Учебник: Математика. Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин и др. – М.: «Просвещение», 2017.
Цель: развивать представление о прямоугольнике как о геометрической фигуре, научить строить с помощью чертежных инструментов прямоугольник, закрепить умения вычислять периметр прямоугольника.
Задачи:
- Образовательная: применять умения нахождения периметра прямоугольника в решении практических задач;
- Развивающая: развивать познавательную активность, пространственное воображение, навыки самостоятельной работы; логическое мышление; навыки самооценки, рефлексивные способности;
- Воспитательная: воспитание интереса к предмету, умение работать в коллективе, культуре общения.
Оборудование: презентация к уроку (приложение 1), мультимедийное оборудование, раздаточный материал, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, листы нелинованной бумаги, ножницы.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
Итак, начинаем наш урок.
2. Устный опрос. (слайд)
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Игра «Кто быстрее» (слайд)
(класс разбивается на 2 команды)
Расположите ответы в порядке убывания и узнаете тему урока…
ОТВЕТ
п | р |
я |
м |
о |
у |
г |
о |
л |
ь |
н |
и |
к |
3. Объяснение нового материала
Итак, тема нашего сегодняшнего урока…… , (слайд) записываем в тетрадь. Вы уже знакомы с этой фигурой. Но все ли вы помните, мы сейчас проверим.
Работа с математическим текстом (приложение 2)
Задание: прочитать внимательно данный материал, отметить карандашом по тексту то, что уже известно, и то, что не известно.
Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами. По этим вершинам обозначается и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначение - не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать четырьмя разными способами:
ABCD, BCDA, CDAB, DABC.
У прямоугольника четыре стороны. Важным свойством прямоугольника является равенство противоположных сторон.
Длины сторон помогают найти периметр прямоугольника.
Чтобы найти периметр прямоугольника, надо сложить длины двух соседних сторон и сумму увеличить в два раза.
Р = 2∙(а + b).
В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ - отрезок, соединяющий две несоседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.
- Что вам известно?
- Что новое вы узнали о прямоугольнике?
Вывод: (слайд) Прямоугольник – это такой четырехугольник, у которого все углы прямые.
(слайд) Посмотрите вокруг и назовите предметы, которые имеют форму прямоугольника.
Работа с учебником: рис. 7.8 стр. 140 – Есть ли среди этих геометрических фигур прямоугольник? Как проверить, что противоположные стороны прямоугольника равны между собой?
(слайд) Отгадайте загадку:
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат)
- Квадрат – это прямоугольник или нет?
- Чем квадрат отличается от прямоугольника?
- Можно ли назвать любой прямоугольник квадратом, а квадрат – прямоугольником?
Работа в парах: заполнить таблицу – дети должны найти четыре сходства квадрата и прямоугольника и обдумать, какое общее название имеют эти фигуры.
Квадрат |
Линия сравнения |
Прямоугольник |
|
Количество вершин |
|
|
Количество сторон, углов |
|
|
Величина углов |
|
|
Длина сторон |
|
|
Диагонали |
|
|
Разбиение фигуры на треугольники одной диагональю |
|
|
Разбиение фигуры на треугольники двумя диагоналями |
|
(слайды)
Рассмотрим алгоритм построения прямоугольника
- Начертим прямой угол и обозначим его вершину буквой А;
- От точки А отложим на одной стороне угла отрезок, равный 2 см, а на другой 3 см. Обозначим концы отрезков буквами B и D;
- Построим прямой угол с вершиной в точке В, и отложим на стороне угла отрезок ВС, равный 3 см;
- Соединим точки С и D отрезком.
4. Закрепление
1. Постройте на листе нелинованной бумаги:
а) прямоугольник со сторонами 4 см и 5 см;
б) квадрат со стороной 4 см 3 мм.
(слайд)
2. Найдите периметр квадрата со стороной:
а) 5 см; б) 7 см 5 мм; в) 10 см 3 мм.
(Ответы: 20 см, 30 см, 41 см 2 мм)
3. Найдите периметр прямоугольника со сторонами 3 м 45 см и 1 м 70 см.
(Ответ: (345 + 170) * 2 = 1030 см = 10 м 30 см)
5. Литературная минутка. (слайд)
Учитель читает стихотворение, а командам надо сделать решение на бумаге
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший — квадратный
Добродушный, приятный.
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
— Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему: — Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!
Но квадрат ответил: — Брат!
Я же старше, я — квадрат:
Я сказал еще нежней:
— Неизвестно, кто нужней!
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
— Приятных я тебе Желаю снов!
Знать, ложился — был квадратным,
А проснешься без углов!
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он — нет квадрата,
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.
6. Физпауза
Один ученик – 1 метр.
Построить прямоугольник с периметром 12 м.
(4 + 2) * 2 = 12
Построить квадрат с таким же периметром.
7. Практическая работа. Работа в группах. (приложение 3)
На партах фигуры. Найти периметр, сделав необходимые измерения.
8. Проверка знаний
Учитель: Проверим, как вы поняли новый материал.
Графический диктант (+ – да, – нет)
- Прямоугольник – это четырёхугольник, в котором все углы прямые
- Смежные стороны прямоугольника – это длина и ширина.
- Периметр – это произведение сторон прямоугольника.
- Диагональ – это отрезок, соединяющий две противоположные вершины прямоугольника.
- Квадрат это прямоугольник с равными сторонами.
(Ответ: ++-++)
9. Рефлексия «Все в твоих руках» (слайд)
Ребятам предлагается обвести свою руку и выбрать нужный пальчик с надписью. На ладошке написать ответ на вопрос «Чему я научился на уроке?»
10. Оценивание. Выставление оценок
Кто работал лучше всех?
Учитель:
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
11. Дом. задание
п. 7.2 №541
Дополнительное задание.
Сложите из спичек фигуру, изображенную на рисунке.
- Сколько здесь квадратов? (5)
- Как убрать 2 спички, чтобы осталось 3 квадрата?
- Чтобы осталось 2 квадрата?