Тип урока: комбинированный.
Цель: расширение знаний детей о диких животных (волке, зайце).
Задачи.
Образовательные:
- изучение особенностей и повадок диких животных;
- освоение названий частей тела животных.
Коррекционно-развивающие:
- развитие речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитательные:
- умение взаимодействовать друг с другом, работать совместно;
- воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них.
Технологии:
- Игровая технология.
- Индивидуально-дифференцированная технология.
- Информационная технология.
Предварительная работа:
- беседы о животных с использованием иллюстраций;
- рассматривание альбома «дикие животные».
Материалы и оборудование: игрушки на руку «Волк», «Заяц»; разрезные картинки; кубики с картинками, аудиозапись «Голоса животных»; презентация о зайце и волке; клей; рабочие альбомы; цветные карандаши; индивидуальные задания на карточках (приложение 1; приложение 2; приложение 3).
Ход урока
Этапы урока |
Речь учителя |
Речь учащихся |
Время |
II.Организационный момент | - Прозвенел звонок |
|
30 сек |
- Какое сейчас какое время года? |
- Зима. | ||
- На улице жарко или холодно? | - Холодно. | ||
- Солнечно или пасмурно? | - Пасмурно. | ||
II.Повторение пройденного материала
|
1. Сюрпризный момент. Стук в дверь. Кто же это стучит? Учитель достает зайца (кукольный ручной театр). |
5 мин.
|
|
Ребята, к нам пришёл гость! Вы узнали, кто это? Молодцы! |
- Заяц! | ||
Давайте поздороваемся с гостем, скажем: - Здравствуй, заяц! Заяц: - Здравствуйте, ребята, я прибежал к вам из леса. В лесу меня хотел поймать волк. Вот я и решил у вас спрятаться ненадолго. Учитель: - Ребята, а давайте познакомимся с зайкой. |
Каждый ученик здоровается по образцу. | ||
Назовите свое имя. Меня зовут…. |
Ученики называют свои имена. | ||
Заяц: - Ребята, а как вы узнали меня? Молодцы, ребята! |
- Длинные ушки, короткий маленький хвостик, белая шубка. | ||
Учитель: - А на какое животное похож заяц? |
- На кролика. | ||
- Где живет кролик? - Как называется животное, которое живет с человеком? |
- С человеком. |
||
- Где живет заяц? | - В лесу. | ||
- Как называются животные, которые живут в лесу? Стук в дверь. Учитель разыгрывает испуг зайца, прячет зайца и одевает на руку куклу волка. Учитель: - Кто же это стучит? |
- Дикое животное. | ||
Волк: - Здравствуйте, ребята! Здесь заяц не пробегал? |
- Пробегал! | ||
Учитель: - Ребята, вы узнали, кто это? Учитель: - Пробегал, но в обиду мы тебе его не дадим! Волк: -Я не хотел его обидеть, я с ним хотел поиграть! Учитель: - Ну тогда зайка выходи! Учитель разыгрывает примирение волка и зайца. |
- Волк! | ||
Учитель: - Ребята, а как вы узнали волка? |
- Волк имеет острые зубы, серую шубку, длинный хвост. | ||
- На какое домашнее животное похож волк? |
- На собаку. |
||
Физкульт минутка |
- Ребята, давайте поиграем с нашими гостями. Зайке холодно сидеть, |
Все движения учащиеся демонстрируют в соответствие с текстом. |
1 мин. |
III. Новая тема
|
1. Просмотр презентации. Комментирование учителем (части тела, питание, повадки, изменения зимой) |
Учащиеся отвечают на встречные вопросы учителя. Неговорящие ученики (Никита, Лиза, Даша) - показывают. |
16 мин.
|
2. Дидактическая игра «Составь целое животное из частей». Учитель: - Ребята, давайте составим портреты наших гостей. |
Учащиеся работают в соответствие с индивидуальным уровнем: Ксюша – с кубиками; Ваня и София – с пазлами из 4-х частей; Никита, Лиза, Даша-из двух, трех частей. |
||
3. Дидактическая игра. «Кто что ест?» Работа с карточками. |
Реализация задания. Перед учащимися на столах лежат две карточки большого размера с изображением зайца и волка. Учащимся предлагается из перечня картинок, с изображением пищи, выбрать и разложить на подходящую картинку с животным. (прил.1). Ксюша и Соня раскладывают на пустые окошки; Ваня, Никита, Лиза, Даша-на заполненные. |
||
4.Дидактическое задание «Узнай по голосу». Совместно с учителем дети произносят звук У, изображая вой волка. |
Реализация. Детям предлагается прослушать аудиозапись, и определить по голосу вой волка. |
||
Гимнастика для рук |
«Зайчонок наряжается». |
Говорящие ученики повторяют слова совместно с действиями, неговорящие - повторяют только движения руками. |
1,5 мин. |
Гимнастика для глаз
|
Игра для глаз «Зайка спит, зайка проснулся». «Поймай волка». |
Учащиеся поочередно широко открывают и зажмуривают глаза. Учащиеся следят глазами за двигающимся волком, не поворачивая головы. | |
Дидактическое задание |
Ксюша обводит зайца, волка. |
7 мин. |
|
IV. Закрепление
|
1. Отгадывание загадок. - Ребята, кто к нам пришел в гости сегодня? - Попробуйте отгадать загадки про животных. Разбойник серый, нет ему веры! Зубами: щёлк! Кто это? (Волк) Комочек пуха, Длинное ухо. Прыгает ловко, Любит морковку. Ну-ка. Отгадай-ка, Кто это? (Зайка) |
Волк, заяц.
Для неговорящих учащихся на столах карточки для показа ответа. |
8 мин
|
2. Задание на внимание. «Найди и закрась волка и зайца» (прил. 3) |
Карточки разноуровневые: Для Ксюши, Сони, Вани - волка и зайца необходимо отыскать в лесу; Для Никиты, Даши, Лизы - из шести картинок без фона. |
||
3. Дидактическое задание «Кто где живет»? |
Учащиеся работают в альбомах. |
||
Рефлексия |
Волк и заяц хвалят ребят за активную работу. |
Учащиеся прощаются с волком и зайцем. |
1 мин |