Форма работы: урок-практикум.
Цель: формировать умения, необходимые для написания сжатого изложения.
Задачи урока:
- Образовательная: сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, научить понимать устную речь, воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;
- Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию.
- Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом. (Презентация. Слайд 1)
Оборудование:
- раздаточный материал (текст по Солоухину);
- критерии оценивания изложения (таблица);
- презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Целеполагание
М.Горький в своё время говорил о роли и назначении языка: «Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть». (Слайд 2)
– Хорошее владение языком необходимо для решения многих задач, в том числе для успешной сдачи экзамена по русскому языку. Одно из заданий ОГЭ – написание сжатого изложения – требует умения понимать текст, запомнить его и грамотно изложить.
III. Актуализация знаний
– Что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора)
– Какое может быть изложение? (подробное и сжатое (содержание передается сжато, кратко, обобщенно).
– Какие приемы сжатия текста вы знаете? (повторение памятки)
– После применения приёмов сжатия, что должно остаться в тексте? (авторский замысел, ключевые слова и микротемы) (Слайд 3)
IV. Практическая работа
- Перед вами на партах текст без разделения на абзацы и таблица, которую вы заполните по мере выполнения заданий.
Задания:
1. Внимательно прочитайте текст, разделите его на три абзаца.
2. Определите тему и идею данного текста. (Обсуждение ответов)
Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики.
Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень. Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессоницы сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (По В.Солоухину)
3. Выделите первый абзац.
Какие способы сжатия вы использовали? (Исключение, замена и объединение) (Слайд 6)
1 абзац. Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. (59 слов)
Исключим | Заменим |
Объединим |
Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка |
...на земном шаре на Земле |
Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной Но это стоит здоровья. |
Сжатое изложение 1-го абзаца
Тишина - самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка. (32 слова)
4. Выделите второй абзац.
Какие способы сжатия вы использовали? (Исключение, замена и объединение) (Слайд 7)
2 абзац
Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень. (35 слов)
Исключим | Заменим |
Объединим |
Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые
ежедневно вдыхает городской
житель, прибавьте ощущение
острого цейтнота, прибавьте
переизбыток всевозможной
информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень. |
Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы
поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень. |
Прибавьте к этому |
Сжатое изложение 2 абзаца
Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень. (22 слова)
5. Выделите третий абзац.
Какие способы сжатия вы использовали? (Исключение) (Слайд 8)
3 абзац
Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонницы сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (50 слов)
Исключим | Исключим |
Исключим |
Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. |
Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. |
Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. |
Сжатое изложение 3-го абзаца
Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел её. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (31 слово) - 85 слов (Слайд 9)
6. Посчитайте количество слов в вашем изложении. Обращаю ваше внимание: в изложении должно быть не менее 70 слов.
V. Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения
– Обратите внимание на критерии оценивания сжатого изложения, которые представлены в сборниках по подготовке к ОГЭ. (Обсуждение таблицы)
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 – ИК 3 – 7. (Слайд 10)
VI. Рефлексия
– Что должно быть отражено в сжатом изложении?
– Какие способы сжатия текста вы знаете?
– По каким критериям оценивается сжатое изложение? (Слайд 11)
Домашнее задание: написать сжатое изложение по тексту, предложенному в 3 варианте сборника ОГЭ (2018г. Под ред. И.П.Цыбулько). (Слайд 12)
Использованная литература
- Маханова Е.А. Сжатое изложение. Часть 1. 9 класс. Учебно-практический справочник с мультимедийным приложением и активными ссылками на ресурсы.
- Пахнова Т.М. Как готовиться к сжатому изложению/ Т. М. Пахнова// Русский язык. Приложение «Первое сентября». - 2012. - №1. - с. 33-37.
- Пулялина Л.М. Подготовка к сжатому изложению. 9 класс/ Пулялина // Русский язык. Приложение «Первое сентября». - 2012. - №23. - с. 13-21.
- Шапиро Н.А., Л.В. Волкова, Кузнецова Е.В., Шувалова Е.Ю. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика. – М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010.с.18-26; 32-38.
Интернет-ресурсы
- prouchebu.com internet_ege_oge/
- myschool12.ru
- 5school-yr.ucoz.ru