Программное содержание:
- закрепить знания детей о пожарной безопасности,
- продолжать знакомить с профессией пожарника,
- прививать основополагающие навыки осторожного обращения с огнем и пожароопасными предметами,
- воспитывать внимательность, отзывчивость, сочувствие и сострадание к пострадавшим.
Методические приемы: художественное слово: стихотворения, загадки, загадки-присказки, пословицы; игры: словесные, подвижные, игра-ситуация, физкультминутка; ритмичная музыка, дыхательная гимнастика.
Предварительная работа: чтение художественных произведений: «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Дядя Степа» С.Я.Маршак, «Путаница» К.И.Чуковский; заучивание пословиц про огонь; загадывание загадок; рассматривание картин, иллюстраций с изображением пожара; рисование; проведение занятий и бесед по ОБЖ.
Материал к занятию: иллюстрации, картинка с изображением пожара, атрибуты к игре «Пожарники», игрушечный телефон, красный шар, медали.
Ход занятия
Словесная игра
- Ребята, давайте немного поиграем в словесную игру ,я буду зачитывать вам отрывки, а вы отгадывать из какого они произведения.
*Мать на рынок уходила дочке Лене говорила
- Печку, Леночка не тронь, жжется, Леночка, огонь!
(«Пожар» С.Я.Маршак)
* Что за дым над головой? Что за гром на мостовой?
Дом пылает за углом, сто зевак стоит кругом.
Ставит лестницу команда, от огня спасает дом.
(«Дядя Степа» С.Я.Маршак)
*Море пламенем горит. Выбежал из моря кит.
-Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!
(«Путаница» К.И.Чуковский)
*Пламя сменяется чадом угарным, гонит насос водяную струю.
Женщина, плача, подходит к пожарным - девочку, дочку спасите мою! («Рассказ о неизвестном герое» С.Я.Маршак)
- Молодцы, ребята, назвали все произведения правильно!
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии? (о пожаре.)
Сила огня очень велика. Попробуйте рассказать об огне как о друге.
«Огонь – друг» (ответы детей)
- Как огонь служит человеку?
«Огонь – враг» (ответы детей)
Огонь из доброго слуги может превратиться в огнедышащего дракона.
- Как вы думаете, когда огонь превращается во врага?
Правильно, когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, тогда он становится смертельно опасным.
Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения людей.
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловать,
То беды не миновать.
От огня несдобровать.
Знайте, в гневе он сердит,
Ничего не пощадит.
Уничтожить может школу,Поле хлебное, твой дом
И у дома все кругом,
И, взметнувшись до небес,
Перекинется на лес.
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда.
Это помните всегда!
Физкультминутка
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, где я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте, встав и подняв руки вверх: «Это я, это я, это все мои друзья», но будьте внимательны!
- Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре? … (ответ детей)
- Кто из вас, заметив дым, говорит «Пожар! Горим! ...
- Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»? ...
- Кто костров не разжигает, и другим не разрешает? ...
Беда может нагрянуть внезапно. Что же делать если вы одни?(ответы детей)
*Запомните! Когда огонь и дым – беда
Не нужно прятаться куда-нибудь никогда!
Подальше от огня вы убегайте!
По телефону «01» пожарных вызывайте!
Игра «Ситуация»
Вдруг в квартире случился пожар. Надо вызвать пожарную команду. (проигрывание ситуации, действие детей, как правильно набрать номер и вызвать спасателей по своему адресу)
- Ребята, вы видели пожарных?
- Где вы их видели?
- Что они делали?
- Какими качествами характера должны обладать пожарные? (сила, смелость, мужество, находчивость, решительность, выносливость, доброта, умение дружить, взаимовыручка)
- Хотите стать пожарниками?
Игра «Пожарники»
(дети делятся на две команды)
- Чья команда скорее соберет инструменты к выезду. Но не забудьте взять с собой в дорогу самое главное – те качества, которыми должны обладать пожарные.
- Молодцы, ребята! Все у нас ловкие, сильные, смелые, быстрые.
А умеете ли вы отгадывать загадки?
*Шипит и злится, воды боится. (огонь)
*С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (огонь)
*Спешит, гудит – дорогу дай, моргает глазом синим
Примчится вовремя, беда детей и взрослых минет. (пожарная машина)
*Если младшая сестричка зажигает дома спички,
Что ты должен предпринять? Сразу спички те…(отнять)
*Вот так крошка, ярко-красная мошка
На стог села, все сено съела. (искра)
*Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего.
Все любят меня и все губят меня. (огонь)
*Без рук и без ног, а на гору быстро ползет. (огонь)
- Ребята, а кто знает пословицы про огонь? (ответы детей)
*От искры сыр-бор загорелся.
*От искры Москва горела.
*Не шути с огнем - обожжешься!
*Огонь – не вода, охватит – не выплывешь.
*Огонь – не вода, пожитки не всплывают.
- Молодцы, дети, а хотите поиграть со мной этим шариком?
Я буду читать стихотворение, а тот у кого шарик должен его закончить и передать шар другому.
Игра «Красный шарик»
*Раньше, если был пожар, ввысь вздымал сигнальный шар.
Этот красный шар недаром звал пожарных в бой с…(пожаром)
*Раз, два, три, четыре, у кого пожар в…(квартире)?
*Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил…(утюг)?
*Красный отблеск побежал, кто со спичками…(играл)?
*Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над…(газом)?
*Пламя прыгнуло в траву, кто у дома жег…(листву)?
*Кто бросал в огонь при этом незнакомые …(предметы)?
*Помни каждый гражданин этот номер…(«01»)!
*Дым увидел – не зевай! И пожарных… (вызывай)!
- А сейчас давайте повторим правила, которые должен знать каждый, чтобы не случился пожар. (ответы детей)
*Для забавы, для игры спичек в руки не бери.
*Не шути, дружок, с огнем, чтобы не жалеть потом.
*Сам огня не разжигай и другим не позволяй.
*Даже крошка – огонек от пожара не далек.
*Газ на кухне, пылесос ли, телевизор ли, утюг,
Пусть включает только взрослый, наш надежный старший друг.
- А если случится пожар, то необходимо запомнить следующие правила:
1. Позвонить по телефону «01», сообщить о случившемся, назвать свой адрес.
2. По возможности пытаться затушить.
3. Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключив газ и электроприборы.
4. Если вы не можете покинуть квартиру, то в задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться по низу, пригнувшись к полу или ползком.
5. Ни в коем случае не прятаться.
6. Во избежание беды необходимо быть предельно внимательным.