1. Пояснительная записка
Идеи патриотического и гражданского воспитания были всегда востребованы и актуальны, но особенно их значимость проявилась в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
Ребенок должен понимать, что у каждого человека есть Родина: место, где живет он, его родители, где жили его предки. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание: «Мы живём в России» Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой; «Наследие» М.Ю.Новицкой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханёвой; система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной; «Мой родной дом» под редакцией Т.И.Оверчук; «Мир детства» опыт работы педагогов г.Оренбург; «Росток» опыт работы педагогов г.Челябинск; «Живой родник» опыт работы педагогов г.Северск и др.
Все представленные выше программы включают в себя разную по объёму информацию о народах стран мира, знакомят с проблемами национального и межнационального воспитания. Патриотическое сознание – это, конечно же, и региональный компонент, который требует особого внимания в работе с дошкольниками. Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. Важной составной частью работы нашего дошкольного учреждения является приобщение дошкольников к традициям и обычаям коренных народов Кузбасса шорцы, телеуты, сибирские татары, к элементам устного народного творчества, национальной культуры и искусства, а также укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между представителями разных национальностей, тем более что детский сад посещают дети разных национальностей. Мы считаем, что, только приобщаясь к миру других народов, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих их внутренний мир.
Данные факторы обусловили необходимость разработки и реализации дополнительной общеразвивающей программы «Родина моя – Кузбасс».
Дополнительная общеразвивающая программа «Родина моя – Кузбасс» (далее Программа) разработана педагогами МБДОУ Детский сад № 37 «Семицветик» (далее ДОО) на основе парциальной программы «Мы живём в России» Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой.
Данная программа составляет часть основной образовательной программы ДОО и учитывает образовательные потребности воспитанников, членов их семей и ориентирована на специфику социокультурных условий, в наибольшей степени соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива. Программа дополняет и расширяет задачи образовательной области «Познавательное развитие» основной образовательной программы ДОО, не противоречит с методологической точки зрения достижению целевых ориентиров дошкольного образования и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (4-5 лет). В программе отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, дана развернутая характеристика содержания основных блоков деятельности («Моя семья», «Родной посёлок- Малиновка», «Родной край», «Достопримечательности Малиновки»), что поможет педагогу представить содержание его работы. Дети получают краеведческие сведения о родном посёлке, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую Родину, желание сделать её лучше.
Воспитывая у детей любовь к своему городу и посёлку, стремимся подвести их к пониманию, что город Калтан и поселок Малиновка — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; шахтёры добывают уголь и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и традиции.
Актуальность программы
Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории родного края, семьи, обычаях и культуре народа, носителями которых они являются. Развитие познавательного интереса детей к животному и растительному миру родного края. Воспитание патриотических чувству детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.
Новизна программы
Программа интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие данной программы от основной образовательной программы ДОУ – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе формирования которых лежат традиции и обычаи нашего региона в едином образовательном пространстве детского сада и семьи с социальными институтами. Предполагается связь содержательного компонента программы со всеми образовательными областями.
Цель программы: активизация познавательного интереса к истории своей малой Родины, использование нетрадиционных форм в работе с дошкольниками, формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотизма.
Задачи программы:
- развивать познавательные навыки детей при ознакомлении с историей и достопримечательностями города, края и их символикой;
- способствовать формированию интереса каждого дошкольника к истории своего поселка, города, края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т.д.), воспитывать уважение ко всему окружающему;
- воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, поселку, городу, краю;
- знакомить с бытом и традициями коренных жителей нашего региона шорцами, телеутами, сибирскими татарами.
Именно в этом возрасте, как считал великий русский философ и педагог А.Ф.Лосев, в психике формируются «центры переживаний». Ребенок мыслит чувственными образами. Поэтому даже самые лучшие рассказы об истории закрепляем у детей «вторичным» переживанием – через рисунок, лепку, конструирование, театр, ролевую игру, встречу с ветеранами труда, старожилами поселка.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что происходит акцентирование не на содержательной стороне материала, а на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей. Культурные средства, которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, что способствует формированию у ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.
Принципы построения программы
- реализация принципа культуросообразности обеспечивает учет национальных ценностей и традиций восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;
- соответствие с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;
- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
- направление на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребёнка;
- соблюдение принципа светского характера образования и законности.
Срок реализации программы - 1 год
Возраст детей – 4-5 лет
Формы работы с дошкольниками
Дополнительная образовательная деятельность осуществляется в форме проведения:
- занятий;
- наблюдений;
- экспериментов;
- просмотр видеофильмов;
- подготовки и проведение праздника ко Дню рождения Кузбасса;
- квест-игры «День рождения леса»;
- изучение краеведческой литературы о городе и крае;
- привлечение родителей к сбору экспонатов мини-музея;
- организация выставки фотографий и открыток «Любимый Калтан», «Родная моя Малиновка»;
- шитьё для кукол костюмов народов, проживающих в Кузбассе;
- сбор и систематизация русских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны русского народа: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.
Ожидаемые результаты
Дети получат обширные знания:
- об истории родного края;
- об обычаях и культуре народа, носителями которых они являются;
- о животном и растительном мире родного края;
- о традициях народов Кузбасса.
2. Учебный план
Первый год обучения. Средняя группа (от 4 до 5 лет)
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Из них |
Формы контроля |
|
Теоретические |
Практические |
||||
1 |
Моя семья |
3ч |
1ч.30 |
1ч. 30 |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения и игры |
1.1. |
Моя дружная семья |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Беседы, диагностические упражнения |
1.2. |
Мой дом - моя крепость |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Беседы, диагностические упражнения |
1.3. |
Традиции и любимые занятия моей семьи |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Беседы, диагностические упражнения |
1.4. |
Подумаем о маме |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Беседы, диагностические упражнения |
1.5. |
Как я помогаю дома |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Беседы, диагностические упражнения |
1.6. |
Мебель для дома |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Беседы, диагностические упражнения |
1.7. |
Папа, мама, я - дружная семья |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Беседы, диагностические упражнения |
1.8. |
Мои бабушки и дедушки |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
1.9. |
«Генеалогическое дерево» |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
2 |
Родной поселок - Малиновка |
3ч |
1ч.30 |
1ч. 30 |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры |
2.1 |
Посёлок, в котором я живу |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры |
2.2 |
Экскурсия в библиотеку поселка |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры |
2.3 |
Когда была война |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры |
2.4 |
Знакомство детей с культурным наследием нашего народа |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры |
2.5 |
Достопримечательности посёлка |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры |
2.6 |
Известные люди Малиновки |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры |
2.7 |
Предприятия нашего посёлка |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры |
2.8 |
Наши родители - шахтёры |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры |
2.9 |
Мой посёлок |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры |
3 |
Родной край |
3ч |
1ч.30 |
1ч. 30 |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
3.1 |
Почему наш край называется Землей Кузнецкой? |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
3.2. |
Коренные жители Кузбасса |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
3.3. |
Символика Кемеровской области |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
3.4. |
«Золото» Кузбасса |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
3.5. |
Труд шахтера |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
3.6. |
Растительный мир родного края |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
3.7 |
Животный мир родного края |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
3.8. |
День рождения Кузбасса |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
3.9. |
Знаменитые люди Кузбасса в годы войны |
20 мин |
10 мин |
10 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
4 |
Достопримечательности поселка Малиновка |
3ч |
45 мин |
2ч. 15 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
4.1 |
ДК «Прогресс» |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
4.2. |
Площадь торжественных мероприятий |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
4.3 |
«СОШ № 30 имени Н.Н. Колокольцова» |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
4.4. |
Поликлиника |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
4.5. |
Детская игровая площадка |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
4.6 |
Железнодорожный вокзал поселка Малиновка |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
4.7 |
Детско - спортивный комплекс «Радуга» |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
4.8 |
«Обелиск Славы» |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
4.9 |
Храм-часовня в честь иконы Божьей матери (взыскание погибших) |
20 мин |
5 мин |
15 мин |
Наблюдение, беседы, диагностические упражнения |
|
Всего 36 тем |
12ч |
5 ч. 15 мин |
6 ч.45 мин |
|
Содержание Программы
Первый год обучения. Средняя группа (от 4 до 5 лет)
1 | Моя семья |
1.1. |
Тема: Моя дружная семья. Цель: формирование представлений о семье, родственных отношениях. Пособия: картинки с изображением членов семьи. Ход Теория: уточнить знания детей о родственных связях. Практика: беседа по теме, рисование «Моя семья». |
1.2. |
Тема: Мой дом – моя крепость. Цель: составление сюжетов из конструктора на семейную тематику. Пособия: крупный конструктор лего. Ход Теория: знакомство с разными типами зданий нашего посёлка, города. Практика: конструирование. |
1.3. |
Тема: Традиции и любимые занятия моей семьи. Цель: формирование представлений детей о семейных праздниках, традиционных мероприятиях каждой семьи. Пособия: семейные фотографии. Ход Теория: знакомство с семейными традициями и народными праздниками. Практика: дидактическая игра «1,2,3,4,5 про кого хочу сказать». |
1.4. |
Тема: Подумаем о маме. Цель: формирование у детей чувства любви и уважения к самым близким людям. Пособия: фотографии мам. Ход Теория: закрепление знаний о маминой работе, ее обязанностях. Практика: игра « Назови ласково». |
1.5. |
Тема: Как я помогаю дома. Цель: формирование у детей представления об их обязанностях в семье. Материалы: пластилин, стеки. Пособия: сюжетная картина. Ход Теория: составление рассказов из личного опыта с опорой на картину. Практика: лепка атрибутов для домашней работы. |
1.6. |
Тема: Мебель для дома. Цель: развитие творческих способностей воспитанников. Материалы: картон, ножницы, клей и т.д. Пособия: иллюстрации разных видов мебели. Ход: Теория: знакомство с разными видами мебели (по сказке «Теремок»). Практика: конструирование мебели из картона. |
1.7. |
Тема: Папа, мама, я – дружная семья. Цель: формирование представлений о семье. Пособия: дидактические пособия, иллюстрации, книги. Ход Теория: закрепить представления детей о родственных связях. Практика: назови членов своей семьи по имени. |
1.8. |
Тема: Мои бабушки и дедушки. Цель: формирование уважительного отношения к пожилым людям. Пособия: художественная литература по теме, фотографии, открытки, журналы и т.д. Ход Теория: раскрыть значение слова «родословная», «родные», «близкие». Практика: разучивание стихотворения Л. Квитке «Бабушкины руки». |
1.9. |
Тема: «Генеалогическое дерево». Цель: развивать интерес воспитанников к истории семьи. Материалы: цветной и белый картон, разные виды бумаги, клей, ножницы и т.д. Пособия: фотографии родственников. Ход Теория: расширение знаний о прошлом и настоящем своей семьи. Практика: изготовление объемного макета «Генеалогическое дерево» (с привлечением родителей). |
2 |
Родной поселок |
2.1. |
Тема: Посёлок, в котором я живу. Цель: формирование первичных представлений о родном поселке. Материалы: краски, кисти, альбомы. Пособия: картинки, фотографии с видами нашего посёлка. Ход Теория: ознакомление с историей нашего посёлка. Практика: рисование «Мой поселок - Малиновка». |
2.2. |
Тема: Экскурсия в библиотеку поселка. Цель: расширение и обогащение знаний детей о родном посёлке. Материалы: цветная бумага, клей, картон, ножницы. Пособия: иллюстрации, книги, фотографии, открытки и т.д. Ход Теория: ознакомление с историей нашего посёлка. Практика: изготовление книжки – малышки «Моя Малиновка». |
2.3. |
Тема: Когда была война. Цель: закрепление представления детей о воинах, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Пособия: набор открыток и фотографий, иллюстрации, книги. Ход Теория: ознакомление с наследием прошлого нашего посёлка. Практика: сюжетно – ролевая игра «На войне». |
2.4. |
Тема: Знакомство детей с культурным наследием нашего народа. Цель: приобщение детей к культуре и традициям народа. Материалы: пластилин, стеки, дощечки, салфетки. Пособия: мультимедийная образовательная презентация. Ход Теория: закрепление знаний о народной культуре родного края. Практика: лепка куклы – оберега. |
2.5. |
Тема: Достопримечательности посёлка. Цель: формирование у детей представления о родном посёлке, об основных архитектурных сооружениях, памятниках. Материалы: цветная бумага, клей, картон, ножницы. Пособия: иллюстрации, книги, фотографии, открытки. Ход Теория: ознакомление с достопримечательностями посёлка. Практика: создание фотоальбома «Моя Малиновка». |
2.6. |
Тема: Известные люди Малиновки. Цель: воспитание чувства гордости за своих земляков. Пособия: фотографии известных людей нашего посёлка, книги, открытки. Ход Теория: ознакомление с известными людьми нашего посёлка. Практика: встреча с известными людьми нашего поселка. |
2.7. |
Тема: Предприятия нашего посёлка. Цель: ознакомление детей с предприятиями нашего поселка. Материалы: каменный уголь, простые карандаши, бумага. Пособия: картинки с изображением предприятий поселка Малиновка. Ход Теория: формирование первичных представлений у детей о предприятиях нашего поселка. Практика: рисование «Шахтеры идут на работу». |
2.8 |
Тема: Наши родители - шахтёры. Цель: ознакомление детей с профессией - шахтер. Материалы: каменный уголь, макеты подземной добычи угля, наглядно дидактический материал про шахтеров, предметы труда и специальный костюм шахтера. Пособия: книги о труде шахтёрском, журналы, фотографии, открытки и т.д. Ход Теория: закрепление представления о различных профессиях угольной промышленности Практика: сюжетно – ролевая игра «Шахтеры». |
2.9 |
Тема: «Мой посёлок». Цель: воспитание чувства любви и гордости за свой родной посёлок. Материалы: цветная бумага, клей, картон, ножницы. Пособия: набор открыток и фотографий о родном посёлке, иллюстрации, книги. Ход Теория: расширение знаний о посёлке. Практика: изготовление альбома «Мой посёлок». |
3 |
Родной край |
3.1. |
Тема: Почему наш край называется землей Кузнецкой? Цель: формирование знаний детей о родном крае. Пособия: иллюстрации, картинки с изображением Земли Кузнецкой. Ход Теория: ознакомление с землей Кузнецкой. Практика: рисование «Мой родной край». |
3.2. |
Тема: Коренные жители Кузбасса. Цель: формирование знаний детей о коренных жителях Кузбасса. Материалы: цветная бумага, клей, шаблоны национальных костюмов. Пособия: картинки с изображением шорцев в национальных костюмах. Приложение: Ход Теория: ознакомление с коренными жителями Кузбасса. Практика: аппликация «Шорский национальный костюм». |
3.3. |
Тема: Символика Кемеровской области. Цель: формирование знаний о символике Кемеровской области. Материалы: раскраски с гербом поселка Малиновки, краски, карандаши. Пособия: картинки с изображением герба поселка Малиновки. Ход Теория: познакомить с символикой Кемеровской области. Практика: раскрашивание герба поселка Малиновки. |
3.4. |
Тема: «Золото» Кузбасса. Цель: ознакомление со свойствами угля. Материалы: угольки, деревянные брусочки, тазик с водой. Пособия: иллюстрации, картинки с изображением труда шахтеров. Ход Теория: закрепление умений детей определять свойства материалов. Практика: опыт «Уголек». |
3.5. |
Тема: Труд шахтера. Цель: формирование знаний детей о труде шахтера. Материалы: каски, фонарики, крупный строитель. Пособия: иллюстрации, картинки с изображением труда шахтеров. Ход Теория: ознакомление детей с трудом взрослых. Практика: сюжетно - ролевая игра «Шахтеры». |
3.6. |
Тема: Растительный мир родного края. Цель: формирование знаний детей о растительном мире родного края. Материалы: Пособия: предметные картинки (растения, животные). Ход Теория: знакомство детей с растительным миром родного края. Практика: распределение картинок по отличительному признаку: растения, животные. |
3.7. |
Тема: Животный мир родного края. Цель: формирование знаний детей о животном мире родного края. Пособия: картинки с изображением животных. Ход Теория: знакомство детей с животным миром родного края. Практика: игра «Кто живет в лесу». |
3.8 |
Тема: День рождения Кузбасса. Цель: формирование представления о Кузбассе. Материалы: цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей. Пособия: набор открыток с празднованием дня рождения Кузбасса. Ход Теория: знакомство с традициями празднования дня рождения Кузбасса. Практика: изготовление открытки «С днем рождения Кузбасс». |
3.9. |
Тема: Знаменитые люди Кузбасса в военные годы. Цель: формирование представлений об истории военного времени. Материалы: ватман, вырезки из журналов, ножницы, клей. Пособия: картинки, фотографии знаменитых людей военного времени. Ход Теория: ознакомление с подвигами знаменитых людей Кузбасса в военные годы. Практика: изготовление коллажа «Люди земли Кузнецкой в годы военного времени». |
4 |
Достопримечательности поселка Малиновка |
4.1. |
Тема: ДК «Прогресс». Цель: ознакомление с центром культурной жизни поселка Малиновка. Материалы: бумага, краски, кисти, цветные карандаши. Пособия: фотографии ДК «Прогресс». Ход Теория: ознакомление с работой кружков, студий ДК «Прогресс». Практика: нарисуй цирковых артистов. |
4.2. |
Тема: Площадь торжественных мероприятий. Цель: формирование представления о площади, как о месте отдыха и проведения времени посельчан. Пособия: фотографии и иллюстрации поселка. Ход Теория: знакомство детей с историей появления сцены, хоккейной коробки, павильона по выдаче коньков и другого спортинвентаря, два тренажерных городка (воркауты) – открытый и закрытый. Практика: экскурсия на площадь торжественных мероприятий. |
4.3. |
Тема: «СОШ №30 имени Н.Н.Колокольцова». Цель: формирование представления о школе, уроках, оценках. Материалы: бумага, краски, кисти, цветные карандаши. Пособия: фотографии с изображением школы. Ход Теория: ознакомление с работой школы. Практика: нарисуй школу. |
4.4. |
Тема: Поликлиника. Цель: формирование представления о поликлинике. Материалы: бумага, краски, кисти, цветные карандаши. Пособия: фотографии с изображением поликлиники. Ход Теория: ознакомление с работой врачей. Практика: нарисуй врача. |
4.5. |
Тема: Детская игровая площадка. Цель: формирование радостного настроения от отдыха на детской площадке. Пособия: иллюстрации с изображением детской площадки. Ход Теория: ознакомление с историей возникновения Детской игровой площадки. Практика: посещение Детской игровой площадки. |
4.6. |
Тема: Железнодорожный вокзал поселка Малиновка. Цель: формирование представления о работе железнодорожного вокзала. Материалы: бумага, краски, кисти, цветные карандаши. Пособия: фотографии и иллюстрации с изображением вокзала. Ход Теория: ознакомление с профессиями работников железнодорожной дороги. Практика: нарисуй электричку. |
4.7. |
Тема: Детско-спортивный комплекс «Радуга». Цель: воспитание культуры поведения в общественных местах. Пособия: фотографии детско-спортивного комплекса «Радуга». Ход Теория: ознакомление с детским городком, где находятся детские горки, качели, карусели, а также модели машин, работающих на разрезе, спортивно – игровые площадки (волейбольная, баскетбольная, футбольное поле, теннисный корт). Практика: экскурсия на детско-спортивный комплекс «Радуга». |
4.8. |
Тема: «Обелиск славы». Цель: формирование знаний о героях, погибших в годы Великой Отечественной войны. Пособия: фотографии и иллюстрации «Обелиска славы». Ход Теория: ознакомление с историей проведения факельного шествия. Практика: экскурсия к «Обелиску славы». |
4.9. |
Тема: Храм – часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Цель: ознакомление с Храмом в память о погибших шахтерах. Пособия: фотографии и иллюстрации Храма – часовни в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Ход Теория: ознакомление с историей установки закладного камня и строительством Храма. Практика: экскурсия к Храму – часовне в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». |
4. Планируемые результаты освоения Программы и способы определения их результативности
Результативность освоения Программы определяется в рамках возрастной группы по основным блокам.
1. Я и моя семья
Дети осознают себя человеком – членом семейного сообщества, знают о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким. А также владеют знаниями о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях, родственных отношениях и обязанностях каждого члена семьи. Воспитанники знают о семейных праздниках, традиционных мероприятиях каждой семьи. У детей воспитывается чувство любви и уважения к самым близким людям. Дошкольники владеют знаниями о генеалогическом древе и умеют его составлять вместе с родителями.
2. Родной посёлок – Малиновка
Дети владеют краеведческими сведениями о родном посёлке, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Формируется гордость за свою малую Родину, желание сделать её лучше. Дети умеют выражать свое отношение к родному посёлку на примерах выдающихся людей нашего края. У детей появляется понимание того, что их поселок Малиновка — частица Родины. Формируется чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям нашего народа. А также владеют общими знаниями о народной культуре, её богатстве и красоте, появляется интерес к народной мудрости, гармонии жизни. Дети имеют представления о достопримечательностях посёлка, об основных архитектурных сооружениях, памятниках. Знают известных людей, которые внесли огромный вклад в развитие и процветание посёлка. Владеют знаниями о градообразующих предприятиях и особенностях угольной промышленности. Понимают сложность шахтёрской профессии и необходимость уважительного отношения к шахтёрскому труду.
3. Родной край
Дети имеют представления об истории Земли Кузнецкой. Владеют знаниями о коренных жителях Кузбасса - шорцах, телеутах, сибирских татарах; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, художниками и музыкантами. Проявляют интерес к своей культуре и культуре народов, живущих рядом.
Осознают себя жителем Кемеровской области и с гордостью относятся к символике Кемеровской области - флагу, гербу, гимну. Имеют представления о полезных ископаемых Кузбасса, о профессиях людей, связанных с угольной промышленностью родного края. Дети владеют краеведческими сведениями о природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Имеют представления о «Красной книге Кемеровской области», об истории военного времени, о героических фактах прошлого, знаменитых людях военного времени.
4. Достопримечательности Малиновки
Дети имеют представления о значимых исторических, культурных, архитектурных и природных объектах, расположенных на территории поселка Малиновка: ДК «Прогресс», Площадь торжественных мероприятий, «СОШ № 30 имени Н.Н. Колокольцова», Поликлиника, Детская игровая площадка, Железнодорожный вокзал поселка Малиновка, Детско-спортивный комплекс «Радуга», «Обелиск Славы», Храм-часовня в честь иконы Божьей матери (взыскание погибших).
Список литературы
- Верховцева З.П. Солдаты Сибири. [Текст]/З.П. Верховцева, Кемерово,1998. - 336с.
- Кузбасс. Прошлое. Настоящее. Будущее. [Текст]/Кемерово, 1978. - 365с.
- Многонациональный Кузбасс. [Текст]/Кемерово, 2003. - 160с.
- Тулеев А.Г. Кузбасс. Сибирь. Россия. (Губернаторская пятилетка. 1997 –2002 годы) [Текст]/А.Г. Тулеев, Кемерово, 2002.- 380с.
- Феномен Тулеева. [Текст]//Кемерово, 2000. - 224с.
- Шуранов Н.П. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. [Текст]/ Н.П. Шуранов, Кемерово, 2000.- С.16-69.
- Ермолаев А.Н. Из истории строительства Сибирской железной дороги на территории Кузбасса в конце XIX – начале XX века. [Текст]/ А.Н.Ермолаев. Архивы Кузбасса: Информационно-методический историко-краеведческий бюллетень №1.Кемерово, 2003.