Цели: Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
- Воспитание качеств гражданина, патриота;
- Развитие национального самосознания;
- Воспитание толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
- Применение приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Компетенция - это способность и готовность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода.
Коммуникативная компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание.
Компетентность - владение соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности. Коммуникативная компетентность обучающихся с ОВЗ предполагает: соблюдение правил поведения, соблюдение правил этикетного общения. Коммуникативная компетентность это овладение средствами коммуникации такими, как: владение вербальными и невербальными способами общения, соблюдение норм речевой коммуникации.
Общение – это процесс обмена информацией с помощью: словесных(вербальные) способов общения (высказывания, тексты), и несловесных (невербальных) способов общения (изображения, знаки, физические предметы, поступки).
Коммуникативная компетентность обучающихся с ОВЗ включает развитие: умений и навыков практического владения выразительными движениями, навыков общения в различных жизненных ситуациях, творческих способностей, активности, самостоятельности, выработку положительных черт характера, коррекцию нежелательных черт характера и поведения.
Направления по воспитанию социально-коммуникативных навыков: Формирование уважительного отношения к обществу, развитие личностных качеств, организация досуга. Одна из форма организации общения это – занятие. На занятиях, коммуникативные компетенции у обучающихся с умственной отсталостью формируются, через формы игровой деятельности, которые подразделяются на:
- одиночную
- коллективную
- парную
- массовою
- групповую
- индивидуальную
Как средство невербального общения, на занятиях используются система символов (пиктограммы). Использование пиктограмм в работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков. Обучающиеся конструируют фразы с помощью пиктограмм, им предлагается у рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т.п. и произнести фразу, соответствующую этим изображениям, либо выбрать нужную пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм необходимо узнать и показать ту, которую назвали.
Современные ИКТ обеспечивают активное, творческое овладение учащимся изучаемого предмета, позволяют изложить материал на новом качественно более высоком уровне.
Медиаобразование призвано готовить подрастающее поколение к жизни в новых информационных условиях, научить его полноценно воспринимать различную информацию, понимать ее, осознавать ее возможные социальные последствия и воздействие на психику человека, овладевать способами общения на основе вербальных и визуальных форм коммуникации.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».