Урок математики в 5-м классе по теме "Прямоугольник"

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: прямоугольник


Учебник: Математика. Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин и др. – М.: «Просвещение», 2017.

Цель: развивать представление о  прямоугольнике как о геометрической фигуре, научить строить с помощью  чертежных инструментов прямоугольник, закрепить умения вычислять периметр прямоугольника.

Задачи:

  • Образовательная: применять умения нахождения периметра прямоугольника в решении практических задач;
  • Развивающая: развивать познавательную активность, пространственное воображение, навыки самостоятельной работы; логическое мышление; навыки самооценки, рефлексивные способности;
  • Воспитательная: воспитание интереса к предмету, умение работать в коллективе, культуре общения.

Оборудование: презентация к уроку (приложение 1),  мультимедийное оборудование, раздаточный материал, индивидуальные карточки для самостоятельной работы,  листы нелинованной бумаги, ножницы.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Итак, начинаем наш урок.

2. Устный опрос. (слайд)

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!

Игра «Кто быстрее» (слайд)

(класс разбивается на 2 команды)

Расположите ответы в порядке убывания и узнаете тему урока…

ОТВЕТ

п

р

я

м

о

у

г

о

л

ь

н

и

к

3. Объяснение нового материала

Итак, тема нашего сегодняшнего урока…… , (слайд) записываем в тетрадь. Вы уже знакомы с этой фигурой. Но все ли вы помните, мы сейчас проверим.

Работа с математическим текстом (приложение 2)

Задание: прочитать внимательно данный материал, отметить карандашом по тексту то, что уже известно, и то, что не известно.

Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые.

Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами. По этим вершинам обозначается и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначение - не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать четырьмя разными способами:

ABCD,   BCDA,    CDAB,   DABC.

У прямоугольника четыре стороны. Важным свойством прямоугольника является равенство противоположных сторон.

Длины сторон помогают найти периметр прямоугольника.

Чтобы найти периметр прямоугольника, надо сложить длины двух соседних сторон и сумму увеличить в два раза.

Р = 2∙(а + b).

В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ - отрезок, соединяющий две несоседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.

- Что вам известно?

- Что новое вы узнали о прямоугольнике?

Вывод: (слайд) Прямоугольник – это такой четырехугольник, у которого все углы прямые.

(слайд) Посмотрите вокруг и назовите предметы, которые имеют форму прямоугольника.

Работа с учебником: рис. 7.8 стр. 140 – Есть ли среди этих геометрических фигур прямоугольник?  Как проверить, что противоположные стороны прямоугольника равны между собой?

(слайд) Отгадайте загадку:

Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат)

- Квадрат – это прямоугольник или нет?

- Чем квадрат отличается от прямоугольника?

- Можно ли назвать любой прямоугольник квадратом, а квадрат – прямоугольником?

Работа в парах: заполнить таблицу – дети должны найти четыре сходства квадрата и прямоугольника и обдумать, какое общее название имеют эти фигуры.

Квадрат

Линия сравнения

Прямоугольник

 

Количество вершин

 

 

Количество сторон, углов

 

 

Величина углов

 

 

Длина сторон

 

 

Диагонали

 

 

Разбиение фигуры на треугольники одной диагональю

 

 

Разбиение фигуры на треугольники двумя диагоналями

 

(слайды)

Рассмотрим алгоритм построения прямоугольника

  1. Начертим прямой угол и обозначим его вершину буквой А;
  2. От точки А отложим на одной стороне угла отрезок, равный 2 см, а на другой 3 см. Обозначим концы отрезков буквами B и D;
  3. Построим прямой угол с вершиной в точке В, и отложим на стороне угла отрезок ВС, равный 3 см;
  4. Соединим точки С и D отрезком.

4. Закрепление

1. Постройте на листе нелинованной бумаги:

а) прямоугольник со сторонами 4 см и 5 см;

б) квадрат со стороной 4 см 3 мм.

(слайд)

2. Найдите периметр квадрата со стороной:

а) 5 см; б) 7 см 5 мм; в) 10 см 3 мм.

(Ответы: 20 см, 30 см, 41 см 2 мм)

3. Найдите периметр прямоугольника со сторонами 3 м 45 см и 1 м 70 см.

(Ответ: (345 + 170) * 2 = 1030 см = 10 м 30 см)

5. Литературная минутка. (слайд)

Учитель читает стихотворение, а командам надо сделать решение на бумаге

Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший — квадратный
Добродушный, приятный.
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
— Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему: — Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!
Но квадрат ответил: — Брат!
Я же старше, я — квадрат:
Я сказал еще нежней:
— Неизвестно, кто нужней!
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
— Приятных я тебе Желаю снов!
Знать, ложился — был квадратным,
А проснешься без углов!
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он — нет квадрата,
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.

6. Физпауза

Один ученик – 1 метр.

Построить прямоугольник с периметром 12 м.

(4 + 2) * 2 = 12

Построить квадрат с таким же периметром.

7. Практическая работа. Работа в группах. (приложение 3)

На партах фигуры. Найти периметр, сделав необходимые измерения.

8. Проверка знаний

Учитель: Проверим, как вы поняли новый материал.

Графический диктант (+ – да, – нет)

  1. Прямоугольник – это четырёхугольник, в котором все углы прямые
  2. Смежные стороны прямоугольника – это длина и ширина.
  3. Периметр – это произведение сторон прямоугольника.
  4. Диагональ – это отрезок, соединяющий две противоположные вершины прямоугольника.
  5. Квадрат это прямоугольник с равными сторонами.

(Ответ:  ++-++)

9. Рефлексия «Все в твоих руках» (слайд)

Ребятам предлагается обвести свою руку и выбрать нужный пальчик с надписью. На ладошке написать ответ на вопрос «Чему я научился на уроке?»

10. Оценивание. Выставление оценок

Кто работал лучше всех?

Учитель:

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.

11. Дом. задание

п. 7.2 №541

Дополнительное задание.

Сложите из спичек фигуру, изображенную на рисунке.

  • Сколько здесь квадратов?  (5)
  • Как убрать 2 спички, чтобы осталось 3 квадрата?
  • Чтобы осталось 2 квадрата?