Урок по обучению грамоте "Звук [о]. буква О, о"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Познакомить со звуком [о], буквой О о.

Основные понятия: Строчная буква, заглавная буква, гласный звук, буква.

Формируемые УУД:

  • Познавательные: осмысление соответствия звука букве; формировать умение соотносить схему слова с названием изображенного предмета.
  • Регулятивные: определять цель учебного задания; контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения.
  • Коммуникативные: формирование умения слушать, слышать и понимать собеседника, учиться быть терпимыми к чужому мнению.

Прогнозируемы результаты:

  • дети научатся выделять звук [о] из речи; познакомятся с графическим изображением букв О, о;
  • научатся находить место этого звука в слове;
  • научатся логически правильно высказывать свои мысли.

Оборудование: учебник «Азбука» под ред.Г.Горецкого.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

- Какой сейчас урок?

- Что изучаем на этом уроке?

Фонетическая зарядка «Цветные карандаши»
– Давайте начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показывать карандаш того цвета, который соответствует первому звуку слова.

Обучение грамоте.
Учимся грамотно говорить.
Учимся грамотно читать. Узнаем звуки и буквы.

– Если в слове первый звук гласный, какой карандаш вы покажете?

– Если согласный?

Улитка, ослик, сосны, лук, книга, волк, акула, облако, письма, иволга.

Красный

Синий и зелёный.

 Для общения человек использует речь.
- Какая бывает речь?
- Из чего состоит речь?
- Из чего состоят предложения?
Слова на письме обозначаем буквами. В устной речи мы слышим звуки. На доске появляется схема:

РЕЧЬ

ПИСЬМЕННАЯ

УСТНАЯ 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СЛОВО

БУКВА 

ЗВУК

 

 

Речь бывает письменная и устная
Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов.
- С какими гласным звуком мы знакомились на прошлом уроке? Со звуком [а] и буквой А а
- Ребята, скажите, какой звук [а]? Как определить, что звук гласный? Звук гласный, так как его можно пропеть. При произношении рот широко открыт, нет преград.

- Назовите слова, где звук [а] в начале, в середине, в конце.

Дети называют слова.

Постановка цели и задач урока

 - Назовите одинаковый звук в словах.

На доске картинки с изображением. (дом, ноты, нож, осы, зонт, пальто)

- С каким звуком будем знакомиться? Какой звук? Почему звук гласный?

звук [о]

 

ГЛАСНЫЙ

ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …. (лук)

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь, правда, вкусная…  (картошка)

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… (капуста)

Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус. (свёкла)

 
Вопрос: – Как одним словом назвать эти растения? Овощи.

Работа по учебнику: с. 25.
Проводится слого-звуковой анализ слова овощи.
- В азбуке еще одна картинка и схема Это кто? (Окуни)
- Как узнали, что это окуни?
Слого-звуковой анализ слова.

Учащиеся открывают учебник.

Характерные полоски на спине

Работа по теме урока

Знакомство с буквой о

- Каждый звук на письме обозначается буквой, а наш звук [о] на письме обозначается буквой О о. Давайте посмотрим, как выглядит буква О,
- На что похожа буква О?

 

Рассматривают как выглядит печатная буква О.

В этой букве нет угла, 
Оттого она кругла. 
До того она кругла, 
Покатиться бы могла. 
(Е.Тарлапан)

Посмотри на колесо - 
И увидишь букву О. 
(А.Шибаев)

В старом дереве дупло 
Ну совсем как буква О. 
(В.Степанов)

Заранее подготовленные дети рассказывают стихи.

Почему две буквы О?
Развитие связной речи учащихся.
- Прочитайте пословицу. Объясните смысл.
- Каким словом можно заменить слово скоро?
Давайте выделим ударные звуки [а] и [о].
- Что заметили?
- Когда это происходит?
Составление рассказа по картинке.
Вопросы:
– Что вы видите на картинке?
– Какое время года изображено? Почему так думаете?
– Чем занимается крот?
- Составьте предложение по схеме.
- Сколько слов в предложении?

Заглавная и строчная.

КТО СКОРО ПОМОГ, ТОТ ДВАЖДЫ ПОМОГ.
быстро

Буква О обозначает звук [а].

Буква О находится в безударной позиции.

Работа по учебнику: с. 24.

 

Крот копает лопатой морковь.

Физкультминутка

Это лёгкая забава 

Это лёгкая забава — 
Повороты влево-вправо. 
Нам известно всем давно — 
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко. 
Здесь видна уже сноровка. 
Чтобы мышцы развивать, 
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте, 
Это тоже интересно.

Учащиеся выполняют соответствующие действия.

 

(Повороты туловища вправо и влево.) 

(Приседания.) 

(Ходьба на месте)

Закрепление изученного материала

1. Игра «Следопыт» В ТЕТРАДИ (Приложение)

- Найти и подчеркнуть букву О,о в словах текста.

Читает читающий ученик, остальные слушают.
Учащиеся ищут буквы о, подчеркивают их.
"Ой!-
Воскликнул окунёк, -
Я попался на крючок!.
Сом сердито проворчал:
"Из-за шалости попал".
Всего 11 букв о.

- Давайте хором прочитаем, что написано на доске и в тетради: АО. ОА! АОА. ОАО. ОО? АА!

Читают хором: АО. ОА! АОА. ОАО. ОО? АА!

Рефлексия

Вот и подходит к концу наш урок. Ребята, с каким новым звуком мы сегодня знакомились?
А с какою буквой?
Буква о, гласная или согласная?

Гласный звук [о].

Гласной буквой О и о.

Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. В тетради я вам приклеила картинку солнышка и тучки. Если вам урок понравился и вам было легко работать, то раскрасьте солнышко, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать, то - тучку. Если испытывали трудности, то солнышко с тучкой.
А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

Учащиеся самостоятельно анализируют свою работу на уроке.