Дополнительная общеразвивающая программа «Родина моя – Кузбасс» для детей дошкольного возраста (4–5 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Пояснительная записка

Идеи патриотического и гражданского воспитания были всегда востребованы и актуальны, но особенно их значимость проявилась в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям  нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

Ребенок должен понимать, что у  каждого  человека есть Родина: место, где живет он,  его родители, где жили его предки. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание: «Мы живём в России» Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой; «Наследие» М.Ю.Новицкой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханёвой; система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной; «Мой родной дом» под редакцией Т.И.Оверчук; «Мир детства» опыт работы педагогов г.Оренбург; «Росток» опыт работы педагогов г.Челябинск; «Живой родник» опыт работы педагогов г.Северск и др.

Все представленные выше программы включают в себя разную по объёму информацию о народах стран мира, знакомят с проблемами национального и межнационального воспитания. Патриотическое сознание – это, конечно же, и региональный компонент, который требует особого внимания в работе с дошкольниками. Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. Важной составной частью работы нашего дошкольного учреждения является приобщение дошкольников к традициям и обычаям коренных народов Кузбасса шорцы, телеуты, сибирские татары, к элементам устного народного творчества, национальной культуры и искусства, а также укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между представителями разных национальностей, тем более что детский сад посещают дети разных национальностей. Мы считаем, что, только приобщаясь к миру других народов, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих их внутренний мир.

Данные факторы обусловили необходимость разработки и реализации дополнительной общеразвивающей программы  «Родина моя – Кузбасс».

Дополнительная общеразвивающая программа «Родина моя – Кузбасс» (далее Программа) разработана педагогами МБДОУ Детский сад № 37 «Семицветик»  (далее ДОО) на основе парциальной программы «Мы живём в России» Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой.

Данная программа составляет часть основной образовательной программы ДОО и учитывает образовательные потребности воспитанников, членов их семей и ориентирована на специфику социокультурных условий, в наибольшей степени соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива. Программа дополняет и расширяет задачи образовательной области «Познавательное развитие» основной образовательной программы ДОО, не противоречит с методологической точки зрения достижению целевых ориентиров дошкольного образования и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (4-5 лет). В программе отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, дана развернутая характеристика содержания основных блоков деятельности («Моя семья», «Родной посёлок- Малиновка», «Родной край», «Достопримечательности Малиновки»), что поможет педагогу представить содержание его работы. Дети получают краеведческие сведения о родном посёлке, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую Родину, желание сделать её лучше.

Воспитывая у детей любовь к своему городу и посёлку, стремимся подвести их к пониманию, что город Калтан и поселок Малиновка — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; шахтёры добывают уголь и т.д.);
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и традиции.

Актуальность программы

Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории родного края, семьи, обычаях и культуре народа, носителями которых они являются. Развитие познавательного интереса детей к животному и растительному миру родного края. Воспитание патриотических чувству детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.

Новизна программы

Программа интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие данной программы от основной образовательной программы ДОУ – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе формирования которых лежат традиции и обычаи нашего региона в едином образовательном пространстве детского сада и семьи с социальными институтами. Предполагается связь содержательного компонента программы со всеми образовательными областями.

Цель программы: активизация познавательного интереса к истории своей малой Родины, использование нетрадиционных форм в работе с дошкольниками, формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотизма.

Задачи программы:

  • развивать познавательные навыки детей при ознакомлении с историей и достопримечательностями города, края и их символикой;
  • способствовать формированию интереса каждого дошкольника к истории своего поселка, города, края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т.д.), воспитывать уважение ко всему окружающему;
  • воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, поселку, городу, краю;
  • знакомить с бытом и традициями коренных жителей нашего региона шорцами, телеутами, сибирскими татарами.

Именно в этом возрасте, как считал великий русский философ и педагог А.Ф.Лосев, в психике формируются «центры переживаний». Ребенок мыслит чувственными образами. Поэтому даже самые лучшие рассказы об истории закрепляем у детей «вторичным» переживанием – через рисунок, лепку, конструирование, театр, ролевую игру, встречу с ветеранами труда, старожилами поселка.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является то, что происходит акцентирование не на содержательной стороне материала, а на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей. Культурные средства, которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, что способствует формированию у ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.

Принципы построения программы

  • реализация принципа культуросообразности обеспечивает учет национальных ценностей и традиций восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;
  • соответствие с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;
  • соответствие принципу  развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетание  принципов научной обоснованности и практической  применимости;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
  • направление на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребёнка;
  • соблюдение принципа светского характера образования и законности.

Срок реализации программы - 1 год

Возраст детей – 4-5 лет

Формы работы с дошкольниками

Дополнительная образовательная деятельность осуществляется в форме проведения:

  • занятий;
  • наблюдений;
  • экспериментов;
  • просмотр видеофильмов;
  • подготовки и проведение праздника ко Дню рождения Кузбасса;
  • квест-игры «День рождения леса»;
  • изучение краеведческой литературы о городе и крае;
  • привлечение родителей к сбору экспонатов мини-музея;
  • организация выставки фотографий и открыток «Любимый Калтан», «Родная моя Малиновка»;
  • шитьё для кукол костюмов народов, проживающих в Кузбассе;
  • сбор и систематизация русских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны русского народа: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.

Ожидаемые результаты

 Дети получат обширные знания:

  • об истории родного края;
  • об обычаях и культуре народа, носителями которых они являются;
  • о животном и растительном мире родного края;
  • о традициях народов Кузбасса.

2. Учебный план

Первый год обучения. Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Название раздела, темы

Количество часов

Из них

Формы контроля

Теоретические

Практические

1

Моя семья

1ч.30

1ч. 30

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения и игры

1.1.

Моя дружная семья

20 мин

10 мин

10 мин

Беседы,  диагностические упражнения

1.2.

Мой дом - моя крепость

20 мин

10 мин

10 мин

Беседы,  диагностические упражнения

1.3.

Традиции и любимые занятия моей семьи
Изготовление фото альбома «Моя семья»

20 мин

10 мин

10 мин

Беседы,  диагностические упражнения

1.4.

Подумаем о маме

20 мин

10 мин

10 мин

Беседы,  диагностические упражнения

1.5.

Как я помогаю дома

20 мин

10 мин

10 мин

Беседы,  диагностические упражнения

1.6.

Мебель для дома

20 мин

10 мин

10 мин

Беседы, диагностические упражнения

1.7.

Папа, мама, я - дружная семья

20 мин

10 мин

10 мин

Беседы,  диагностические упражнения

1.8.

Мои бабушки и дедушки

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

1.9.

«Генеалогическое дерево»

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

2

Родной поселок - Малиновка

1ч.30

1ч. 30

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры

2.1

Посёлок, в котором я живу

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры

2.2

Экскурсия в библиотеку поселка

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры

2.3

 Когда была война

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры

2.4

Знакомство детей с культурным наследием нашего народа

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры

2.5

Достопримечательности посёлка

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры

2.6

Известные люди Малиновки

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры

2.7

Предприятия нашего посёлка

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры

2.8

Наши родители - шахтёры

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры

2.9

 Мой посёлок

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения, игры

3

Родной край

1ч.30

1ч. 30

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

3.1

Почему наш край называется Землей Кузнецкой?

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

3.2.

Коренные жители Кузбасса

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

3.3.

Символика Кемеровской области

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

3.4.

«Золото» Кузбасса

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

3.5.

Труд шахтера

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

3.6.

Растительный мир родного края

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

3.7

Животный мир родного края

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

3.8.

День рождения Кузбасса

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

3.9.

Знаменитые люди  Кузбасса в годы войны

20 мин

10 мин

10 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

4

Достопримечательности поселка Малиновка

45 мин

2ч. 15 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

4.1

ДК «Прогресс»

20 мин

5 мин

15 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

4.2.

Площадь торжественных мероприятий

20 мин

5 мин

15 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

4.3

«СОШ № 30  имени Н.Н. Колокольцова»

20 мин

5 мин

15 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

4.4.

Поликлиника

20 мин

5 мин

15 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

4.5.

Детская игровая площадка

20 мин

5 мин

15 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

4.6

Железнодорожный вокзал поселка Малиновка

20 мин

5 мин

15 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

4.7

Детско - спортивный комплекс «Радуга»

20 мин

5 мин

15 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

4.8

«Обелиск Славы»

20 мин

5 мин

15 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

4.9

Храм-часовня в честь иконы Божьей матери (взыскание погибших)

20 мин

5 мин

15 мин

Наблюдение, беседы, диагностические упражнения

 

Всего 36 тем

12ч

5 ч. 15 мин

6 ч.45 мин

 

Содержание Программы

 Первый год обучения. Средняя группа (от 4 до 5 лет)

1

Моя семья

1.1.

Тема: Моя дружная семья.

Цель: формирование представлений о семье, родственных отношениях.

Пособия: картинки с изображением членов семьи.

Ход

Теория: уточнить знания детей о родственных связях.

Практика: беседа по теме, рисование «Моя семья».

1.2.

Тема: Мой дом – моя крепость.

Цель: составление сюжетов из конструктора на семейную тематику.

Пособия:  крупный конструктор лего.

Ход

Теория: знакомство с разными типами зданий нашего посёлка, города.

Практика: конструирование.

1.3.

Тема: Традиции и любимые занятия моей семьи.

Цель: формирование представлений детей о семейных праздниках, традиционных мероприятиях каждой семьи.

Пособия: семейные фотографии.

Ход

Теория: знакомство с семейными традициями и народными праздниками.

Практика: дидактическая игра «1,2,3,4,5 про кого хочу сказать».

1.4.

Тема: Подумаем о маме.

Цель: формирование у детей чувства любви и уважения к самым близким людям.

Пособия: фотографии мам.

Ход

Теория: закрепление знаний о маминой работе, ее обязанностях.

Практика: игра « Назови ласково».

1.5.

Тема: Как я помогаю дома.

Цель: формирование у детей представления об их обязанностях в семье.

Материалы: пластилин, стеки.

Пособия: сюжетная картина.

Ход

Теория: составление рассказов из личного опыта с опорой на картину.

Практика: лепка атрибутов для домашней работы.

1.6.

Тема: Мебель для дома.

Цель: развитие творческих способностей воспитанников.

Материалы: картон, ножницы, клей и т.д.

Пособия: иллюстрации разных видов мебели.

Ход:

Теория: знакомство с разными видами мебели (по сказке «Теремок»).

Практика: конструирование мебели из картона.

1.7.

Тема: Папа, мама, я – дружная семья.

Цель:  формирование представлений о семье.

Пособия: дидактические пособия, иллюстрации, книги.

Ход

Теория: закрепить представления детей о родственных связях.

Практика: назови членов своей семьи по имени.

1.8.

Тема: Мои бабушки и дедушки.

Цель: формирование уважительного отношения к пожилым людям.

Пособия: художественная литература по теме, фотографии, открытки, журналы и т.д.

Ход

Теория: раскрыть значение слова «родословная», «родные», «близкие».

Практика: разучивание стихотворения Л. Квитке «Бабушкины руки».

1.9.

Тема: «Генеалогическое дерево».

Цель: развивать интерес воспитанников к истории семьи.

Материалы: цветной и белый картон, разные виды бумаги, клей, ножницы и т.д.

Пособия: фотографии родственников.

Ход

Теория: расширение знаний о прошлом и настоящем своей семьи.

Практика: изготовление  объемного макета «Генеалогическое дерево» (с привлечением родителей).

2

Родной поселок

2.1.

Тема: Посёлок, в котором я живу.

Цель: формирование первичных представлений о родном поселке.

Материалы: краски, кисти, альбомы.

Пособия: картинки, фотографии с видами нашего посёлка.

Ход

Теория: ознакомление с историей нашего посёлка.

Практика: рисование «Мой поселок  - Малиновка».

2.2.

Тема: Экскурсия в библиотеку поселка.

Цель: расширение и обогащение знаний детей о родном посёлке.

Материалы: цветная бумага, клей, картон, ножницы.

Пособия: иллюстрации, книги, фотографии, открытки и т.д.

Ход

Теория: ознакомление с историей нашего посёлка.

Практика: изготовление книжки – малышки «Моя Малиновка».

2.3.

Тема: Когда была война.

Цель: закрепление представления детей о воинах, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.

Пособия: набор открыток и фотографий, иллюстрации, книги.

Ход

Теория: ознакомление с наследием прошлого нашего посёлка.

Практика: сюжетно – ролевая игра «На войне».

2.4.

Тема: Знакомство детей с культурным наследием нашего народа.

Цель: приобщение детей к культуре и традициям народа.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки, салфетки.

Пособия: мультимедийная образовательная презентация.

Ход

Теория: закрепление знаний о народной культуре родного края.

Практика: лепка куклы – оберега.

2.5.

Тема: Достопримечательности посёлка.

Цель: формирование у детей представления о родном посёлке, об основных архитектурных сооружениях, памятниках.

Материалы: цветная бумага, клей, картон, ножницы.

Пособия: иллюстрации, книги, фотографии, открытки.

Ход

Теория: ознакомление с достопримечательностями посёлка.

Практика: создание фотоальбома «Моя Малиновка».

2.6.

Тема: Известные люди Малиновки.

Цель: воспитание чувства гордости за своих земляков.

Пособия: фотографии известных людей нашего посёлка, книги, открытки.

Ход

Теория: ознакомление с известными людьми нашего посёлка.

Практика: встреча с известными людьми нашего поселка.

2.7.

Тема: Предприятия нашего посёлка.

Цель: ознакомление детей с предприятиями нашего поселка.

Материалы: каменный уголь, простые карандаши, бумага.

Пособия: картинки с изображением предприятий поселка Малиновка.

Ход

Теория: формирование первичных представлений у детей о предприятиях нашего поселка.

Практика: рисование «Шахтеры идут на работу».

2.8

Тема: Наши родители - шахтёры.

Цель: ознакомление детей с профессией - шахтер.

Материалы: каменный уголь, макеты подземной добычи угля, наглядно дидактический материал про шахтеров, предметы труда и специальный костюм шахтера.

Пособия: книги о труде шахтёрском, журналы, фотографии, открытки и т.д.

Ход

Теория: закрепление представления о различных профессиях угольной промышленности

Практика: сюжетно – ролевая игра «Шахтеры».

2.9

Тема: «Мой посёлок».

Цель: воспитание чувства любви и гордости за свой родной посёлок.

Материалы: цветная бумага, клей, картон, ножницы.

Пособия: набор открыток и фотографий о родном посёлке, иллюстрации, книги.

Ход

Теория: расширение знаний о посёлке.

Практика: изготовление альбома «Мой посёлок».

3

Родной край

3.1.

Тема: Почему наш край называется землей Кузнецкой?

Цель: формирование знаний детей о родном крае.

Пособия: иллюстрации, картинки с изображением Земли Кузнецкой.

Ход

Теория: ознакомление с землей Кузнецкой.

Практика: рисование «Мой родной край».

3.2.

Тема: Коренные жители Кузбасса.

Цель: формирование знаний детей о коренных жителях Кузбасса.

Материалы: цветная бумага, клей, шаблоны национальных костюмов.

Пособия: картинки с изображением шорцев в национальных костюмах.

Приложение:

Ход

Теория: ознакомление с коренными жителями Кузбасса.

Практика: аппликация «Шорский национальный костюм».

3.3.

Тема: Символика Кемеровской области.

Цель: формирование знаний о символике Кемеровской области.

Материалы: раскраски с гербом поселка Малиновки, краски, карандаши.

Пособия: картинки с изображением герба поселка Малиновки.

Ход

Теория: познакомить с символикой Кемеровской области.

Практика: раскрашивание герба поселка Малиновки.

3.4.

Тема: «Золото» Кузбасса.

Цель: ознакомление со свойствами угля.

Материалы: угольки, деревянные брусочки, тазик с водой.

Пособия: иллюстрации, картинки с изображением труда шахтеров.

Ход

Теория: закрепление умений детей определять свойства материалов.

Практика: опыт «Уголек».

3.5.

Тема: Труд шахтера.

Цель: формирование знаний детей о труде шахтера.

Материалы: каски, фонарики, крупный строитель.

Пособия: иллюстрации, картинки с изображением труда шахтеров.

Ход

Теория: ознакомление детей с трудом взрослых.

Практика: сюжетно - ролевая игра «Шахтеры».

3.6.

Тема: Растительный мир родного края.

Цель: формирование знаний детей о растительном мире родного края.

Материалы:

Пособия: предметные картинки (растения, животные).

Ход

Теория: знакомство детей с растительным миром родного края.

Практика: распределение картинок по отличительному признаку: растения, животные.

3.7.

Тема: Животный мир родного края.

Цель: формирование знаний детей о животном мире родного края.

Пособия: картинки с изображением животных.

Ход

Теория: знакомство детей с животным миром родного края.

Практика: игра «Кто живет в лесу».

3.8

Тема: День рождения Кузбасса.

Цель: формирование представления о Кузбассе.

Материалы: цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей.

Пособия: набор открыток с празднованием дня рождения Кузбасса.

Ход

Теория: знакомство с традициями празднования дня рождения Кузбасса.

Практика: изготовление открытки «С днем рождения Кузбасс».

3.9.

Тема: Знаменитые люди Кузбасса в военные годы.

Цель: формирование представлений об истории военного времени.

Материалы: ватман, вырезки из журналов, ножницы, клей.

Пособия: картинки, фотографии знаменитых людей военного времени.

Ход

Теория: ознакомление с подвигами знаменитых людей Кузбасса  в военные годы.

Практика: изготовление коллажа «Люди земли Кузнецкой в годы военного времени».

4

Достопримечательности поселка Малиновка

4.1.

Тема: ДК «Прогресс».

Цель: ознакомление с центром культурной жизни поселка Малиновка.

Материалы: бумага, краски, кисти,  цветные карандаши.

Пособия: фотографии ДК «Прогресс».

Ход

Теория: ознакомление с работой кружков, студий ДК «Прогресс».

Практика: нарисуй цирковых артистов.

4.2.

Тема: Площадь торжественных мероприятий.

Цель: формирование представления о площади, как о месте отдыха и проведения времени посельчан.

Пособия: фотографии и иллюстрации поселка.

Ход

Теория: знакомство детей с историей появления сцены, хоккейной коробки, павильона по выдаче коньков и другого спортинвентаря, два тренажерных городка (воркауты) – открытый и закрытый.

Практика:  экскурсия на площадь торжественных мероприятий.

4.3.

Тема: «СОШ №30 имени Н.Н.Колокольцова».

Цель: формирование представления о школе, уроках, оценках.

Материалы: бумага, краски, кисти, цветные карандаши.

Пособия: фотографии с изображением школы.

Ход

Теория: ознакомление с работой школы.

Практика: нарисуй школу.

4.4.

Тема: Поликлиника.

Цель: формирование представления о поликлинике.

Материалы: бумага, краски, кисти, цветные карандаши.

Пособия: фотографии с изображением поликлиники.

Ход

Теория: ознакомление с работой врачей.

Практика: нарисуй врача.

4.5.

Тема: Детская игровая площадка.

Цель: формирование радостного настроения от отдыха на детской площадке.

Пособия: иллюстрации с изображением детской площадки.

Ход

Теория: ознакомление с историей возникновения Детской игровой  площадки. 

Практика: посещение Детской игровой площадки.

4.6.

Тема: Железнодорожный вокзал поселка Малиновка.

Цель: формирование представления о работе железнодорожного вокзала.

Материалы: бумага, краски, кисти, цветные карандаши.

Пособия: фотографии и иллюстрации с изображением вокзала.

Ход

Теория: ознакомление с профессиями работников железнодорожной дороги.

Практика: нарисуй электричку.

4.7.

Тема: Детско-спортивный комплекс «Радуга».

Цель: воспитание культуры поведения в общественных местах.

Пособия: фотографии детско-спортивного комплекса «Радуга».

Ход

Теория: ознакомление с детским городком, где находятся детские горки, качели, карусели, а также модели машин, работающих на разрезе, спортивно – игровые площадки (волейбольная, баскетбольная, футбольное поле, теннисный корт).

Практика: экскурсия на детско-спортивный комплекс «Радуга».

4.8.

Тема: «Обелиск славы».

Цель: формирование знаний о героях, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Пособия: фотографии и иллюстрации «Обелиска славы».

Ход

Теория: ознакомление с историей проведения факельного шествия.

Практика: экскурсия к «Обелиску славы».

4.9.

Тема: Храм – часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Цель: ознакомление с Храмом в память о погибших шахтерах.

Пособия: фотографии и иллюстрации Храма – часовни в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Ход

Теория: ознакомление с историей установки закладного камня и строительством Храма.

Практика: экскурсия к Храму – часовне в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

4. Планируемые результаты освоения Программы и способы определения их результативности

Результативность освоения Программы определяется в рамках возрастной группы по основным блокам.

1. Я и моя семья

Дети осознают себя человеком – членом семейного сообщества, знают о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким. А также владеют знаниями о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях,  родственных отношениях и обязанностях каждого члена семьи.  Воспитанники знают о семейных праздниках, традиционных мероприятиях каждой семьи. У детей воспитывается чувство любви и уважения к самым близким людям. Дошкольники владеют знаниями о генеалогическом древе и умеют его составлять вместе с родителями.

2. Родной посёлок – Малиновка

Дети владеют краеведческими сведениями о родном посёлке, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Формируется гордость за свою малую Родину, желание сделать её лучше. Дети умеют выражать свое отношение к родному посёлку на примерах выдающихся людей нашего края. У детей появляется понимание того, что их поселок Малиновка — частица Родины. Формируется чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям нашего народа. А также владеют общими знаниями о народной культуре, её богатстве и красоте, появляется интерес к народной мудрости, гармонии жизни. Дети имеют представления о достопримечательностях посёлка, об основных архитектурных сооружениях, памятниках. Знают известных людей, которые внесли огромный вклад в развитие и процветание посёлка. Владеют знаниями о градообразующих предприятиях и особенностях угольной промышленности. Понимают сложность шахтёрской профессии и необходимость уважительного отношения к шахтёрскому труду.

3. Родной край

Дети имеют представления об истории Земли Кузнецкой. Владеют знаниями о коренных жителях Кузбасса - шорцах, телеутах, сибирских татарах; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, художниками и музыкантами. Проявляют интерес к своей культуре и культуре народов, живущих рядом.

Осознают себя жителем Кемеровской области и с гордостью относятся к символике Кемеровской области - флагу, гербу, гимну. Имеют представления о полезных ископаемых Кузбасса, о профессиях людей, связанных с угольной промышленностью родного края. Дети владеют краеведческими сведениями о природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Имеют представления о «Красной книге Кемеровской области», об истории военного времени, о героических фактах прошлого, знаменитых людях военного времени.

4. Достопримечательности Малиновки

Дети имеют представления о значимых исторических, культурных, архитектурных и природных объектах, расположенных на территории поселка Малиновка: ДК «Прогресс», Площадь торжественных мероприятий, «СОШ № 30 имени Н.Н. Колокольцова», Поликлиника, Детская игровая площадка, Железнодорожный вокзал поселка Малиновка, Детско-спортивный комплекс «Радуга», «Обелиск Славы», Храм-часовня в честь иконы Божьей матери (взыскание погибших).

Список литературы

  1. Верховцева З.П. Солдаты Сибири. [Текст]/З.П. Верховцева, Кемерово,1998. - 336с.
  2. Кузбасс. Прошлое. Настоящее. Будущее. [Текст]/Кемерово, 1978. - 365с.
  3. Многонациональный Кузбасс. [Текст]/Кемерово, 2003. - 160с.
  4. Тулеев А.Г. Кузбасс. Сибирь. Россия. (Губернаторская пятилетка. 1997 –2002 годы) [Текст]/А.Г. Тулеев, Кемерово, 2002.- 380с.
  5. Феномен Тулеева. [Текст]//Кемерово, 2000. - 224с.
  6. Шуранов Н.П. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. [Текст]/ Н.П. Шуранов, Кемерово, 2000.- С.16-69.
  7. Ермолаев А.Н. Из истории строительства Сибирской железной дороги на территории Кузбасса в конце XIX – начале XX века. [Текст]/ А.Н.Ермолаев. Архивы Кузбасса: Информационно-методический историко-краеведческий бюллетень  №1.Кемерово, 2003.