Музыкальный материал: Прокофьев С.С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта»; Равель М. «Красавица и чудовище».
Цель урока: Создание персонажа по мотивам музыкальных произведений.
Задачи:
- формирование целенаправленного освоения интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа;
- познакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности;
- на музыке С.С.Прокофьева учить детей анализировать музыкальное произведение, особенности музыкального языка композитора;
- воспитание эстетического вкуса, культуры слушания, творческого «видения» музыки.
Методы:
- наглядный (карточки и картинки муз.инструментов);
- практический (работа в группах);
- творческий;
- словесный;
- частично-поисковый.
Формы:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Ход урока
Разделы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности |
Музыкальное приветствие. |
- Умению слушать, понимать и чувствовать Ответы детей. |
- А какие картины может изображать музыка? Вот мы и подошли к теме урока. Кто может её назвать? |
Картины природы, образы людей, животных… Портрет в музыке. |
|
2. Формулирование темы, целей урока |
Замечательно. Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. И целью нашего урока будет: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками: масляные, акварельные, гуашь. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными. |
|
3. Открытие нового знания |
Послушайте пьесу Мориса Равеля «Красавица и чудовище». |
Слушают и выполняют задание учителя. |
Образ Красавицы представлен как вы сказали духовым инструментом. Это деревянный духовой инструмент КЛАРНЕТ, он и поет такую изящную и нежную мелодию. - Давайте послушаем тему Красавицы и «нарисуем» ее, какими краски вы применили бы, какой вы ее представили? А образ Чудовища исполняет вот такой большой инструмент под названием ФАГОТ. |
Тему Красавицы исполняют духовые инструменты, а Чудовища громкий и резкий по звучанию инструмент. |
|
- Что дальше происходит? | Ответы детей. | |
Вдруг все обрывается генеральной паузой. Слышится глиссандо арфы и волшебный звон треугольника. Чудесное превращение Чудовища в прекрасного принца свершилось: его тяжеловесный, неуклюжий прежде мотив становится мелодией солирующей скрипки в высоком регистре с флажолетами, а затем солирующей виолончели. «Я умираю счастливым, так как мне выпала радость увидеть вас еще раз». — «Нет, мое дорогое Чудовище, вы не умрете: вы будете жить, чтобы стать моим супругом!...» Чудовище исчезло, и она увидела у своих ног принца, более прекрасного, чем Амур, который благодарил ее за то, что она положила конец волшебству |
Между темами возникает диалог, а затем они объединяются и звучат все более взволнованно и пылко. | |
4. Применение нового знания. |
Прослушивание произведения «Танец рыцарей» |
Ученики дают характеристику |
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
- Какие герои понравились сегодня на уроке? |
|
6. Подведение итогов |
Мы еще раз убедились, что если внимательно слушать музыку, можно представить образы. Передающее данное произведение. Можем «увидеть» этих героев и создать их Портрет. |
|