Главное отличие урока в бассейне от урока в зале состоит в том, что среди пришедших на занятие и освобожденных от физических нагрузок есть ученики, которые не владеют навыком плавания (по медицинским показаниям или вновь прибывшие). А, следовательно, для вовлечения в образовательный процесс всех обучающихся целесообразно разделить детей на 3 подгруппы, каждая из которых получает свое задание на уроке.
В целях развития интеллектуальных способностей занимающихся, а также для привития интереса к регулярным занятиям плаванием, была создана система формул и графической записи И.П. основных упражнений. Расширив владение данным навыком, обучающие получают возможность общаться «на одном языке» с преподавателем, что улучшает понимание предмета, повышает моторную плотность урока, и в дальнейшем, позволяет ребенку вести самостоятельную тренировочную деятельность.
Учебное оборудование и инвентарь в помещении бассейна:
- плавательные доски, колобашки (по количеству занимающихся);
- конусы яркой окраски (4 шт.);
- школьная передвижная доска;
- видеокамера, транслирующая online - урок на внешний экран (например, на телевизор).
Учебное оборудование в помещении холла бассейна: телевизор, принимающий с видеокамеры online - урок.
Место проведения - бассейн ГБОУ города Москвы «Школа Марьина Роща имени В.Ф.Орлова» (12,5 м х 8,4 м; 4 дорожки; глубина 0,8–1,5м).
Задачи урока:
- Совершенствование движений рук и ног в плавании брассом на груди и на спине.
- Совершенствование техники плавания брассом с различным сочетанием движений рук и ног в согласовании с дыханием.
- Развитие скоростно-силовых качеств.
- Содействие развитию интеллектуальных способностей.
- Формирование интереса к изучаемому предмету и заинтересованности в занятиях плаванием.
Форма проведения урока - практическое занятие с элементами исследовательской деятельности.
- I группа занимающихся (основная); имеют плавательные принадлежности для урока в бассейне;
- II группа занимающихся (временно освобожденных от физической нагрузки); имеют ручку и рабочий лист №1, располагаются в холле бассейна перед экраном, принимающим online изображение урока.
- III группа занимающихся (освобожденных от плавания по медицинским показаниям и не проходивших ранее курс обучения плаванию); имеют ручку и рабочий лист №2, располагаются в холле бассейна.
Занимающиеся II и III группы находятся под наблюдением инструктора.
Описание урока.
В процессе урока обучающимся предстоит:
- ознакомиться с историей возникновения способа плавания «брасс»;
- закрепить знания о правилах поведения и технике безопасности на занятиях в бассейне;
- повысить свои интеллектуальные способности: посредством выполнения ситуационных задач - занимающиеся I группы; на основе меж предметных связей - занимающиеся II и III группы;
- расширить умение составлять формулы плавательных упражнений и использовать графическую запись исходных положений.
- приобрести умение правильно сочетать движения рук и ног с дыханием при плавании брассом (для обучающихся основной группы).
Особенности способа плавания «брасс».
Обучение брассу - важный этап в общем освоении навыка плавания. Брасс, являясь наименее энергозатратным способом плавания, применяют для отдыха и расслабления на воде. Элементы брасса на груди и на спине используют в прикладных целях, для помощи пострадавшим на воде и в различных экстремальных ситуациях. Симметричные движения рук и ног, а также удлиненная фаза скольжения позволяют широко использовать брасс, как средство лечения и профилактики при различных нарушениях осанки.
Основной особенностью данного способа плавания является то, что движения рук и ног происходят в горизонтальной плоскости. Это отличает брасс от трех других спортивных способов плавания (кроля на груди, кроля на спине и дельфина), где движения совершаются в вертикальной плоскости. Кроме того, гребок руками в брассе (а именно, все его фазы: захват, разведение и выведение) производят в воде, т.е. отсутствует пронос над водой как в других способах.
Данные особенности брасса обуславливают то, что его освоение происходит не одновременно с кролем (на груди и на спине) и дельфином. Во избежание отрицательного переноса навыков, обучение целесообразно начинать с трех «родственных» способов. Затем, уже после закрепления техники «вертикальными способами плавания» (и на ряду с их совершенствованием), мы приступаем к освоению «горизонтального способа плавания» - брасса.
Ход урока
Теоретическая часть
1. Инструктаж по технике безопасности при проведении занятия в бассейне и, непосредственно, при плавании брассом;
2. Особенности техники плавания брассом (в процессе урока);
3. Повторение основных правил записи формул плавательных упражнений и графических изображений И.П. (Приложение 1).
4. Постановка задач;
Деление на 3 подгруппы:
- занимающиеся 1-й подгруппы - переходят в раздевальные залы, подготавливаются к занятию в бассейне;
- занимающиеся 2-й подгруппы - в холле бассейна, заполняют первое задание рабочего листа №1 (Приложение 2), далее перед телевизором, смотрят трансляцию online - урока, выполняют второе задание рабочего листа, выделяя технические ошибки у предварительно закрепленного за каждым из них «подопечного», занимающегося в воде; выполняют третье задание, предлагая способы устранения технических ошибок;
- занимающиеся 3-й подгруппы - в холле бассейна заполняют рабочий лист №2 (Приложение 3).
Конспект урока
I группа | II группа |
III группа |
|
Подготовительная часть (15 мин с теоретической частью) |
|
||
Выполняемые действия и упражнения |
Пояснения и методические указания |
Выполняют задание 1 |
Выполняют |
На суше: |
|
||
1) Упражнение «Цапля»; |
Стоя, подтянуть пятку к ягодице, взяться за пятку рукой-развернуть стопу - пауза |
||
2) Движения руками брассом |
При необходимости с помощью преподавателя, который направляет и корректирует правильную траекторию движения |
||
В воде: |
на мелком месте, стоя в наклоне, руки на воде; |
||
4) Упражнение «лягушка» |
лежа в положении «звездочка на спине», подтянуть пятки к ягодицам, взяться руками за пятки - развернуть стопы - пауза), повторить, повернувшись на грудь |
||
Основная часть (23 мин ) Online-урок |
|
||
1. Скольжения с дополнительными элементами |
Выполняют задание 2 |
Выполняют |
|
1) И.П. - руки впереди; скольжение на груди с последующим гребком брассом до бедер; |
отсылка к теоретической части урока. |
||
2. Упражнения для проработки первого элемента из основной заявленной темы. (5 мин) Мотивационная задача. «Молчанка» |
|||
1) И.П. - руки впереди; плавание с помощью рук брассом и ног кролем, вдох в начале гребка |
«Молчанка»: |
||
2) И.П. - руки впереди; плавание с помощью рук брассом и ног дельфином, вдох в начале гребка |
|||
3) И.П. - руки впереди, колобашка в ногах; плавание с помощью рук брассом, вдох в начале гребка |
|||
4) И.П. - руки впереди, ноги скрестно; плавание с помощью рук брассом, вдох в начале гребка |
|||
3.Упражнения для проработки второго элемента из основной заявленной темы, или элемента дополнительной темы. (5 мин) Техническая задача. «Step by step» |
|||
1) И.П. - руки впереди с доской; плавание с помощью ног брассом (вдох перед подтягиванием ног) |
«Step by step» (по лестнице вверх): |
||
2) И.П. - руки впереди с доской; плавание с помощью ног брассом, делая 3 поворота доски во время выдоха (вдох перед подтягиванием ног) |
|||
3) И.П. - руки вдоль туловища; плавание с помощью ног брассом (вдох перед подтягиванием ног); |
|||
4) И.П. - руки сзади пальцы в «замке»; плавание с помощью ног брассом (вдох перед подтягиванием ног); |
|||
5) И.П. - руки сзади пальцы в «замке»; плавание с помощью ног брассом с последующим поворотом на спину и обратно (вдох – во время поворота на спину, выдох-при движении на груди) |
|||
4. Упражнение на расслабление (или игровое упражнение). |
|||
И.П. - лежа в положении «звездочка на спине» |
выполнять 90 сек, не вставая на дно |
||
5. Основное задание I. (5 мин) |
|||
1) И.П. - руки впереди; плавание с помощью рук и ног брассом в сочетании: 1 гребок руками - 2 толчка ногами - пауза (вдох в начале гребка) |
|
||
2) И.П. - руки впереди; плавание с помощью рук и ног брассом в сочетании: 2 гребка руками - 1 толчок ногами – пауза (вдох в начале каждого гребка) |
|
||
3) И.П. - руки впереди; плавание с помощью рук и ног брассом в сочетании: гребок руками - пауза - толчок ногами – пауза (вдох в начале гребка) |
|
||
4) И.П. - руки впереди; плавание с помощью рук и ног брассом в сочетании: 1 гребок руками -1 толчок ногами – пауза - 1 гребок до бедер - 1 толчок ногами - пауза (вдох в начале каждого гребка) |
|
||
6. Упражнение на дыхание |
|||
Выдохи в воду с седом на дно «по-турецки»; |
15 раз |
||
7. Основное задание II. (5 мин) Целевая задача. «Игра скоростей». |
|||
1) первый отрезок –быстро; второй-свободно; третий-быстро (●▬●) |
«Игра скоростей»: Бассейн разделить по длине на 3 равных отрезка, обозначив границы яркими конусами. Каждый бассейн проплывается брассом в полной координации, с заданным темпом. Если оговорить заранее, что быстрый отрезок обозначается как ●, а свободный, как ▬, то задание можно записывать на доске (Азбука Морзе) |
||
2) первый и третий – свободно; второй- быстро (▬●▬) |
|||
3) первый и второй – быстро; третий – свободно (●●▬) |
|||
4) первый и второй свободно; третий - быстро (▬ ▬●) |
|||
Заключительная часть. 7 мин |
|||
Упражнение на расслабление (или игра) |
Выполняют задание 3 |
Выполняют |
|
1) Плавание способом брасс на спине |
с наименьшим количеством циклов движений на 1 бассейн. |
||
2) Организованный выход из воды. |
|
||
1. Анализ пройденного материала. |
|||
2. Домашнее задание: |