр.
Рисунок 8
П: - Какую роль в данном случае выполняет вода?
О: - Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие.
П: - Предлагаю вашему вниманию библейскую версию о происхождении радуги (просмотр видео отрывка из документального фильма «Вода-новое измерение» 2013 год dokpro.net›Загадки›Новое измерение, 50 мин 56 с–52 мин 36 с)
О: - Сегодня я понял, что очень мало знаю о воде. -Меня заинтересовали документальные фильмы, отрывки из которых мы смотрели. Хотелось бы посмотреть их полностью.
П: - В заключении вернёмся с вами к вопросу о питьевой воде. Чтобы поддерживать свои нормальные физиологические функции, ваш организм каждые 24 часа использует. Он это делает каждый день, на протяжении всей жизни. Не ждите, пока ваш организм будет обезвожен – пейте воду.
Итог
П: - Обучающиеся творческого объединении ИЗО ДПИ не только написали работы о воде, но и выучили стихотворения донских поэтов о реках Ростовской области. Послушаем?
О: - Конечно <Рисунок 9>, <Рисунок 10>.
Рисунок 9, Рисунок 10
Преподаватель: - Молодцы, вы не только собрали правильно предложения, но и дружно работали в составе нашего творческого объединения «Юный эколог».
Осталось совсем не много, на столах у вас лежат три цветные карточки, с помощью которых проведем оценку урока:
- cиняя карточка – «3»,
- жёлтая карточка – «4»,
- красная карточка – «5».
Вам при помощи карточек необходимо ответить на три вопроса, итак: (слайд 10)
- Как вы оцениваете свои знания полученные на сегодняшнем занятии?
- Как вы оцениваете работу ваших друзей на занятии?
- Как вы оцениваете занятие в целом?
Преподаватель: - Очень приятно, что наше занятие прошло с таким темпом и так интересно для вас и для меня. Нас с вами ждёт ещё занятие о воде.
Домашнее задание: темы рефератов, сообщений для творческой работы.